Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:42, реферат
Акселерация - достаточно сложное по своему происхождению явление, зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений медицины, иммунизации населения, последствий хозяйственной деятельности человека, урбанизации и связанных с ней стрессов, ослабления физической нагрузки. Определенное значение могут иметь процессы, протекающие в современных популяциях и связанные с продолжающимся смешением населения планеты.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ 4
2. ТЕОРИИ ПРОЦЕССА АКСЕЛЕРАЦИИ 5
2.1Физико-химические теории. 5
2.2 Теории отдельных факторов условий жизни. 5
2.3 Генетические. 6
2.4 Теория комплекса факторов условий жизни. 6
2.5 Теории комплекса социально-биологических факторов. 6
2.6 Смешанная гипотеза. 7
3. ПРОЦЕСС АКСЕЛЕРАЦИИ 8
3.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах 8
3.2 Акселерация подростков 9
3.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный университет
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 «Психология»
РЕФЕРАТ
Дисциплина Антропология
Тема Акселерация
Выполнил студент
1 курса, 14-13 группы
Пинчук Ю.И.
(Ф. И. О.)
Преподаватель:
Хомутов А.Е.
(Ф. И. О.)
Нижний Новгород, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АКСЕЛЕРАЦИИ 4
2. ТЕОРИИ ПРОЦЕССА АКСЕЛЕРАЦИИ 5
2.1Физико-химические теории. 5
2.2 Теории отдельных факторов условий жизни. 5
2.3 Генетические. 6
2.4 Теория комплекса факторов условий жизни. 6
2.5 Теории комплекса социально-биологических факторов. 6
2.6 Смешанная гипотеза. 7
3. ПРОЦЕСС АКСЕЛЕРАЦИИ 8
3.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах 8
3.2 Акселерация подростков 9
3.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
ЛИТЕРАТУРА 16
ВВЕДЕНИЕ
Акселерация - достаточно сложное по своему происхождению явление, зависящее от действия многих биологических и социальных факторов. Основное значение, видимо, имеет весь комплекс средовых воздействий, влияющих на индивидуальное развитие человека в процессе реализации его наследственной программы. Особенно велика роль качественных изменений диеты, достижений медицины, иммунизации населения, последствий хозяйственной деятельности человека, урбанизации и связанных с ней стрессов, ослабления физической нагрузки. Определенное значение могут иметь процессы, протекающие в современных популяциях и связанные с продолжающимся смешением населения планеты. Среди причин ускорения темпов роста и развития многие ученые называют цикличность солнечной активности, ослабление которой якобы сопровождается “всплеском” акселерации. Какое бы значение не имели те или иные природные или социальные явления, ясно, что акселерацию нельзя объяснить влиянием какого-то одного фактора.
Воздействие акселерации на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением “социального созревания”, что создает определенные сложности в становлении личности. Крайние отклонения в темпах развития вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма (“синдром напряжения”) и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности (о дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И.И. Мечников).
Термин “акселерация” иногда используют для того, чтобы отметить ускоренное развитие отдельных индивидов (“акселератов”) среди сверстников.
Акселерация
выражается, прежде всего, в ускорении
на 1-3 года созревания детей и подростков
по важнейшим критериям физической
и отчасти физиологической
Однозначной причины акселерации антропологи назвать не могут. Для объяснения процесса акселерации в настоящее время предложен ряд теорий
2.1Физико-химические теории.
2.2 Теории отдельных факторов условий жизни.
2.3 Генетические.
2.4 Теория комплекса факторов условий жизни.
Урбанистское влияние - акселерацию объясняет влиянием проживания в городе (тяга к солнцу, быстрый темп жизни).
2.5 Теории комплекса социально-биологических факторов.
Ускорение физического развития ребенка требует рационализации трудовой деятельности и физической нагрузки. В связи с акселерацией должны периодически пересматриваться регионарные нормативы, которыми мы пользуемся для оценки физического развития.
Городские жители стали больше
употреблять белков, а главное
— они имеют возможность
2.6 Смешанная гипотеза.
На акселерацию оказывают влияние все три фактора: солнце, город, питание. Формулирование этой гипотезы было важно, так как ранее приверженцы трех гипотез не замечали друг друга
Вероятнее всего, акселерация
обусловлена комплексным
3.1 Понятие акселерации и доказательство ее на определенных фактах
Ростовая
акселерация характеризуется
Эти процессы ускоренного развития начинают проявляться еще во время внутриутробного развития, т.е. когда ребенок находится еще в утробе матери, когда чрезвычайно быстро растет плод. Так вес годовалого ребенка выше веса оплодотворенной клетки в 2 000 000 000 000 раз. В следующие за этим 20-25 лет повышение веса идет менее, чем в 20 раз. «На протяжении всей жизни человека периоды бурного роста сменяются периодами относительного покоя, т.к. наряду с ростом происходят морфологическая дифференциация и функциональная специализация органов и тканей. Эти процессы в свою очередь начинают сдерживать, замедлять общий рост организма.»[2; C. 15]
Проведенные учеными исследования показали, что за истекшие 30 лет средний вес новорожденного поднялся чуть менее чем на 500 г, а рост увеличился на 2 см. Больше стало число «богатырей», весящих при рождении более 3-4 и даже до 6 кг, когда ранее такой вес имели дети, только к 6 мес. возраста.[2; C. 16]
Выявлено, что физическое развитие во все периоды детства и отрочества в настоящее время и прошедшие десятилетия резко отличается друг от друга. «так, современные дети от года до 7 лет выше своих ровесников 40-ых годов на 1-2 см, их вес больше почти на 1 кг, а окружность груди на 2 см. сравнение описаний физического развития детей дошкольного возраста, живших в нач. XX в. с современными данными показывает, что рост детей увеличился на 6 см, вес – на 2 кг, у малышей раньше прорезаются первые зубы. Каждые 10 лет рост детей увеличивается на 1,5 см, а вес – на 0,5 кг. Темпы акселерации особенно велики в раннем возрасте: у пятилетних детей рост увеличился на 2 см, а вес – до 1,5 кг. По сравнению с 1921 годом пятилетний ребенок стал выше на 5-7 см, а его средний вес увеличился на 2 кг.»[2; С. 17]
В современное время у ребенка 6 лет такой рост и вес, как и несколько десятилетий назад имели дети 7 лет, а рост первоклассников увеличился на 10 см. Так у учащихся младших классов при проведении мед. осмотров отмечено, что у нормально развивающихся детей с весом до 60 кг рост достигает 140 см. За последние 40 лет средний вес детей школьного возраста увеличился на 4 кг. [2; С. 17]
Т.о. из вышеперечисленного можно сделать вывод, что в нынешнее время темпы физического развития человека сильно изменились. То же самое можно сказать и о детях подросткового возраста.
3.2 Акселерация подростков
В настоящее время ростовая акселерация сопровождается улучшением общего уровня физического развития молодежи. У людей в возрасте 20-25 лет выявлен наибольший рост. Более того, сегодня значительно увеличился объем грудной клетки: на 8-9 см – у мужчин и на 7-8 см у женщин, диаметр черепа увеличился на 1,5 см.
Данные осмотров указывает, что рост подростков в экономически развитых странах в истекшие 10 лет стал больше в среднем на 10 см, а по некоторым данным эти тенденции еще более выражены – 13-14 см. [2; С. 19]
До 7-8 лет почти нет разницы между физическим развитием девочек и мальчиков. В среднем в год повышение их роста в этот период 5-6 см. Затем, в период полового созревания начинают появляться значительные различия в темпах роста и развития различного пола. К 9-10 годам у девочек рост замедляется до 4 см в год, а вес прибывает только до 3 кг в год, а затем резко совершается скачок: рост со скоростью 8-10 см и прибывает в весе до 9 кг в год. На этом периоде девочки превращаются в девушек, становятся выше мальков и до 15 лет опережают их в физическом развитии.
В общем, в результате акселерации средний вес, к примеру, подростков 14 лет увеличивается с 38 до 46 кг. Значительно возрастают физическая сила рук, вентиляция легких и др. показатели. В нынешнее 10-летие подросток 16 лет опережает подростка начала XX века почти на 2 года. [2; С. 19]
«Скачок роста связан с наступлением полового созревания. За год длина тела увеличивается на 7-8 и даже на 10 см. Причем с 11-12 лет девочки несколько опережают в росте мальчиков в связи с более ранним началом полового созревания. В 13-14 лет девочки и мальчики растут почти одинаково, а с 14-15 лет мальчики и юноши обоняют в росте девушек, и это превышение в росте у мужчин над женщинами сохраняется в течении всей жизни.» [3; C. 11]
Кроме физических в организме подростков ускоряются и внутренние процессы. Так Окостенение хрящей кисти и предплечья наступает раньше, чем это было 17-20 лет назад. Можно приводить и др. примеры.
Вследствие ускорения развития организма подростков рост его тела заканчивается на 2 года раньше, чем в 40-х гг. XXв. И на 3-4 года раньше, чем в нач. XXв. (у девушек к 16-17 годам, а у юношей – к 17-18 годам). [2; С. 20]
Надо учитывать, что такой быстрый рост детей и подростков по сути предъявляет повышенные требования к еще не окрепшему организму, повышает нагрузку на органы, важные для жизни.
3.3 Последствия акселерации в организме детей и подростков
Одним из важных следствий акселерации становится то, что дети начинают раньше говорить, проявлять реакцию на звук, цвет, свет, держать головку, сидеть, стоять и ходить, чем их сверстники в недалеком прошлом. Акселерация не обошла стороной и вегетативную нервную систему – появляется потливость, тахикардия, бледнеет лицо и т.д.
Параллельно с этим происходит усиление деятельности половых желез. «У сельских школьниц, имеющих повышенные показатели роста и веса, менструальная функция устанавливается к 14 годам; у городских школьниц со средними данными – только в 15-летнем возрасте. За последние полвека срок полового созревания у девушек передвинулся с 16,3 до 13,5 лет, а юношей с 17 до 14,2 лет.» [2; С. 20]
Здесь необходимо отметить, что у всех половое созревание наступает по-разному: у одних раньше, у других – на 103 года позднее. По словам известного врача-педиатора Б.Спока, железы внутренней секреции функционируют у каждого человека «по разным расписаниям» [2; С. 20]
Именно анатомно-физиологическая переустановка организма и создает чувство неуверенности у подростков. Они становятся более неуклюжими, их движения не скоординированы. Происходит постепенное привыкание к своему новому телу, осознание и овладевание новыми чувствами, которые возникают в результате полового созревания.