Теории эмоций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные задачи курсовой – рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.

Содержание

Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
Виды эмоций 6
1.2 Роль эмоций в жизни человека 9
2. Психологические теории эмоций 12
2.1 Теория эмоции как организмического возбуждения 12
2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина 13
2.3. Теория Джеймса – Ланге 14
2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге 15
2.5. Теория когнитивного диссонанса 16
2.6. Информационная теория П.В.Симонова 17
Заключение 20
Список литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

к.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)

    СОДЕРЖАНИЕ 

Введение                   3

1.  Виды и роль эмоций в жизни человека            5

    1. Виды эмоций                 6

     1.2 Роль эмоций в жизни человека             9

2. Психологические  теории эмоций            12

    2.1 Теория эмоции как организмического возбуждения                         12

    2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина             13

    2.3. Теория Джеймса – Ланге              14

    2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге           15

    2.5. Теория когнитивного диссонанса            16

   2.6. Информационная теория П.В.Симонова            17

Заключение                 20

Список  литературы                22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Разговор об эмоциях правильнее начать с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? Благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из процессов вносит свой вклад: ощущения доставляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явлений, восприятие дает их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и воображение перерабатывают этот материал. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. В то же время вся наша познавательная и предметная деятельность немыслима без эмоций, без чувств.

     Жизнь без эмоций так же невозможна, как  и без ощущений. Эмоции, утверждал  знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как  средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика  — выполняют функцию общения, т.е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его  отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию  воздействия — оказания определенного  влияния на того, кто является субъектом  восприятия эмоционально-выразительных  движений. Интерпретация таких движений воспринимающим человеком происходит на основании соотнесения движения с контекстом, в котором идет общение.

    В  наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и научные  коллективы. И одним из главных  вопросов остается — зачем нужны  чувства? Иными словами, каковы их функции, какую роль играют они в психической  жизни человека?

    Как всякое сложное и многогранное явление, эмоциональная сфера отражения  может изучаться в различных  аспектах, и от теории мы вправе ожидать  равномерного освещения всевозможных ее сторон, последовательного раскрытия  ее структуры, генезиса, функций и  т. п. К сожалению, многое из того, что  в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теория», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теории. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы.

    Объектом  курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть  некоторые подходы  в изучении эмоций человека.

    Основные  задачи курсовой – рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые  подходы к их изучению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Виды  и роль эмоций в  жизни человека
 

     Эмоции  — особый класс субъективных психологических  состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или  неприятного, отношения человека к  миру, процесс и результаты его  практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так  называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и  состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

     У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о  состояниях друг друга и лучше  предварительно настраиваться на совместную деятельность и общение. Интересным, к примеру, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

     Данный  факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие  генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

     Сравнительно  недавно проведенные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния  своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, при этом такие  же эмоции, как и то животное, которому они сопереживают. В одном из экспериментов, где проверялась подобная гипотеза, человекообразная обезьяна вынуждена была наблюдать за тем, как на ее глазах наказывают другую обезьяну, которая при этом испытывала внешне ярко проявляемое состояние невроза. Впоследствии оказалось, что аналогичные физиологические функциональные изменения были обнаружены т и в организме «наблюдателя» — той обезьяны, которая просто смотрела, как в ее присутствии наказывают другую.

     Однако  врожденными являются далеко не все  эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в  результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод  относится к жестам как способу  культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний  и аффективных отношений человека к чему-либо. [1, с.37] 

    1.1 Виды эмоций 

     Основные  эмоциональные состояния, которые  испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

     Эмоции  и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. [2, с. 37]

     Чувства носят исторический характер. Они  различны у разных народов и могут  по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих  к одним и тем же нациям и  культурам. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую  роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в  особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных  переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и  интересы человека.

     Аффекты — это особо выраженные эмоциональные  состояния, сопровождаемые видимыми изменениями  в поведении человека, который  их испытывает. [2, с.28] Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

     Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние  чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и, на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечнососудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта. [3, с.39]

     Страсть — еще один вид сложных, качественно  своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав  эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может  стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в  сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель... Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил  личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели».

     Описаны основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в  регуляции деятельности и общения  человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

     Эмоции, таким образом, отличаются по многим параметрам: по модальности (качеству), по интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, генетическому  источнику, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм. По последнему из названных параметров эмоции делят на стенические и астенические. Первые активизируют организм, поднимают настроение, а вторые — расслабляют, подавляют. Кроме того, эмоции делят на низшие и высшие, а также по объектам, с которыми они связаны (предметы, события, люди и т.д.). 

    1. Роль  эмоций в жизни  человека
 

    Отражательно-оценочная  роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции.

    Эмоции  помогают оценивать не только прошедшие  или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).

    Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.

Информация о работе Теории эмоций