Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 23:20, реферат
Цель работы – изучить роль темперамента в структуре личности и его проявление в повседневной жизни.
ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ТЕМПЕРАМЕНТЕ 4
ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА 7
ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА 11
ЛИЧНОСТЬ И ТЕМПЕРАМЕНТ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
При рассмотрении Немовым Р.С. темперамента как психобиологической категории им высказывается точка зрения, что свойства темперамента не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Он считает, что генетически заданные свойства темперамента в процессе взаимодействия со средой трансформируются, приобретая новое качество.
Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.
Степень проявления различных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различна, но определенное соотношение этих свойств постоянно.
Взаимная связь свойств, характерная для каждого типа темперамента, проявляется также в том, что качественная характеристика каждого отдельного свойства зависит от всех остальных свойств типа темперамента.
Е.И.Рогов со ссылкой на Я.Стреляу дает следующие характеристики основных классических типов темперамента4.
САНГВИНИК. Человек
с повышенной реактивностью, но при
этом активность и реактивность у
него уравновешены. Он живо, возбужденно
откликается на все, что привлекает
его внимание, обладает живой мимикой
и выразительными движениями. По незначительному
поводу он хохочет, а несущественный
факт может его рассердить. По его
лицу легко угадать его настроение,
отношение к предмету или человеку.
У него высокий порог
Сангвиник легко
сходится с новыми людьми, быстро привыкает
к новым требованиям и
Сангвинический
темперамент деятельности характеризует
человека весьма веселого нрава. Он представляется
оптимистом, полным надежд, юмористом,
шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется,
но столь же быстро остывает, теряет
интерес к тому, что совсем еще
недавно его очень волновало
и притягивало к себе, т.е. он –
человек с сильной, уравновешенной,
подвижной нервной системой, обладает
быстрой скоростью реакции; подвижность
его нервной системы
При правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.
ХОЛЕРИК. Как и сангвиник, холерик отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Нервная система
определяется преобладанием возбуждения
над торможением; неуравновешенность
его нервной системы
ФЛЕГМАТИК обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.
МЕЛАНХОЛИК. Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты.
Немов при характеристике меланхолического темперамента деятельности ссылается на Канта: этот темперамент свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой, что показывает на слабую нервную систему. Он обладает повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздражитель уже может вызвать «срыв», растерянность. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.
В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают продуктивно. В благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в искусстве – музыке, рисовании, поэзии.
Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью и отзывчивостью: кто сам раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую сам причиняет другим людям.
Своеобразны проявления темперамента в общении. Типы темперамента накладывают свой отпечаток на способы общения, определяя степень активности в налаживании контактов.
Так сангвиники быстро устанавливают социальные контакты. Они не способны предаваться мрачным мыслям и страхам. В общении они являются инициаторами, легко вступают в компании, способны занимать в них лидирующее положение.
Холерики, отличающиеся чрезмерной подвижностью и импульсивностью, также быстро устанавливают межличностные контакты. Однако если партнеры по общению по своим данным не соответствуют ожиданиям холерика, то он скоро теряет к ним всякий интерес, завязывает новые знакомства. Холерика следует постоянно загружать полезной работой, в противном случае он может стать источником межличностных конфликтов в коллективе.
Флегматики социальные контакты устанавливают медленно. В новом окружении, скорее всего, замыкаются в себе. Свои чувства флегматики проявляют мало, долго не замечают, что кто-то ищет повод познакомиться с ними, зато они устойчивы и постоянны в своем отношении к человеку, любят находиться в узком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.
Меланхолики отличаются робостью, осторожностью в контактах, повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Чрезмерная чувствительность вызывает у них постоянную потребность в сопереживании. Именно чувство сопереживания становится для меланхолика своеобразным стимулом к установлению контактов с людьми.
Необходимо отметить, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Однако следует, что воспитание человека (или его ошибки) с одним и тем же темпераментом может приводить к различным последствиям при формировании его как личности.
Личность и
темперамент связаны между
В.Д. Небылицын, изучая проблемы индивидуальных различий, высказали мысль о том, что люди различаются между собой не конечными результатами действий, а способами достижения этих результатов5. Приемы же и способы работы у разных людей различны и во многом зависят от особенностей темперамента. В.С. Мерлин, разносторонне изучив индивидуальный стиль деятельности, показал, что этот стиль вырабатывается и совершенствуется в процессе активного поиска приемов и способов действий с целью достижения наилучших результатов работы применительно к своему темпераменту6. Здесь под индивидуальным стилем деятельности понимается обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему выполнению возложенных на него обязанностей.
От темперамента зависят многие другие свойства личности, например, такие, как впечатлительность и эмоциональность.
Впечатлительность — это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного человека оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впечатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них.
Эмоциональность – это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более, чем у неэмоционального человека, выработаны всевозможные телесные реакции, связанные с эмоциями. Эмоциональный индивид — это тот, кто почти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во власти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбуждения или, напротив, подавленности.
Рассмотренные выше свойства и особенности темперамента показывают тесную связь темперамента с другими свойствами личности и прежде чего с характером. Под характером понимается совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для человека способы поведения.
Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены, прежде всего, не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Наряду с характером определенная связь темперамента существует и с другими свойствами личности, такими как способности, направленность личности и мотивация. В совокупности эти свойства определяют (наряду с темпераментом) индивидуальные различия, которые, по выражению А. Анастази, порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью индивида и его средой.
Темперамент оказывает влияние на формирование индивидуального стиля деятельности учащихся, студентов. По данным И.В. Дубровиной, одни юноши и девушки решают учебные задачи быстро и правильно, другие - быстро, но не всегда правильно, третьи - медленно и правильно, четвертые – медленно и с ошибками7. Представители медленных, инертных типов (флегматики и меланхолики) тратят больше времени на подготовительную работу (сбор и обдумывание материала, написание черновиков и т. п.), подвижные индивиды (сангвиники и холерики) этот этап проходят в свернутом виде, сразу стремясь выполнить задание набело. Из этого следует, что значительные индивидуальные различия учащихся требуют нахождения оптимальных вариантов сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы обучаемых. А это невозможно без учета типов темперамента школьников и студентов, их психологических индивидуальных особенностей.
Проявление темперамента зависит также от особенностей эмоционально-волевой сферы личности. На основе флегматического темперамента, - как отмечает А.Г. Ковалев8, - скорее может сформироваться методическая, интеллектуальная форма воли; на основе холерического - эмоционально-порывистая воля. Образующиеся волевые качества характера, в свою очередь, позволяют регулировать проявления темперамента в процессе деятельности.
Восприятие
реального времени у