Теории личности в зарубежной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 14:05, доклад

Краткое описание

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми

Содержание

Общая характеристика теорий личности 3
Теории личности 5
Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд. 5
Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. 5
Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности. 6
Эрих Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. 7
Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. 8
Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А.Бандура. 10
Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 10
Феноменологическое направление в теории личности: Карл Роджерс. 11
Заключение 12
Список источников 13

Вложенные файлы: 1 файл

Теории личности в зарубежной психологии(доклад).docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ  ПСИХОЛОГИИ

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И КЛИНИЧЕСКОЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории личности в зарубежной психологии

 

Доклад

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 Выполнили:

      студентки  группы 151103

      Скибина  В., Золотухина О.

      Проверила:

к. биол. н.,

ст. преподаватель

кафедры общей и клинической

психологии,

Ковалева О.Л.

 

 

БЕЛГОРОД  2012

 

Оглавление

Общая характеристика теорий личности 3

Теории  личности 5

Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд  Фрейд. 5

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности. 5

Карл  Густав Юнг: аналитическая теория личности. 6

Эрих  Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая  теория личности. 7

Диспозициональное направление в теории личности: Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. 8

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б. Ф. Скиннер, А.Бандура. 10

Когнитивное направление в теории личности: Джордж Келли. 10

Феноменологическое  направление в теории личности: Карл Роджерс. 11

Заключение 12

Список  источников 13

 

 

 

 

Общая характеристика теорий личности

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой  подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные  альтернативные теории, описывающие  личность как интегрированное целое  и вместе с тем объясняющие  различия между людьми. Поэтому прежде всего остановимся на том, что  представляет собой та или иная теория и какие методы она применяет  для изучении и понимания человека. Теория — это система взаимосвязанных  идей, построений и принципов, имеющая  своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может  быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, теория в целом принимается  в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в  той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением  того же самого феномена, вытекающим из самой теории. Если бы поведение  человека было совершенно понятным с  точки зрения обыденного здравого смысла, не было бы необходимости в создании теорий личности. Теории личности —  это тщательно выверенные умозаключения  или гипотезы о том, что представляют собой люди, как они себя ведут  и почему они поступают именно так, а не иначе.

Теории выполняют две  основные функции: они объясняют  и предсказывают поведение. Теория личности является объяснительной в  том смысле, что она представляет поведение как определенным образом  организованное, благодаря чему оно  становится понятным. Другими словами, теория обеспечивает смысловой каркас или схему, позволяющую упрощать и интерпретировать все, что нам  известно о соответствующем классе событий. Объяснительная функция теории приобретает особое значение, когда  мы имеем дело с огромным количеством  фактов и наблюдений, связанных с  поведением. Хорошая теория личности обеспечивает смысловой контекст, в  котором становится возможным согласованно описывать и интерпретировать поведение  человека.

Теория должна не только объяснять прошлые и настоящие  события, но также и предсказывать  будущие. Она должна обеспечивать основу для прогнозирования результатов  и событий, которые пока еще не наступили. Эта цель с очевидностью предполагает, что теоретические  концепции должны быть не только открытыми  для проверки, но что они также  могут подтверждаться или не находить подтверждения. Хорошая теория личности напрямую стимулирует психологические  исследования. И наоборот, научную  ценность непроверяемых теорий (то есть тех, на основе которых нельзя сделать предсказания для дальнейшего  исследования) невозможно определить. Теории должны обладать исследовательским импульсом, если они претендуют на то, чтобы способствовать нашему пониманию человеческой природы во всех ее неповторимо индивидуальных проявлениях.

Теории личности выполняют  разные функции в психологии. Они  дают нам возможность объяснить, что собой представляют люди (выявить  относительно постоянные личностные характеристики и способ их взаимодействия), понять, каким образом эти характеристики развиваются во времени и почему люди ведут себя определенным образом. Теории также позволяют нам прогнозировать появление новых взаимосвязей, не изучавшихся ранее. С позиции  функции предсказания теории намечают направления, в которых плановое исследование может привести к новым  открытиям во многих до сих пор  неизведанных областях. Однако чрезвычайно  важно то обстоятельство, что все  теории поведения человека создаются  самими людьми. Персонологи — те же люди и точно так же, как  и остальные, имеют различные  взгляды на природу человека. Например, некоторые теоретики убеждены, что  корни человеческих поступков находятся  глубоко в бессознательных мотивах, истинная природа последних не осознается индивидуумом, а источники мотивации  захоронены в отдаленном прошлом. Другие полагают, что люди в значительной степени осознают свои мотивы, а  их поведение является в первую очередь  результатом актуальных обстоятельств. Каким бы ни было мнение каждого  конкретного теоретика, совершенно очевидно, что исходные положения  о природе человека, которых придерживаются персонологи, различны, и это делает их взгляды такими несхожими. Теоретик может осознать и раскрыть смысл  этих положений, а может и потерпеть  в этом неудачу или просто обобщить все свои посылки таким образом, что уже трудно будет распознать в них именно исходные положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории  личности

Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд  Фрейд.

По мнению Фрейда, главным  движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты, энергию которых он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом.

Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.

Представление о том, что  человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» — то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни.

Утверждая, что человек  стремится к совершенству, Адлер  исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или  внешних причин, а скорее, тянутся вперед — они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний (Adler, 1964). А именно, он считал, что  люди обладают творческой силой, которая влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, воображение, фантазию и мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.

Индивидуальная психология рассматривает и исследует индивидуума включенным в общество.

Карл  Густав Юнг: аналитическая теория личности.

Юнг утверждал, что личность состоит из трех отдельных, но взаимодействующих  структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент psyche, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Эго служит основой нашего самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Юнг отмечает, что личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного опыта. Эти комплексы, скомпонованные вокруг самых обычных тем, могут оказывать достаточно сильное влияние на поведение индивидуума.

Коллективное  бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, «в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума». Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества.

Юнг высказал гипотезу о  том, что коллективное бессознательное  состоит из мощных первичных психических  образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей») Архетипы — врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

 

Архетип

Определение

Символы

Анима

Бессознательная женская  сторона личности мужчины

Женщина, Дева Мария, Мона Лиза

Анимус

Бессознательная мужская  сторона личности женщины

Мужчина, Иисус Христос, Дон  Жуан

Персона

Социальная роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте

Маска

Тень

Бессознательная противоположность  того, что индивид настойчиво утверждает в сознании

Сатана, Гитлер, Хуссейн

Самость

Воплощение целостности  и гармонии, регулирующий центр личности

Мандала

Мудрец

Персонификация жизненной  мудрости и зрелости

Пророк

Бог

Конечная реализация психической  реальности, спроецированной на внешний  мир

Солнечное око


Наиболее известным вкладом  Юнга в психологию считаются описанные  им две основные направленности, или  жизненные установки: экстраверсия и интроверсия.

Мышление и  чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта.

Вторую пару противоположных  функций — ощущение и интуиция — Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий.

Каждый человек  наделен всеми четырьмя психологическими функциями.

Эрих  Фромм, Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности.

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

Одним из наиболее фундаментальных  тезисов, лежащих в основе гуманистической  позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. По Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.

Маслоу предположил, что  все потребности человека врожденные, или инстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

Информация о работе Теории личности в зарубежной психологии