Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:30, курсовая работа
Объектом курсовой работы являются эмоции человека и основные подходы к их изучению. Предмет исследования – эмоции, экспрессивность и внутренние переживания. Цель исследования – рассмотреть некоторые подходы в изучении эмоций человека.
Основные задачи курсовой – рассмотреть основные компоненты эмоций, их виды и некоторые подходы к их изучению.
Введение 3
1. Виды и роль эмоций в жизни человека 5
Виды эмоций 6
1.2 Роль эмоций в жизни человека 9
2. Психологические теории эмоций 12
2.1 Теория эмоции как организмического возбуждения 12
2.2 Эволюционная теория Ч.Дарвина 13
2.3. Теория Джеймса – Ланге 14
2.4. Альтернатива к теории Джеймса – Ланге 15
2.5. Теория когнитивного диссонанса 16
2.6. Информационная теория П.В.Симонова 17
Заключение 20
Список литературы 22
Э = - П (Ин - Ис),
где: Э – эмоция (её сила и качество);
П – потребность (в формуле она берётся с отрицательным знаком «-»);
Ин – информация, необходимая для удовлетворения существующей потребности;
Ис – информация существующая, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент (то, что известно).
Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П =
0), то эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий какое-либо желание, обладает полной возможностью для его реализации (Ин = Ис). Если вероятность удовлетворения потребности велика, то проявляются положительные чувства (И с > Ин). Отрицательные эмоции возникают, если человек отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности (Ис
< Ин). При этом максимум положительных или отрицательных эмоций при постоянной силе потребности человек испытывает, когда Ин = 0 или Ис = 0.
Таким
образом, внутри нас как бы находится
манометр, показания которого зависят
от того, какая информация имеется
о том, что требуется для
Надо
так же отметить, что чисто психологических
теорий эмоций, не затрагивающих физиологические
и другие связанные с ними вопросы,
на самом деле не существует, а идеи,
взятые из разных областей научных
исследований, в теориях эмоций обычно
сосуществуют. Это не случайно, так
как эмоцию как психологическое
явление трудно отделить от процессов,
происходящих в организме, и нередко
психологические и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Значение проблемы эмоций едва ли нуждается в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека — внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, преломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают свое влияние на производстве и в семье, в познании и искусстве, в педагогике и клинике, в творчестве и душевных кризисах человека.
Традиционные ссылки на неразработанность проблемы эмоций, противоречивость существующих концепций хотя и не лишены оснований, являются несколько преувеличенными. Такое впечатление создают формальные особенности концепций, их внешний вид, различия в словаре, формулировках, решаемых проблемах и т. п. Но хотя с разных сторон, на основе разной терминологии и традиций эти концепции анализируют тем не менее одно и то же явление действительности — эмоции; уже одного этого достаточно для того, чтобы формулируемые в них положения при всей внешней несхожести иногда оказывались больше взаимодополняющими, чем противоречащими. Необходимо выработать лишь привычку видеть сквозь внешнее оформление положений их внутреннее содержание, отделять его от случайных сопутствующих деталей.
Большую
путаницу в психологию эмоций вносят
терминологические расхождения. В
какой-то мере они заложены уже в
повседневном языке, позволяющем нам
называть, например, страх эмоцией,
аффектом, чувством или даже ощущением
или объединять под общим названием
чувств такие различные явления,
как боль и иронию, красоту и
уверенность, прикосновение и
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ