Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:21, доклад
Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 г. и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один
из этапов формирования личности (Штерн Э., 1931 а, 1931 б). Центральной проблемой всякой психологии,
по его мнению, должна быть проблема человеческой
личности, а для формирования личности
решающую роль играет то, какая ценность
переживается человеком как наивысшая,
определяющая жизнь. Вслед за Э. Шпрангером,
Э. Штерн попытался изменить старую поговорку
("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу
тебе, кто ты"), придав ей другое значение
("Скажи мне, что для тебя ценно, что
ты переживаешь как наивысшую ценность
твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты").
В зависимости от того, какая ценность
переживается как наивысшая, определяющая
жизнь, совершенно по-разному формируется
личность.
Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов:
теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;
эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";
экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление "с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";
социальный - "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";
политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;
религиозный - такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".
Определяя каждый из типов, Э. Штерн
отнюдь не считает, что в жизни
личности существует только одно направление
ценностей. Напротив, - пишет он, - все
направления ценностей заложены
в каждой индивидуальности. Но какое-либо
одно из этих переживаний различных ценностей
приобретает руководящее значение и преимущественно
определяет жизнь.
Как и другие его современники, Э. Штерн
сравнивал период юности у рабочей и буржуазной
молодежи. Он считал, что рабочая молодежь
из-за того, что ей необходимо очень рано
заботиться о заработке, практически не
имеет настоящей юности. Поэтому рабочие
подростки имеют преимущественно политическую
и экономическую жизненные установки,
в отличие от буржуазной молодежи, которая
имеет возможность получать настоящее
образование, развивать свое "Я".
По Э. Штерну, переходный возраст характеризует
не только особая направленность мыслей
и чувств, стремлений и идеалов, но и особый
образ действий. Э. Штерн описывает его
как промежуточный между детской игрой
и серьезной ответственной деятельностью
взрослого и подбирает для него новое
понятие - "серьезная игра" (Хрест. 9.1). Подросток, считает он, смотрит с известным
пренебрежением на детские игры; с игрушкой,
еще недавно очень любимой, он уже не хочет
иметь дела. Все, за что он принимается,
носит серьезный характер, его намерения
также очень серьезны. Но при этом все,
что он делает, - еще не вполне серьезное
дело, а только предварительная проба.
О "серьезной игре", по Э. Штерну, можно
говорить в том случае, когда налицо субъективная
серьезность, которой еще не соответствует
объективно серьезное содержание деятельности.
Примерами серьезной игры могут служить
игры любовного характера (кокетство,
флирт, мечтательное поклонение); выбор
профессии и подготовка к ней; занятия
спортом и участие в юношеских организациях.
Серьезная игра особенно важна для развития
подростка, так как в ней подросток учится
умерять свои цели, закалять свои силы,
устанавливать отношение к различным
видам интересов, которые в нем бродят
и в которых он должен разобраться.
Согласно взглядам Э. Штерна, человек остается
молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится,
пока он имеет перед собой цель, пока он
знает, что за стадией, которую он достиг,
есть другая, высшая. Молодой человек должен
оставаться вечно ищущим, знающим, что
он ищет или должен искать. В качестве
наследия от юности каждый человек должен
перенести в период зрелости вечные стремления
и искания и в этом смысле оставаться вечно
молодым.
Классические исследования подросткового
возраста касаются развития личности
в определенный исторический период, период
первой трети XX в., когда детская психология
формировалась как самостоятельная наука,
оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием
биологизаторских идей. Особенно ярко
это проявилось в трактовке одного из
самых трудных психологических возрастов
- подросткового. Психологические изменения,
происходящие в развитии личности подростка,
исследователи связывали, прежде всего,
с процессом полового созревания.