Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:04, доклад
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д.
Темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и
меланхолический.
Темперамент - это индивидуальные
особенности человека, определяющие динамику
протекания его психических процессов
и поведения. Под динамикой понимают темп,
ритм, продолжительность, интенсивность
психических процессов, в частности эмоциональных
процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека - подвижность,
активность, быстроту или замедленность
реакций и т. д. Темперамент характеризует
динамичность личности, но не характеризует
ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности
личности, не определяет ее возможности
(не следует смешивать свойства темперамента
со свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент.
1.Общая активность психической деятельности
и поведения человека выражается в различной
степени стремления активно действовать,
осваивать и преобразовывать окружающую
действительность, проявлять себя в разнообразной
деятельности. Выражение общей активности
у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной
стороны, вялость, инертность, пассивность,
а с другой - большая энергия, активность,
страстность и стремительность в деятельности.
Между этими двумя
полюсами располагаются представители
различных темпераментов.
2. Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние активности двигательного
и речедвигательного аппарата. Выражается
в быстроте, силе, резкости, интенсивности
мышечных движений и речи человека, его
внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности
), говорливости ( или молчаливости ).
3. Эмоциональная активность выражается
в эмоциональной впечатлительности ( восприимчивость
и чуткость к эмоциональным воздействиям
), импульсивности, эмоциональной подвижности
(быстрота смены эмоциональных состояний,
начала и прекращение их). Темперамент
проявляется в деятельности, поведении
и поступках человека и имеет внешнее
выражение. По внешним устойчивым признакам
можно до известной степени судить о некоторых
свойствах темперамента.
Психологическая
характеристика темпераментов
темпераменты являются "основными
чертами" индивидуальных особенностей
человека. Их принято различать следующим
образом: сангвинический, флегматичный,
холерический и
меланхолический.
Установлена зависимость между типом
высшей нервной деятельности и темпераментом.
Типы высшей нервной деятельности и их
соотношение с темпераментом сила нервн.
процессов уравновешенность нерв. процессов
подвижность нерв. процессов темперамент
сильный уравновешенный подвижный сангвиник
сильный инертный флегматик сильный неуравновешенный
холерик слабый меланхолик
Сангвинический темперамент.
Сангвиник быстро сходится с людьми,
жизнерадостен, легко переключается с
одного вида
деятельности на другой, но не любит однообразной
работы. Он легко контролирует
свои эмоции, быстро осваивается в новой
обстановке, активно вступает в контакты
с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая
и сопровождается выразительными
мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется
некоторой двойственностью. Если раздражители
быстро меняются, все время поддерживается
новизна и интерес впечатлений, у сангвиника
создается состояние активного возбуждения
и он проявляет себя как человек
деятельный, активный, энергичный. Если
же воздействия длительны и однообразны,
то они не поддерживают состояния активности,
возбуждения и сангвиник теряет
интерес к делу, у него появляется безразличие,
скука, вялость.
У сангвиника быстро возникают чувства
радости, горя, привязанности и недоброжелательности,
но все эти проявления его чувств неустойчивы,
не отличаются длительностью и глубиной.
Они быстро возникают и могут так же быстро
исчезнуть или даже замениться противоположными.
Настроение сангвиника быстро меняется,
но, как правило, преобладает хорошее настроение.
Флегматический темперамент.
Человек этого темперамента медлителен,
спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое
до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо,
они обычно невыразительны. Причина этого
-
уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в отношении
его к событиям и явлениям жизни флегматика
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества -
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы
он проявлял безразличие к деятельности,
вялость, инертность, которые очень легко
могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому
себе.
Холерический темперамент.
Люди этого темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы протекают у
них быстро, интенсивно. Преобладание
возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко
проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают;
настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность,
свойственная холерику, ярко связывается
и в его деятельности: он с увеличением
и даже страстью берется за дело, показывая
при этом порывистость и быстроту движений,
работает с подъемом, преодолевая трудности.
Но у человека с холерическим темпераментом
запас нервной энергии может быстро истощиться
в процессе работы и тогда может наступить
резкий спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает. В общении
с людьми холерик допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность,
что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве
он создает конфликтные ситуации в
коллективе. Излишняя прямолинейность,
вспыльчивость, резкость, нетерпимость
порой делают тяжелым и неприятным пребывание
в коллективе таких людей.
Меланхолический темперамент.
У меланхоликов медленно протекают психические
процессы, они с трудом реагируют на сильные
раздражители; длительное и сильное напряжение
вызывает у людей этого темперамента замедленную
деятельность, а затем и прекращение ее
В работе меланхолики обычно пассивны,
часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность
всегда связана с сильным нервным
напряжением). Чувства и эмоциональные
состояния у людей меланхолического темперамента
возникают медленно, но отличаются глубиной,
большой силой и длительностью;
меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят
обиды, огорчения, хотя внешне все эти
переживания у них выражаются слабо. Представители
меланхолического темперамента склонны
к замкнутости и одиночеству, избегают
общения с малознакомыми, новыми людьми,
часто смущаются, проявляют большую неловкость
в новой обстановке. Все новое, необычное
вызывает у меланхоликов тормозное состояние.
Но в привычной и спокойной обстановке
люди с таким темпераментом чувствуют
себя спокойно и работают очень продуктивно.
У меланхоликов легко
развивать и совершенствовать свойственную
им глубину и устойчивость чувств, повышенную
восприимчивость к внешним воздействиям.
Психологи установили, что слабость нервной
системы не является отрицательным свойством.
Сильная нервная система более успешно
справляется с одними жизненными задачами,
а слабая - с другими. Слабая нервная система
- нервная система высокой чувствительности,
и в этом ее известное преимущество. Знание
темперамента, знание особенностей прирожденной
организации нервной системы, оказывающей
влияние на протекание психической деятельности
человека,
необходимо учителю в его учебной и воспитательной
работе. Следует помнить, что
деление людей на четыре вида темперамента
очень условно. Существуют переходные,
смешанные, промежуточные типы темперамента;
часто в темпераменте человека
соединяются черты разных темпераментов.
"Чистые" темпераменты встречаются
относительно редко.
2.4.
Темперамент и личность.
Темперамент является природной основой
проявления психологических качеств личности.
Однако при любом темпераменте можно сформировать
у человека качества, которые несвойственны
данному темпераменту. Психологические
исследования и педагогическая практика
показывают, что темперамент несколько
изменяется под влиянием условий жизни
и воспитания. Темперамент может изменяться
и в результате самовоспитания. Даже взрослый
человек может изменить в определенную
сторону свой темперамент.
Понятие о характере
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.
Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.
Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
5. Характер и черты личности
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».
Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», – утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Как обычно человек реагирует на попытки окружающих снизить его самооценку упреками, критикой? Понятно, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин – профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры человек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, что подтверждают дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. "Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.
Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с человеком, источающим непрерывные восторги в их честь. Дело в том, что в ситуации, когда один человек, хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что у него за этим кроется, – лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительна настороженность и негативизм, с которым встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста или малознакомого человека. Лесть – это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред – делает его надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.
Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.
Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи – вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей) возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке (когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость»). Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования. Только путем многочисленных проб и ошибок человек постигает меру своих реальных возможностей. Но, как ни неприятна бывает юношеская самоуверенность, психологически гораздо опаснее пониженное самоуважение, заниженный уровень социальных притязаний человека, побуждающий его уклоняться от всякой деятельности, отказываться от достижения поставленных целей, избегать людей (т. к. не верит в себя, боится критики, насмешки) либо быть послушным орудием в руках других людей.