Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 12:36, курсовая работа
Исходным условием, объективной основой и конструктивным инструментом становления профессионального менеджера является потенциал его самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего, обязан организоваться сам.
Цель работы – изучить самопознание. Задачи работы:
1) охарактеризовать сущность самопознания;
2) проанализировать содержание самопознания.
Введение 3
1. Сущность самопознания 4
1.1. Природа самопознания 4
1.2. Проявления самопознания 5
1.3. Проблема самопознания 10
2. Содержание самоорганизации как составляющей самопознания 16
2.1. Основы формирования потенциала самоорганизации 16
2.2. Мобилизация самоорганизации 18
2.3. Применение ресурсов самоорганизации в менеджменте 19
3. Влияние самоорганизации на лидерство менеджера в организации 21
Заключение 29
Список литературы 30
Исследуя ту же самую проблему самопознания, современная психология концентрирует внимание на следующих задачах, без решения которых невозможна эффективная деятельность человека.
1. При решении проблемы
самопознания важно учитывать,
что в данном случае речь
идет не о познании того, что
находится вне нас, а о
2. Но даже не вполне
исчерпывающие и не совсем
точные результаты самоанализа,
3. Далеко несовершенные
в самом начале итоги анализа
своих возможностей, конечно, будут
нуждаться в существенной
4. Однако вся эта
работа самосовершенствования
Так, среди качеств, необходимых современному специалисту, руководителю любого уровня и направления наиболее часто упоминаются. например, такие как:
умение общаться с людьми;
творческие способности;
хорошие организационно-технические навыки в своей отрасли;
педагогические способности, т.е. умение не только накапливать информацию, но и передавать ее другим в доступной форме, выступая в роли инструктора, преподавателя;
хорошие знания в области математики, информатики, компьютерной техники, их применения в своей области:
навыки финансовой, инвестиционной деятельности;
знание иностранных языков, в первую очередь таких «горячих», как английский, немецкий, японский, что особенно увеличивает шансы найти хорошую работу;
очень важны хорошие навыки эффективного самопознания и самосовершенствования, ил и самоменеджмента.
Но не менее важно иметь представление и о тех качествах, которые негативно сказываются на деятельности любого специалиста, руководителя, снижают ее эффективность. Среди качеств, препятствующих успешной карьере любого работника, часто указываются такие как:
отсутствие четких жизненных и профессиональных целей;
недостаточная способность творческого подхода к делу;
боязнь дел, связанных с риском;
смутное представление о своих способностях;
слабое развитие профессионально значимых навыков;
нехватка энергии, активности, слабые волевые качества;
неумение влиять на людей, обучать их;
неспособность к самоменеджменту, саморазвитию.
5. Растущая сложность, многообразие производственной деятельности порождает еще одну первостепенную задачу самопознания и самосовершенствования — четкое планирование личной деятельности, включая личную жизнь.
Правда, есть мнение, что планирование, особенно излишне детализированное, лишает нашу жизнь значительной доли ее привлекательности в виде присущей ей спонтанности, непредсказуемости, порождает однообразие и скуку, поскольку пытается втиснуть живую жизнь в жесткие рамки плановых показателей. Конечно, в подобной позиции есть своя доля истины.
Но не следует забывать, что альтернативой планированию, вносящему в нашу жизнь организованность и порядок, может быть только состояние неорганизованности и беспорядка, порождающее в нас чувства тревоги, беспокойства и неуверенности в своих возможностях справиться славиной неожиданно наваливающихся на нас разнообразных дел и забот, спланировать которые мы не захотели. Именно подобные ситуации часто служат причиной тяжелых стрессов, которые в связи с их широким распространением среди руководящих работников получили наименование «синдрома менеджера».
6. Отсюда еще одной
задачей самопознания является
анализ способов и приемов
постоянного поддержания на
Указанная проблематика
оказывается все более
Конечно, никого нельзя принудить к самосовершенствованию, ни уговорами, ни угрозами, ни гипнозом, если у человека нет к тому собственного внутреннего побуждения. Но наше собственное несовершенство обычно застигает нас врасплох. Недостаточность самообладания человек начинает замечать в трудных ситуациях: повышение объема и сложности работы; острый конфликт, болезнь, возраст и т.п. Тут-то и обнаруживается, что многим простым вещам нужно учиться или доучиваться: сосредоточению и мобилизации, переключению внимания, эмоциональной перестройке, расслаблению, отдыху, сну.
Причем управлять собой оказывается трудно, когда это особенно необходимо. Огромное большинство людей этому никогда специально не учится. Поэтому и не удивительно, что и к экзаменам приходят неподготовленными?
Человеческая мудрость
издавна учит нас управлять собой.
Между современным
Но по-прежнему какой-то панацеи здесь нет. Но есть живой поток мысли, в который может войти каждый, пройдя по перекресткам знания, где на разных языках говорят об одном и том же. Суть этих идей можно свести к следующему:
нельзя изменить себя в желаемую сторону, не изучая себя постоянно:
нельзя изучить себя, не пытаясь себя изменить;
нельзя изучать себя, не изучая с равной заинтересованность других людей, хотя бы одного человека, но чем больше, тем лучше;
нельзя изучить человека холодно, равнодушно, по-настоящему познать человека можно, только помогая ему;
ни себя, ни других нельзя изучить иначе, как в деятельности и общении;
изучение человека и самоизучение принципиально незавершимы, потому что человек с точки зрения современной теории систем есть «открытая система», меняющаяся во многом не-
предсказуемо; больше, чем какое-либо другое существо, человек
«становится», но не «есть».
В этом и состоят некоторые трудности самопознания, самосовершенствования, самоупpaвления2.
Сущность самоорганизации
менеджера, характеризующаяся
· исследование и формирование собственных представлений;
· осмысление и обеспечение удовлетворения потребностей;
· накопление, систематизация и развитие необходимых знаний;
· оценка, освоение и совершенствование личных деловых качеств;
· обучение конкретным
организационным навыкам и
· овладение культурой взаимоотношений в организации и обществе;
· достижение уровня развития личности, адекватного данной организации;
· получение и закрепление формального и неформального статуса.
В конкретном процессе организации
каждая из этих позиций открывает
целое направление, в рамках которого
формируются и реализуются
Рис. 2. Позиционирование самоорганизации менеджера
Свод позиций самоорганизации сложен по своей структуре, объединяющей исключительное разнообразие действий. Эти и многие другие составляющие определяют конкретное содержание самоорганизации, но, ни в коем случае не исчерпывают всех возможных форм ее проявления, поскольку их разнообразие определяется индивидуальностью личности менеджера. Вот почему самоорганизацию менеджера, да и личности каждого работника, в менеджменте принято структурировать по группам, которые объединяют однородные или применяемые на единой основе действия. Такую структуру условно возможно представить следующим образом:
В приведенной на рисунке 2 модели выделяется четыре сектора формирования и развития самоорганизации менеджера. Они условно обозначают постановочные, стагнационные, прогрессивные и регрессивные тенденцииее формирования и реализации. В каждом из выделенных секторов позиционируется по шесть наиболее значимых составляющих самоорганизации менеджера, обозначенных широко распространенными названиями. Вместе с тем, некоторые из них в процессе осмысления и сопоставления требуют дополнительного пояснения. Так, самообразование обеспечивает определенный уровень знаний, а саморазвитие – комплекс составляющих, в котором знания становятся основой навыков и инструментом действий3.
Для эффективной мобилизации ресурсов самоорганизации важно понимать различия между составляющими, позиционируемыми в противоположных секторах представленной на рис. 30 модели. Так, самовыражение предполагает любые, в том числе и деструктивные действия, характеризующие индивидуальные особенности личности, а самореализация – достижение определенного результата мобилизации ее потенциала. Или освоенная работником реальная самостоятельность отличается от самоутверждения тем, что последнее предполагает получение статуса самостоятельности любыми методами и средствами.
Понятно, что содержание
приведенных на рисунке 30 секторов
можно дополнять и
Руководствуясь прикладным подходом, как сам менеджер, так и его работодатель, способны адекватно оценивать и конструктивно развивать необходимые составляющие его самоорганизации. Это важно не только при подборе и выдвижении менеджера, но и при построении программ его деловой адаптации, профессиональной специализации, повышения квалификации. Причем, здесь некоторые из составляющих самоорганизации, обычно оцениваемые как негативные, могут быть не только объектно и предметно допустимыми, но и целенаправленно востребованными, даже совершенно необходимыми для решения конкретных задач.
Постановка и применение
прикладного подхода