Творческое воображение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 11:10, доклад

Краткое описание

Границы младшeго шкoльнoгo вoзраста, сoвпадающие с периoдoм oбучeния в начальнoй школe, устанавливаются в настoящее время с 6-7 до 9—10 лет. Сoциальная ситуация развития: Внутренняя пoзиция учeника как челoвека, сoвершенствующего самого себя. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретическая часть.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

- проведение  развивающего эксперимента.

Развитие совершается  в процессе обучения и воспитания. Оно формируется в процессе взаимодействия с миром, посредством овладения  в процессе обучения содержания материальной и духовной культуры, искусства. Поэтому  есть возможность говорить о специальном, целенаправленном формировании творческого мышления, о системном формирующем воздействии.

 

1.3 Способы  развития творческого мышления  в младшем школьном возрасте

 

Важную роль в подготовке к творческому труду  играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном  мышлении ученика. Здесь важен сам психологический механизм деятельности, в которой формируется умение решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование у младших школьников творческого  мышления возможно лишь на основе учета  педагогом основных особенностей детского творчества и решения центральных задач в развитии творческого мышления.

П. Б. Блонским были точно подмечены основные отличительные  черты детского творчества: детский  вымысел скучен и ребенок не критически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Главным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прошлого опыта человека. Отсюда вытекает и первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся умения творчески решать математические задачи, необходимо прежде всего позаботиться о развитии у них математического кругозора, о создании реальной чувственной основы для воображения.

Особенностью  творческого мышления школьников является то, что ребенок некритически относится  к своему продукту творчества. Детский  замысел не направляется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективен.

Развитие творческого  мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее  умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем  более сложные математические задания  выполняют дети.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая  задача в развитии творческого мышления учащихся - обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.

А. Савенков, работающий над исследованием специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

- паритет заданий  дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать;

- доминирование  развивающих возможностей учебного  материала над его информационной  насыщенностью;

- сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования;

- доминирование  собственной исследовательской  практики над репродуктивным  усвоением знаний;

- ориентация  на интеллектуальную инициативу, понятия «интеллектуальная инициатива» предполагает проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно альтернативный путь решения, рассматривать проблему на более глубоком уровне либо с другой стороны;

- неприятие  конформизма, необходимо исключать  все моменты, требующие конформистских  решений;

- формирование  способностей к критичности и  лояльности в оценке идей;

- стремление  к максимально глубокому исследованию  проблемы;

- высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;

- индивидуализация - создание условий для полноценного  проявления и развития специфичных  личностных функций субъектов  образовательного процесса;

- проблематизация  - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

Таким образом, соблюдение этих условий даст возможность  формирования творческого мышления школьников.

Так же выделяют три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

1) индивидуализация  образования;

2) исследовательское  обучение;

3) проблематизация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II Экспериментальные исследование психологических особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста

 

2.1 Организация  и методы исследования психологических  особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста

Эмпирическую базу нашего исследования составили учащиеся МОУ  «Средняя общеобразовательная школа  с углубленным изучением отдельных  предметов №39» г. Саранска (n = 62, Всего  в исследовании приняли участие 61 человек.). Посещено 15 уроков, ИЗО.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение  изученной литературы, эксперимент (констатирующий и формирующий), сравнительный  анализ полученных данных.

Исследования проводились в четыре этапа. На первом этапе (ноябрь 2011 — февраль 2011гг.) было проведено изучение, обобщение и анализ научно-методической литературы по проблеме особенностей творческого мышления детей младшего школьного возраста. На основе анализа изученных литературных источников сделан обзор литературы, представленный в первой главе данного исследования.

На втором этапе (март 2012 — апрель 2012 гг.) проведено тестирование младших школьников обучающихся  в 3 классах.

На третьем этапе  исследования (март 2013 — апрель 2013 гг.) проведено повторное тестирование обучающихся в 4 классах.

На четвертом  этапе данной работы (апрель 2013 - май 2013гг.) была проведена статистическая обработка и анализ полученных результатов.

На втором этапе исследования в 2012 году для  выявление последующей динамики развития творческих способностей младших школьников, нами был проведен ряд методик, а именно: методика «Кубика-Рубика», методика-прогрессивные матрицы Равена, краткий тест креативности Торренса (фигурная форма) и батарея тестов креативности Е. Туник (создана на базе креативных тестов Гилфорда).  Тексты методик в Приложения

В нашей работе мы использовали батарею тестов Е.Туник  и Торренса(см. Приложение 1).

Показатели по всем частям теста определяются факторами, установленными в исследованиях Дж. Гилфорда:

1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов.

2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.

3) Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответов.

4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

 

2.2 Анализ и  описание полученных результатов

 

Результаты  диагностики уровня развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

 

 

 

 

Уровни развития

3 Б  (2011-2012 уч.г.)

4 Б  (2012-2013 уч.г)

Наглядно-действенное мышление

Очень высокий

3 (9%)

6 (19%)

Высокий

13 (41%)

20 (62%)

Средний

12 (37,5%)

4 (12,5%)

Низкий

4  (12,5 %)

2 (6,5 %)

Очень низкий

-

-

Наглядно-образное мышление

Очень высокий

-

6 (19%)

Высокий

15 (46,5%)

17 (53%)

Средний

13 (41%)

7 (22%)

Низкий

4 (12,5%)

1 (3%)

Очень низкий

-

1 (3%)


 

 

 

Уровни развития

3 В  (2011-2012 уч.г.)

4 В  (2012-2013 уч.г.+)

Наглядно-действенное мышление

Очень высокий

1 (3%)

2 (7%)

Высокий

7 (23%)

12 (40%)

Средний

14 (46%)

11 (36%)

Низкий

4 (14%)

4 (14%)

Очень низкий

4 (14%)

1 (3%)

Наглядно-образное мышление

Очень высокий

-

3 (10%)

Высокий

5 (16%)

10 (33%)

Средний

15 (50%)

10 (33%)

Низкий

6 (20%)

3 (10%)

Очень низкий

4 (14%)

4 (14%)



Информация о работе Творческое воображение