Темперамент и характер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:00, контрольная работа

Краткое описание

Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ТЕМПЕРАМЕНТ
2.1 Общее понятие о темпераменте.
2.2 Физиологическая основа темперамента.
2.3 Психологическая характеристика темпераментов.
2.4 Темперамент и личность.
3. ХАРАКТЕР
3.1 Общее понятие о характере.
3.2 Физиологические основы характера.
3.3 Типическое и индивидуальное в характере
4 Тестовое задание
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 34.02 Кб (Скачать файл)

 

Меланхолический темперамент.

У меланхоликов медленно протекают  психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем  и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

Психологи установили, что слабость нервной системы  не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более  успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с  другими. Слабая нервная система - нервная  система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной  системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его  учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.

"Чистые" темпераменты  встречаются относительно редко. [5]

2.4. Темперамент и личность.

Темперамент является природной  основой проявления психологических  качеств личности. Однако при любом  темпераменте можно сформировать у  человека качества, которые несвойственны  данному темпераменту. Психологические  исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько  изменяется под влиянием условий  жизни и воспитания. Темперамент  может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек  может изменить в определенную сторону  свой темперамент. Известно, например, что А. П. Чехов был человеком  очень уравновешенным, скромным и  деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем  к жене О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы он у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным. [2]

 

 

 

3. ХАРАКТЕР

3.1. Общее понятие о  характере.

В буквальном переводе с  греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера. [4]

3.2. Физиологические основы  характера.

Физиологической основой  характера является сплав черт типа высшей нервной деятельности и сложных  устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального  жизненного опыта. В этом сплаве системы  временных связей играют более важную роль, так как тип нервной системы  можно сформировать все общественно  ценные качества личности. Но, во-первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов нервной  системы и, во-вторых, эти системы  связей проявляются своеобразно  в зависимости от типов. Например, решительность характера можно  воспитать и у представителя  сильного, возбудимого типа нервной  системы, и у представителя слабого  типа. Но воспитываться она будет  по-разному и проявляться будет по-разному в зависимости от типа. [1]

3.3. Типическое и индивидуальное в характере.

Из сказанного ясно, что  характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а  также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и  развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его  воспитания. Влияния эти носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в условиях определенного  исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его жизненный  путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и  его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего, поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты характера. [3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Тестовое задание.

Установите какие особенности характерны темпераменту, а какие-характеру.

Особенности проявления :

Аккуратность-характер

Альтруизм-характер

Импульсивность-темперамент

Динамичность-темперамент

Медлительность-темперамент

Ответственность-характер

характер классифицируется  по набору определённых черт:

- по отношению человека  к окружающим людям (грубость, отзывчивость, чёрствость и т.д.);

- отношение к деятельности (лень, активность, добросовестность);

- отношение к вещам  (скупость, бережливость, аккуратность);

- отношение к внутреннему  «я» (гордость, эгоизм).

Темперамент гораздо проще  разделить на типы, чем характер. Они общеизвестны: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик.

 

 

 

 

 

5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свойства личности, выражающие отношение  человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных  особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. В своем формировании, развитии и функ.черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.Свойства личности, выражающие отношение человека к действительности, всегда образуют некоторое своеобразное сочетание, представляющее не сумму отдельных особенностей данного человека, а единое целое, которое называют характером. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом.Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.Черты характера - это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности. Черт характера, или качеств личности, очень много. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно между собой связаны, влияют друг на друга, но все-таки отражают отношение человека к разным сторонам жизни. Группа первая - черты характера, в которых выражены убеждения и идеалы, направленность личности. Вторая группа - волевые черты характера.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга  позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с  общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется  под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным  процессом.

 

6.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Левитов Н. Д. Психология характера, изд. 3. М., "Просвещение", 1969

2.  Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970.

3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.

4. Шепель В. М. Управленческая психология. Москва, "Экономика", 1984.

5.  Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984.


Информация о работе Темперамент и характер