Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 11:20, контрольная работа
Среди психологических теорий концепция П.Я. Гальперина занимает особое место, так как в ней содержится глубокий анализ собственно психологических свойств человеческого действия. П.Я. Гальперин выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий и понятий с заданными свойствами в начале 50-х годов. Первое упоминание об этой гипотезе было сделано в его выступлении в 1952 г. в прениях на совещании по вопросам перестройки психологической науки.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А. ЕСЕНИНА»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Педагогическая психология»
Тема: «Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.»
Гальперин Петр Ильич - выдающийся
отечественный психолог, заслуженный
деятель науки РСФСР (1980). Доктор
педагогических наук по психологии (1965),
профессор (1967). Окончил Харьковский
медицинский институт (1926). В 1926-1941 гг.
работал в Харьковской
Гальперин - является одним из ведущих отечественных ученых в области общей, возрастной и педагогической психологии, автор всемирно известных теорий и подходов.
Эти исследования были начаты в конце 4-х гг. и продолжаются по настоящее время.
Начались эти работы с разочарования в традиционных методах исследования так называемого «творческого мышления». Возможности разумного (а тем более творческого) решения задач существенно зависят от качества прежде приобретенных знаний и умений.
Среди психологических теорий
концепция П.Я. Гальперина занимает
особое место, так как в ней
содержится глубокий анализ собственно
психологических свойств
За прошедшие полвека теория П.Я. Гальперина не только выдержала натиск и устояла в борьбе мнений, но и превратилась из общей схемы (гипотезы, как в начале называл ее сам автор) в оригинальную, достаточно конструктивную теорию усвоения.
Прежде всего, следует
указать на то, что это деятельностная
теория усвоения. Действие, названное
в работах А.Н. Леонтьева и С.Л.
Рубинштейна единицей психологического
анализа, впервые выполнило эту
функцию в рассматриваемой
Действие как простейшее
образование, сохраняющее все основные
особенности человеческой деятельности,
было подвергнуто Гальпериным и
его учениками и
Изучение особенностей ООД привело к выделению трех типов ориентировочной основы действия, каждый из которых создает условия для формирования умений и навыков:
1) неполная ориентировочная
основа, при которой обучаемому
выдается образец выполнения
действия (как делать) и его конечный
продукт (что делать), но по
существу нет указаний о
2) полнота для отдельных
образцов, когда добавляются указания
о правильности выполнения
3) полная – осуществляется
планомерное обучение анализу
новых заданий, выделение
Согласно гипотезе П.Я. Гальперина, умственные действия – итог преобразования внешнего материального действия во внутреннее, результат переноса внешнего действия в план восприятия, представлений и понятий. В процессе переноса, который осуществляется поэтапно, происходят изменения действия по различным направлениям, названным автором параметрами. По каждому параметру действие характеризуется каким-нибудь одним показателем, сочетание показателей по всем параметрам дает представление о состоянии действия в целом. Гальперин неоднократно подчеркивал, что для формирования полноценного действия необходима строгая последовательность отработки этапов и на каждом из них – свойств действия. Эта последовательность связана с тем, что каждая более высокая форма образуется на основе предыдущей. Начатые в 50-е годы и продолжающиеся до настоящего времени исследования подтверждают верность выдвинутой им гипотезы.
Представления о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках (параметрах) менялись с развитием теории. На наш взгляд, научное творчество П.Я. Гальперина с точки зрения рассматриваемой проблемы может быть условно разделено на два периода: 50-70-е и 70-е – конец 80-х годов. Остановимся на характеристике первого периода.
Первоначально Гальперин выделил четыре первичных свойства (параметра) действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций, мера освоения. Рассмотрим их более подробно.
1.Уровень выполнения действия:
формирование умственного
2. Мера обобщения. Обобщение,
по мнению П.Я. Гальперина, является
средством выделения
3. Полнота фактически
выполняемых операций (развертывание
действия и его сокращение). “Развернуть
действие – значит показать
все его операции в их
4. Мера освоения. Освоение
действия, по мнению П.Я. Гальперина,
имеет разные степени; более
высокие из них проявляются
автоматизацией. Без достаточного
освоения более ранней формы
действия нельзя переходить к
следующей, но в то же время
чрезмерное освоение –
Меры обобщения, полноты и освоения определяют качество действия – оно тем выше, чем больше обобщение, сокращение и освоение действия. Каждое конкретное состояние действия может быть рассмотрено как сочетание показателей по четырем первичным параметрам. На базе первичных параметров образуются вторичные как результат их сочетания. Первоначально к вторичным свойствам действия Гальперин относил разумность и сознательность.
Разумность действия предполагает,
во-первых, его ориентацию на существенные
свойства и, во-вторых, его развернутость.
“Если развертывание действия способствует
выделению его объективных
Сознательность действия
достигается “путем отработки разумного
действия в “громкой речи без предметов”.
Сознательность действия предполагает
умение дать полное и правильное речевое
выражение действия в процессе его
выполнения. “Когда разумное действие
отрывается от вещей и переносится
в план громкой речи, то именно речевая
форма становится опорой его выполнения
и главным предметом отработки”
Процесс формирования умственных действий, в соответствии с концепцией П.Я. Гальперина, имеет следующие этапы:
Первый этап характеризуется формированием ориентировочной основы будущего действия. Основным моментом данного этапа является ознакомление на практике с составом будущего действия, а также с требованиями, которым в конечном итоге оно (действие) должно соответствовать.
Второй этап формирования умственного действия связан с его практическим освоением, которое осуществляется с использованием предметов.
Третий этап связан с продолжением освоения заданного действия, но уже без опоры на реальные предметы. На данном этапе происходит перенесение действия из внешнего, наглядно-образного плана во внутренний план. Главной особенностью данного этапа является использование внешней (громкой) речи в качестве заменителя манипулирования с реальными предметами. П.Я. Гальперин считал, что перенос действия в речевой план означает прежде всего речевое выполнение определенного предметного действия, а не его озвучивание.
На четвертом этапе освоения умственного действия происходит отказ от внешней речи. Осуществляется перенос внешнеречевого выполнения действия целиком во внутреннюю речь. Конкретное действие выполняется «про себя».
Информация о работе Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий