Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 14:35, контрольная работа
Краткое описание
Теория К.Левина сложилась под влиянием успехов точных наук - физики, математики. Для описания психологической реальности, построения структуры личности и моделирования ее поведения в теории поля используются средства топологии как раздела математики, изучающей свойства геометрических фигур и взаимное расположение фигур. Т. п. включает несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся между собой концептуальных частей (теория поля, топологическая теория, векторная теория и др.).
Содержание
Введение. 3 2. Основные принципы и понятия теории поля 3 2. Структурная и динамическая части теории поля 3 3. Значение тории поля для психологии. 3 Заключение 3
Теория К.Левина сложилась
под влиянием успехов точных наук - физики,
математики. Для описания психологической
реальности, построения структуры личности
и моделирования ее поведения в теории
поля используются средства топологии
как раздела математики, изучающей свойства
геометрических фигур и взаимное расположение
фигур. Т. п. включает
несколько взаимосвязанных и тесно переплетающихся
между собой концептуальных частей (теория
поля, топологическая теория, векторная
теория и др.).
Идея "поля"
порождена идеей электрического или магнитного
поля, которая, в свою очередь, изначально
являлась метафорой. То, что происходит
с чем-либо, помещенным в это силовое поле
- это функция всех свойств поля, взятых
как интерактивное динамическое целое.
Поле как целое также изменяется в результате
включения в него чего-то нового.
Теория физических
полей привела Левина к мысли о том, что
психическая деятельность человека происходит
в условиях воздействия психологического
поля, которое получило название годологического
пространства. Годологическое пространство
заключает в себе все события прошлого,
настоящего и будущего, которые могут
повлиять на нашу жизнь. С точки зрения
психологии каждое из этих событий предопределяет
поведение человека в конкретной ситуации.
Левин высказал предположение
о существовании состояния баланса или
равновесия между индивидуумом и его психологическим
окружением. Когда это равновесие нарушается,
возникает напряженность отношений, которая
вызывает определенные изменения, ведущие
к восстановлению баланса. Согласно взглядам
Левина, поведение представляет собой
чередование циклов возникновения напряженности
и последующего действия по его снятию.
Поэтому всякий раз, когда у индивидуума
возникает какая-то потребность, то есть
состояние напряженности, он своими действиями
старается снять это напряжение и восстановить
внутреннее равновесие.
2. Основные
принципы и понятия теории поля
Свою теорию личности Левин
разрабатывал в русле гештальт-психологии,
дав ей название "теория психологического
поля". Понятие поля у Левина охватывает
внутренний (человека) и внешний (окружающее)
факторы.
Теория поля рассматривает
личность как сложное энергетическое
поле, мотивируемое психологическими
силами и ведущее себя избирательно
и креативно.
Основополагающие и ключевые
понятия практически всех концептуальных
составляющих теории поля — поле, напряжение,
жизненное пространство и психологическое
окружение, или психологическая среда.
Для Левина поле - это структура,
в которой совершается поведение. Она
охватывает мотивационные устремления
индивида и одновременно объекты этих
устремлений. Поле напряжено, когда возникает
нарушение равновесия между личностью
и средой. Напряжение поля нуждается в
разрядке, осуществляемой как выполнение
намерения. Объекты, в которых
человек испытывает потребность, имеют
побудительную силу, и, соответственно,
объекты, не сопряженные с потребностями
личности, побудительную силу теряют.
Жизненное пространство
— это психологическая реальность, которая
включает тотальность возможных событий,
способных повлиять на поведение человека.
Таория поля рассматривает
поведение личности как функцию жизненного
пространства.
Психологическое окружение
— это феноменальный мир личности; психическая
энергия, вызываемая потребностями, переносится
на окружающие объекты, которые становятся
валентными и начинают притягивать или
отталкивать личность.
Левин выводил поведение из
факта взаимодействия личности и среды.
Его не интересовали объекты как вещи,
а лишь то, в каком отношении они находятся
к потребностям личности.
Основные принципы
теории поля:
-Применение конструктивного,
или генетического, метода вместо
классификационного. "Сущность конструктивного
метода состоит в представлении
индивидуального случая с помощью
небольшого количества конструктивных
элементов. Такими элементами могут
стать психологическая позиция,
психологические силы и подобные
понятия". Этот принцип противопоставляется
такому подходу, при котором игнорируются
индивидуальные особенности и используются
общие законы и закономерности.
-Анализ психологического
поля с позиции целостности
в противовес тому сложившемуся
в психологии подходу, согласно
которому изучаются отдельные
элементы ситуации. "Вместо того,
чтобы вычленять из ситуации
тот или иной изолированный
элемент, значимость которого невозможно
оценить без рассмотрения ситуации
в целом, теория поля, как правило,
предпочитает начинать с характеристики
ситуации в целом. А уже после
такого "анализа в первом приближении"
различные аспекты и части
ситуации подвергаются все более
и более конкретному и детальному
анализу". Левин Курт. Динамическая
психология. М.: Смысл, 2001. С. 253).
-Изучение ситуации не
с физической, а с психологической
точки зрения, т.е. с точки зрения
того, как она представлена субъекту.
Этот подход используется в
противовес идее бихевиоризма
объяснять психические явления
в "объективных физических" терминах.
Левин утверждает, что одной из
задач психологии является задача
"найти адекватные научные
понятия, благодаря которым стало
бы возможно такое представление
сочетаний психологических факторов,
чтобы из них можно было
бы вывести поведение данного
индивида".
-Исследование поведения
с точки зрения актуально складывающихся
обстоятельств и условий, в настоящем,
в ситуации "здесь и сейчас".
-Изучение поведения с
динамической точки зрения, т.е. с
точки зрения сил и напряжения
психологического поля.
-Математическое представление
психологических ситуаций (топологии
и векторного анализа) для изложения
результатов в строго логической
последовательности. "Топологические
и векторные понятия в такой
мере сочетают в себе аналитическую
мощь и концептуальную точность,
что это делает их… превосходящими
подобные другие известные в
психологии концептуальные средства".
2. Структурная
и динамическая части теории поля
Теорию поля можно разделить
на две части - структурную, или топологическую,
и динамическую, или векторную.
Структура личности рассматривается
в Т. п. как следствие дифференциации систем
психологических напряжений и описывается
с помощью пространственной репрезентации
человека и математизации понятий.
Человек - замкнутая система,
обладающая двумя свойствами - отделенностью
от остального мира границей и включенностью
в большее пространство. Он не может рассматриваться
как автономная система, поскольку всегда
включен в другую систему, называемую
психологической средой.
Психологическая среда и человек
объединяются общим понятием - жизненное
пространство, которое рассматривается
как психическая реальность, т.е. как тотальность
возможных событий, способных повлиять
на поведение человека. Т. п. рассматривает
поведение личности как функцию жизненного
пространства, поэтому основной своей
задачей считает выведение поведения
личности из тотальности психологических
событий, существующих в жизненном пространстве
в данный момент.
Граница между жизненным пространством
и внешним миром проницаема. Объекты, события,
идеи, которые в данный момент являются
элементами жизненного пространства,
могут в следующий момент стать элементами
непсихологической среды (физической,
социальной и др.), если перестают иметь
какое-либо значение для человека, стремящегося
удовлетворить свои потребности, снять
напряжение. Изменения, происходящие во
внешнем мире, влияют на состояние жизненного
пространства, а изменения жизненного
пространства — на внешний мир.
Человек отделен от
психологической среды границей,
и сам обладает определенной
структурой. В структуре личности
выделяется внутренний регион
и перцептуально-моторный слой. Внутренний
регион поделен на определенные
ячейки, которые, по всей видимости,
ассоциируются с потребностями
человека. Перцептуально-моторный слой
не дифференцирован и обеспечивает
взаимодействие между внутриличностным
регионом и средой.
Среда также дифференцирована
и разделена на регионы, которые
могут изменяться. Каждый субрегион
содержит один психологический
факт (наблюдаемый или мысленный). Все
воспринимаемое и выводимое относится
к фактам. Взаимодействие между фактами
описывается как событие по следующим
критериям: близости/удаленности регионов,
прочности/слабости границ, текучести/ригидности.
Основное
внимание уделяется динамическим
аспектам поведения, поэтому Левин
вводит понятия локомоции и
коммуникации. Локомоция - тот путь,
который прокладывает человек
через психологическую среду
с целью удовлетворения потребности.
Движение может быть как физическим,
так и мысленным. Коммуникация - взаимодействие
между перцептуально-моторным слоем
и внутриличностным регионом. Коммуникация
- это внутриличностная динамика.
Возможность коммуникации делает поведение
человека более гибким, позволяет ему
разрешать конфликты, преодолевать различные
барьеры и находить удовлетворительный
выход из сложных ситуаций. Те квазипотребности,
которые связаны между собой, могут обмениваться
находящейся в них энергией, этот процесс
Левин называл коммуникацией заряженных
систем. Динамика психологической среды
в теории поля осуществляется четырьмя
способами:
1) ценность региона может
меняться количественно, например,
от положительного к более
положительному, или же качественно,
от положительного к отрицательному;
2) векторы могут изменяться
по силе, направлению;
3) границы могут становиться
прочнее или слабее, появляться
или исчезать;
4) могут меняться "вещественные"
свойства региона, текучесть или
ригидность.
Эта гибкость достигается благодаря
сложной системе замещающих действий,
которые формируются на основе связанных,
коммуницирующих между собой потребностей.
Таким образом, человек не привязан к определенному
действию или способу решения ситуации,
но может менять их, разряжая возникшее
у него напряжение, и это расширяет его
адаптационные возможности.
Критические оценки увлеченности
К. Левина динамическими аспектами поведения
привели его к необходимости исследовать
его содержательные элементы, в частности
то, на что это поведение направлено, или
его цели. Исходным моментом в создании
Левиным теории мотивации стали представления
о том, что сознание детерминировано двояко:
процессом ассоциации и волей. Он рассматривал
их как отдельные тенденции. Левин показал,
что детерминирующая тенденция, называемая
им квазипотребностью, является динамической
предпосылкой любого поведения. Энергетическая
составляющая поведения всегда представляла
для Левина центральное звено в объяснении
намерений и действий человека.
Тип энергии, осуществляющий
психическую работу, Левин назвал психической
энергией. Она высвобождается, когда психическая
система пытается вернуть равновесие,
вызванное неуравновешенностью. Последняя
связана с нарастанием напряжения в одной
части системы относительно других. Согласно
Левину, основанием человеческой активности
в любых ее формах, будь то ассоциация,
поступок, мышление, память, является намерение
- потребность. Личность живет и развивается
в психологическом поле окружающих ее
предметов, каждый из которых имеет определенный
заряд (валентность). Валентность - концептуальное
свойство региона психологической среды,
это ценность региона для человека. Для
каждого человека эта валентность имеет
свой знак, хотя в то же время существуют
такие предметы, которые для всех имеют
одинаково притягательную или отталкивающую
силу. Воздействуя на человека, предметы
вызывают в нем потребности, которые Левин
рассматривал как своего рода энергетические
заряды, вызывающие напряжение человека.
В этом состоянии человек стремится к
разрядке, т.е. удовлетворению потребности
при наступлении подходящего случая. Потребности
делятся на физиологические состояния
(истинные потребности) и намерения, или
квазипотребности. Понятие потребности
отражает внутреннее состояние индивида,
состояние нужды, а понятие квазипотребности
эквивалентно специфическому намерению
удовлетворить потребность. "Это значит,
что к намерению вынуждены прибегать тогда,
когда нет естественной потребности в
выполнении соответствующего действия,
или даже когда налицо естественная потребность
противоположного характера" (Левин
Курт. Динамическая психология. М.: Смысл,
2001. С. 136).
В понятие волевых процессов
он включает спектр преднамеренных процессов
разной степени произвольности, обращая
внимание на такой их признак, как произвольное
конструирование будущего поля, в котором
наступление самого действия должно произойти
уже автоматически. Квазипотребности
образуются в актуальной ситуации в связи
с принятыми намерениями и проявляются
в том, что определенные вещи или события
приобретают побудительность, контакт
с которыми влечет за собой тенденцию
к определенным действиям Объекты, в которых
человек испытывает потребность, имеют
побудительную силу, и, соответственно,
объекты, не сопряженные с потребностями
личности, побудительную силу теряют..
Побудительность может различаться
по интенсивности и знаку (притягательный
или отталкивающий), но это, по мнению Левина,
не главное. Гораздо важнее то, что объекты
побуждают к определенным, более или менее
узкоочерченным действиям, которые могут
быть различными, даже если ограничиться
только положительными побудителями.
Приводимые Левином факты свидетельствуют
о прямой связи изменений побудительности
объектов с динамикой потребностей и квазипотребностей
субъекта, а также его жизненных целей.