Сфера семейных отношений правовой аспект семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель: Знакомство подростка с его правами и обязанностями в аспекте семейных отношений.
Материал: доска, мел (ватман, маркер)
Основные понятия:
Семья
Право
Обязанность
Правовое отношение

Вложенные файлы: 1 файл

Семейные отношения.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)
 

    СФЕРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    ПРАВОВОЙ  АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

    Введение

    Семейные  отношения есть элемент системы  отношений личности, имеющий свои особенности и способы урегулирования. Семейное право – это совокупность правовых норм, регулирующих семейные, т.е. личные, и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из брака, кровного родства, принятия детей в семью на воспитание. Особого внимания заслуживает проблема определения семейного правого статуса подростков, вернувшихся из мест заключения. Актуальность проблемы обусловлена несколькими факторами:

  1. Необходимостью участия семьи в правовой защите подростка посредством представления его интересов в обществе (несовершеннолетние дети находятся под опекой своих родителей или людей, их заменяющих).
  2. В связи с разрастающейся криминогенной ситуацией вокруг рынка недвижимого имущества, многие освобожденные из колонии подростки оказываются лишенными не только родительского попечительства, но и законно принадлежащей им жилищной площади. Например, без согласия подростка продаются или размениваются квартиры, в которых номинально прописан этот подросток, что является нарушением конституционально установленного его права на жилплощадь.

    Подросток - правонарушитель, таким образом, возвращаясь  в реальную, «свободную» жизнь, должен иметь представление о своих правах и обязанностях как гражданина правового государства, чтобы затем не оказаться невольной жертвой неиспользованных им прав. Следуем тому же примеру с разделом жилищной площади: в этом случае, если подросток не знает своего права на эту квартиру,  возможен деструктивный выход. Например, возвратившись в свой родной дом и не встретив там родственников, подросток вынужден становиться беспризорным, в конечном счете, идущим на новое преступление.

    Примером возврата в криминальный мир может стать ситуация, когда подросток слепо следует просьбам своей семьи, пренебрегая своими правами (ради матери или отца он соглашается на продажу квартиры, но не осознает, что лишает себя возможности нормальной жизни по возвращению), ставя под угрозу свое существование в социуме как полноправного гражданина. Важно помочь подростку развести понятия «любовь» и «право», «любовь» и «закон». Несомненно, такая нелегкая задача не может быть решена за одно занятие, однако стоит предложить подростку набор реальных ситуаций (см. далее), с помощью анализа которых он бы смог убедиться в необходимости правовой самозащиты.

    С другой стороны, правовой аспект семейных отношений подразумевает также  и тот факт, что не только семья  соблюдает права подростка, но и подросток соблюдает права семьи.

    Цель: Знакомство подростка с его правами и обязанностями в аспекте семейных отношений.

    Материал: доска, мел (ватман, маркер)

    Основные  понятия:

  • Семья
  • Право
  • Обязанность
  • Правовое отношение

    План:

  1. Дискуссия на тему актуальности обсуждаемой проблемы. Мнение участников по этому поводу. Дискуссия может проводиться с помощью следующих вопросов:
  • На что ты имеешь право в своей семье?
  • Кому и чем ты обязан?
  • Какие права есть у твоих членов семьи?
  • Какие законы ты ввел бы в своей семье?
  • Что делать, если нет семьи?
  • Куда можно пойти, если нет семьи?
  • Как защититься от семьи?
  • Каково твое законное место в твоей семье?
  • На что ты можешь рассчитывать со стороны членов семьи?
  • На что они могут рассчитывать?
  1. Основной ход занятия.
  1. Заключительная часть: закрепление приобретенных знаний, умений и навыков. Работа с актуальными чувствами. Такими чувствами могут быть агрессия, истерика, обида, уход и т.д. С каждым из состояний необходимо работать индивидуально, уделяя внимание не только данной ситуации, но и особенностям поведения участника в жизни вне группы.

    Методическое  обеспечение ведущего: семейный кодекс, Конституция РФ, Декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

    Ход занятия:

    Занятие проводится в форме мозгового  штурма на тему «Возможные проблемы, возникающие в семье по поводу моих прав и обязанностей. Пути их решения».

    На  заключительном этапе всего занятия  необходимо закрепление приобретенных  знаний, умений, навыков, что может  быть сделано в виде составления  небольшой памятки «Свод законов моей семьи», в которой подробно стоит описать юридические права и обязанности каждого ее члена.

    Заключительная  фраза ведущего может быть примерно такой:

    «Сейчас у нас с Вами состоялся разговор, в ходе которого каждый из вас узнал о существовании возможности быть не только наказанным государством, но и также быть защищенным с его помощью. Как вы смогли увидеть, защита иногда бывает необходима даже в семейных отношениях, во многих спорных вопросах, решение которых находится в компетенции закона. Однако вам следует понимать, что выбор остается за вами: знать эти права или пользоваться ими? Попытавшись сегодня решить поставленную вами проблему, предлагая множество решений, вы смогли увидеть, что главное решение действительно существует, и что его можно воплотить и в реальной жизни».

    Приложение. Предложим перечень возможных проблем, которые могут стать предметом обсуждения на таком занятии:

  • Братья и сестры лишают меня жилищной площади.
  • Семья продолжает приобщать меня к преступлениям, а я не хочу вновь «попадать».
  • Я отказываюсь жить в своей семье (например, появление неродного родителя, не принимающего меня, алкоголизм моих родителей и т.д.).
  • У меня нет семьи (не было и до осуждения, либо не стало за период отбывания срока).
  • Вопрос наследства.
 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ  

    Ведение

    Экономическая сфера семьи включает в себя домоводство  и семейный бюджет, который представляет собой баланс доходов и расходов. Бюджет семьи зависит от уровня доходов  ее членов, от количества работающих членов семьи, от состояния здоровья членов семьи, от количества и качества капиталовложений, личностных качеств членов семьи. Равноправное и целесообразное распределение обязанностей между членами семьи выступает  важнейшим условием формирования эффективных экономических отношений.

    Возвращаясь из мест лишения свободы, подросток 14 – 18 лет еще не имеет возможности  экономического самообеспечения и, говоря языком экономистов, становится еще одной статьей расходов семейного  бюджета. В связи с этим возможны конфликтные ситуации, причиной которых становится семейный экономический кризис, а также то, что подросток не принимает участия в пополнении семейного бюджета (обвинения со стороны родителей, ограничение в  одежде, питании и т.д.). С другой стороны, иногда, чтобы как – нибудь помочь своей семье, подростки идут на новое преступление (воровство, грабеж, разбой и т.д.), что опять возвращает их в мир криминальных отношений.

    Задача  экономической ресоциализации подростков – правонарушителей может решаться в нескольких направлениях:

  1. Социальное направление: Выделение семьям освобождающихся подростков со стороны государства денежной компенсации в целях экономического содействия в ресоциализации (например, целевые взносы для покупки одежды, питания и т.д.).
  2. Психологическое направление: Изменение установки на иждивенчество в семье на установку участия в экономическом сотрудничестве.

    Иного решения требуют ситуации, когда  осужденный возвращается в интернат или детский дом, не имея своей  семьи и хотя бы минимальной экономической поддержки. В этом случае перед подростком стоит задача моментальной ориентации в социуме с целью нахождения в нем своего места и возможности существования. Со стороны государства важно предусмотреть такие ситуации и оказать первоначальную экономическую поддержку выпускающимся подросткам.

    Возвращение подростка в семью изменяет ее обычное состояние, и причиной этих изменений становится он сам. В связи  с этим становится актуальным вопрос о содействии подростку в осознании  своего места и функции в семье  как экономической системе, формировании установки на экономическую автономию в семье.

    Цель: Осознание особенностей взаимоотношений в семье как экономической структуре

    Материал: блокноты, ручки

    Основные  понятия:

  • Семейный бюджет
  • Бытовая функция семьи
  • Иждивенчество
  • Экономическая независимость

    План:

    1. Дискуссия по проблеме экономической  зависимости от семьи. Дискуссия  может проводиться по следующим  вопросам:

  • Как я помогаю своей семье?
  • Кому и сколько я должен?
  • Какое место я занимаю в семейных расходах и доходах?
  • Какое значение деньги имеют в моем общении с семьей?

    2. Основная часть.

    3. Заключение. Результатом занятия  должно стать закрепление установки  на экономическую автономию в  семье. Мы предполагаем здесь  то, что, являясь членом семьи,  подросток может либо напрямую участвовать в доходах семьи, зарабатывая деньги и обеспечивая свое существование, либо, не имея возможности работать, выполняет работу по дому.

    Методическое  обеспечение ведущего: семейный кодекс, Конституция РФ, Декларация прав человека, Декларация прав ребенка.

    Ход занятия:

    Занятие проводится в форме игры «Семейный  пирог». Группе представляется возможность  разработать критерии деления семейного  пирога. Желательно, чтобы количество критериев было не ограничено, однако каждый из критериев был объясним и реален.

    Вариантом работы может быть коррекция инфантильных установок типа «Родители должны меня обеспечивать», «Я не должен работать»  и т.д. у участников. Актуализация установок возможна в ситуации ведения  тренинга, а также в специально созданных для этого условиях типа ролевой игры.

    Ролевая игра представляет собой набор ролей  и правил, соблюдение которых позволяет  отследить основные тенденции в  поведении участников.

    Что касается применения ролевой игры в  целях работы с установками, то в  данном случае работа возможна по следующим этапам:

  1. Выявление когнитивного компонента установки: формулирования установки в виде высказывания типа «Я должен…», «Я всегда…» или «Я никогда…» и т.д.
  2. Выявление эмоционального компонента установки, работа с чувствами, возникающими при актуализации установки.
  3. Выявление поведенческого компонента установки: работа с ситуацией, в которой проявляется установка, и формой ее реализации.

    Результатом работы со всеми 3 компонентами является выход на жизненный сценарий, типичные психологические игры и манипуляции.

    Роли  в игре: отец и сын. Выбираются 3 исполнителя  роли сына. Сюжет игры может заключаться  в следующем: сын (17 лет) вернулся из колонии и вечером разговаривает  с отцом по поводу дальнейшей жизни. Каждому из «сыновей» даются разные установки, например:

  • «До 18 лет я могу не работать»
  • «Завтра пойду искать работу»
  • «Если что – то предложат стоящее, пойду на работу, а так – буду отдыхать»

    Задача  «отца» - понять установки каждого  из сыновей, попытаться договориться с  «сыном», отследить свое отношение к «сыну» в каждом из случаев.

    Результатом занятия должно стать осознание  участниками необходимости экономического участия в жизни семьи, своих  возможностей подобного участия (бытовые  обязанности, обучение, работа и т.д.). 
 

Информация о работе Сфера семейных отношений правовой аспект семейных отношений