Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:43, курсовая работа
Цель данной работы- изучить темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Объект исследования- свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности .
Предмет исследования- роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
Задачи исследования- исследование ставит перед собой следующие задачи:
Дать понятия темпераменту и индивидуальному стилю деятельности.
Рассмотреть роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности
Проанализировать результаты исследования.
Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Характеристика темперамента.
Определения понятия «темперамент»………………………………………….5
Основные теории темперамента…………………………………………………..7
Характеристика основных типов темперамента………………………….14
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности.
2.1. Структура индивидуального стиля деятельности…………………………17
2.2. Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности………………………………………………………………………………………….20
Глава 3. Изучение темперамента.
3.1. Организация и методы исследования темперамента…………………..22
3.2. Анализ результатов исследования………………………………………….…….25
Заключение……………………………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………………
Впоследствии сам Кречмер
Свойства темперамента связывали
не только со строением тела, но и
с особенностями нервной системы. Так,
И. П. Павлов в публикации за 1927 год стал
понимать под темпераментом тип высшей
нервной деятельности. Он выделил три
свойства нервной системы с помощью которых
можно оценить ее работу: сила – выносливость
нервных клеток, показатель истощаемости
или утраты нейронами некоторого ресурса
энергии, уравновешенность – характеризует
соотношение процессов возбуждения и
торможения, подвижность – показатель
быстроты смены процесса возбуждения
торможением и наоборот. Описывая типы
темперамента Павлов делал упор на тип
нервной системы. В связи с этим он описал
существующие четыре типа темперамента
следующим образом: холерический тип (безудержный)
обладает сильной неуравновешенной нервной
системой, сангвинический тип (уравновешенный)
имеет сильную уравновешенную подвижную
нервную систему, флегматическому типу
(инертный) присуща сильная уравновешенная
инертная нервная система, а меланхолическому
типу (слабый, тормозный) приписывается
слабая нервная система.
Теоретическая концепция Павлова позволила
подвести под психологические категории
поведения (темперамент) более современную
физиологическую основу. Идеи Павлова
были развиты Б. М. Тепловым и В. Д. Небылициным.
В начале ХХ века образовалось новое направление в изучении темперамента. Попытки строгого разделения индивидов на группы по свойствам были признаны искусственными. Новое же направление представляло собой не описание «чистых» типов темперамента, как было ранее, а описание отдельных его свойств. Первыми исследованиями в данном направлении стали исследования голландских психологов Г. Хейманса и Е. Вирсмы. Они разработали опросник, состоящий из 90 вопросов, и опробовали его на 2,5 тысячах испытуемых. На основании полученных результатов были выделены три
основные биполярные характеристики
темперамента (факторы), которые можно
описать следующим образом.
Первый фактор - эмоциональность – отсутствие
эмоциональности. Это свойство определяется
измерением частоты и силы эмоциональных
реакций по отношению к ситуациям, вызвавшим
эти реакции.
Следующим фактором является активность
– пассивность. Оценить это качество можно
по проявлению в труде, способе проведения
досуга, отношению к обязанностям.
Последним фактором является первичная
функция – вторичная функция. С первичной
функцией связывается быстрое реагирование
на воздействие окружающей среды, но вместе
с тем и быстрое угасание реакции. Вторичная
функция характеризуется слабой первоначальной
реакцией на стимул, однако, с постепенным
ее усилением и способностью сохраняться
более длительное время, по сравнению
с первичной функцией.
В результате комбинирования приведенных
черт Хейманс и Вирсма выделили восемь
типов темперамента: сангвинический, флегматический,
холерический, увлекающийся, аморфный,
апатичный, нервный и сентиментальный.
Еще одна попытка определить структуру
темперамента с помощью факторного
анализа была предпринята английским
психологом С. Бертом. Им был использован
перечень основных эмоций, выделенных
У. Мак-Дауголлом: гнев, страх, нежность,
любопытство, чувство безопасности, дружелюбие,
удовольствие, ощущение неприятности,
половое влечение, отвращение и покорность.
Исследовав проявление этих эмоций у различных
групп испытуемых, Берт выделил три фактора
темперамента: общая эмоциональность
(эмоциональная неустойчивость), стенические
(экспрессивные) эмоции – астенические
(заторможенные) эмоции, положительные
эмоции – отрицательные эмоции. Описанные
взгляды Берта на структуру темперамента
не получили широко распространения.
Наиболее успешной является тринадцатифакторная
теория темперамента Дж. Гилфорда. С помощью
четырех составленных им анкет Гилфорд
определил 13 факторов, которые по его мнению,
составляют устойчивую характеристику
индивида. Эти факторы не были связаны
с социальной и интеллектуальной сферой,
что позволило их отнести именно к темпераменту,
а не к личности, которая является
более широкой понятием и, помимо
темперамента, охватывает и другие параметры.
Тринадцатифакторная модель Гилфорда
включает общую активность, доминантность,
мужество, уверенность в себе, спокойствие
(самообладание), общительность, рефлексивность,
депрессию, эмоциональность, сдержанность,
беспристрастность, доброжелательность
и терпимость (кооперативность).
Ученица Гилфорда К. Лоуэлл предприняла
попытку модифицировать его теорию. На
основе исследований группы, состоящей
из 200 студентов младших курсов с помощью
трех анкет своего учителя, Лоуэлл разработала
четырехфакторную модель темперамента.
К этим факторам относятся вспыльчивость
– сдержанность, реализм, эмоциональность
и социальная адаптируемость. Статистическая
обработка данных показала отсутствие
корреляции между данными факторами, следовательно,
они независимы друг от друга.
Согласно характерологической теории
К. Леонгарда существуют шесть типов темперамента
или акцентуаций.
Гипертимический темперамент отличается
усиленной жаждой деятельности, наличием
оптимистических черт в поведении, инициативностью,
повышенной речевой активностью, живостью
и веселостью.
Дистимический тип темперамента характерен
для пассивного человека с пониженной
речевой активностью и замедленностью
действий.
Аффективно-лабильный тип имеют люди с
резкой сменой гипертимных и дистимных
состояний.
Аффективно-экзальтированный темперамент
встречается у людей, легко приходящих
в восторг от радостных событий и в полное
отчаяние от печальных.
Для эмотивного типа характерны черты
аффективно-экзальтированного, однако,
он отличается более медленным возникновением
эмоций.
Тревожный тип отличается повышенным
уровнем тревожности.
Эта типология, выведенная эмпирическим
путем, предназначена для клинических
целей и должна использоваться с большой
осторожностью для характеристики темперамента
здоровых людей. Но и среди последних могут
встречаться лица с выраженными чертами
одного из данных типов.
Немалый вклад в развитие теорий
темперамента внес английский психолог
Г. Айзенк. Он разработал свою модель определения
типа темперамента на основании двух полярных
шкал: экстраверсии – интроверсии и эмоциональной
стабильности – лабильности. Первая шкала
характеризует индивида со стороны «открытости»
внешнему миру, а вторая – со стороны его
эмоциональной устойчивости. По Айзенку
сангвиник определяется сочетанием таких
свойств как экстраверсия и эмоциональная
стабильность, холерик – сочетанием экстраверсии
и лабильности, меланхолик – интроверсии
и лабильность, а флегматик, в свою очередь,
- интроверсии и эмоциональной стабильности.
Стоит также отметить, что в данной модели
отсутствуют такие характеристики темперамента,
как эмоциональная возбудимость и реактивность.5
1.3.Характеристика типов темперамента
«Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным»6. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.
На сегодняшний день в психологии наиболее широкое распространение получила типология темпераментов, выделенная еще в Античности. Она состоит из четырех, уже ставших классическими, типов: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.
Сангвинический
темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми,
жизнерадостен, легко переключается
с одного вида деятельности на другой,
но не любит однообразной работы. Он
легко контролирует свои эмоции, быстро
осваивается в новой
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен,
спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое
до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны. Причина этого
- уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Но у флегматика следует развивать недостающие
ему качества - большую подвижность, активность,
не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности,
вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры,
чрезмерно подвижны, неуравновешенны,
возбудимы, все психические процессы
протекают у них быстро, интенсивно.
Преобладание возбуждения над торможением,
свойственное этому типу нервной
деятельности, ярко проявляется в
несдержанности, порывистости, вспыльчивости,
раздражительности холерика. Отсюда
и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности.
Но у человека с холерическим темпераментом
запас нервной энергии может быстро истощиться
в процессе работы и тогда может наступить
резкий спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают
психические процессы, они с трудом
реагируют на сильные раздражители;
длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее.
В работе меланхолики обычно пассивны,
часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность
всегда связана с сильным нервным напряжением).
Чувства и эмоциональные состояния у людей
меланхолического темперамента возникают
медленно, но отличаются глубиной, большой
силой и длительностью; меланхолики легко
уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения,
хотя внешне все эти переживания у них
выражаются слабо.
Итак, «темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента»7. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
2.1. Структура индивидуального стиля деятельности
Согласно исследованиям
Среди особенностей структуры ИСД можно выделить следующие: особенности, составляющие ядро индивидуального стиля. Среди них так же выделяют особенности, благоприятствующие успеху, и особенности, мешающие успеху. Первые особенности принято обозначать «А», вторые - «Б». Отметим, что данное деление на группы можно считать условными, так как в тот или другой момент одна и та де особенность деятельности может оказаться либо в группе «А», либо в группе «Б».Однако в меру наличия у человека типологически обусловленных особенностей деятельности, благоприятствующих успешному ее выполнению, возникают и другие элементы пристройки к ядру стиля, а именно поиски и максимальное использование всех возможностей, которые открываются в связи с этой категорией особенностей деятельности [1]. Следовательно, среди особенностей, являющихся дополнением к ядру индивидуального стиля, можно выделить следующие две категории: особенности, носящие компенсаторные значения («В»), и особенности, связанные с максимальным использованием приспособительных возможностей («Г»).Интегральный эффект взаимодействия человека с социальной средой. Возможна ситуация, когда под индивидуальным стилем деятельности необходимо понимать интегральный эффект воздействия человека с социальной средой. В этом случае формируется отдельная задача. Как заявлял Климов Е.А “мы должны в каждом конкретном случае уметь быстро распознать, где есть или где должен быть сформирован индивидуальный стиль, под которым понимается некоторая система индивидуально-своеобразных приемов и способов решения задачи”.Для решения этой задачи необходимо выделить систему «субъект - объект» и определить состояние, к которому должна придти система. Более того, необходимо выделить существенные условия, от которых будет зависеть достижение цели.
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности