Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:15, контрольная работа
Цель работы – это ознакомиться с технологиями и способами регулирования конфликтов.
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: узнать содержание понятия конфликта; классифицировать конфликты в организации по группам; выяснить основные способы управления конфликтами в организации.
Введение 2
1.1 Понятие конфликта 4
1.2 Тактики поведения в конфликте 5
Заключение 20
Оглавление
Введение 2
1.1 Понятие конфликта 4
1.2 Тактики поведения в конфликте 5
Заключение 20
Воспоминания о конфликтах у всех, как правило, вызывают негативные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт – всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Тема является актуальной, так как, наверное, каждому доводилось сталкиваться с конфликтными и совершенно не важно, где именно это происходило и при каких обстоятельствах. Повседневная жизнь буквально пронизана ими.
Цель работы – это ознакомится с технологиями и способами регулирования конфликтов.
Объект исследования – конфликтные ситуации.
Предмет исследования – технологии и способы регулирования поведения участников конфликтного взаимодействия.
Гипотеза исследования: типы
поведения участников конфликтных
ситуаций и разрешение конфликта
зависят от выбранной тактики
и стратегии поведения в
Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи: узнать содержание понятия конфликта; классифицировать конфликты в организации по группам; выяснить основные способы управления конфликтами в организации.
1.Причины возникновения конфликтов
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.
Причин возникновения конфликтов очень много. И конечно, было бы неплохо их устранять организационными формами. Даже само представление о них помогает их увидеть и управлять ими. Конфликты возникают по разным причинам:
Информационные: искажения (слухи), невольная дезинформация, факты (неполные, неточные, посторонние, умышленное сокрытие), ненадежность экспертов, свидетелей, отсутствие кредита доверия к информации.
Структурные: столкновение на почве статусных различий или притязаний; столкновение традиционных привычек, ценностей, взглядов; столкновения по поводу качеств или цены покупки; столкновения по поводу контрактов, договоров, соглашений о покупке; столкновения по поводу техники и эффективности ее использования.
Ценностные: нарушение этических
норм, ущемление чьих-то нужд прав, нарушение
принятых профессиональных или организационных
норм.
Факторы отношений: нарушение баланса
сил в отношениях, нарушение совместимости
в отношениях.
Экономического и социального
неравенства: несправедливость распределения
вознаграждения, власти, признания, престижа
между отдельными членами организации,
группами и подразделениями.
Организация – это сложное
целое, которое включает в себя не
только индивидов с различными статусами,
социальными установками и
Существуют различные определения конфликта, но все они четко дают понять, что существует противоречия, которые принимают форму разногласия.
Конфликт-столкновение противоположно направленных не совместимых друг с другом тенденций, межличностных взаимодействия и отношений индивидов или групп, а также в создании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным переживанием.
Конфликт – взаимодействие
между субъектами социальных отношений,
которые характеризуются
Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит противоречия, не согласия. Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д.
Сетка Томаса – Килменна
Выделяют следующие тактики поведения в конфликте: принуждение, уход, сотрудничество, уступки и компромисс.
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего, исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
Выбор в пользу борьбы отличается
стилем поведения, характерным для
деструктивной модели. При такой
стратегии активно используются
власть, сила закона, связи, авторитет
и т.д. Она является целесообразной
и эффективной в двух случаях.
Во-первых, при защите интересов
дела от посягательств на них со
стороны конфликтной личности. Например,
конфликтная личность неуправляемого
типа часто отказывается от выполнения
непривлекательных заданий, «сваливает»
свою работу на других. Во-вторых, при
угрозе существованию организации,
коллектива. В этом случае складывается
ситуация «кто кого». Особенно часто
она возникает в условиях реформирования
предприятий и учреждений. Нередко
при реформировании организационно-штатной
структуры предприятия (
Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.
При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:
В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив. Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.
Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.
Стратегия уступки имеет
некоторое сходство со стратегией принуждения,
заключающейся в выборе между
ценностью предмета конфликта и
ценностью межличностных
При анализе данной стратегии следует учитывать, что:
1. Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
2. Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта;
3. Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
Компромисс. Компромиссная
стратегия поведения
Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.
При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:
1. Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
2. Иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;
3. Компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму.
Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения.
условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
Понятие «компромисс» по содержанию
близко к понятию «консенсус». Сходство
их заключается в том, что и
компромисс, и консенсус отражают
взаимные уступки субъектов социального
взаимодействия. Поэтому при анализе
и обосновании стратегии
Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.
Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.
Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.
Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.
Практика деятельности организаций свидетельствует, что современным руководителям необходимы глубокие знания и навыки по управлению конфликтами, их прогнозированию. Управленец как человек, постоянно работающий с людьми, должен уметь предотвращать возникновение конфликта, выводить людей из состояния вражды, разрешать споры.
Современная наука управления признает, что конфликт является неотъемлемой частью жизнедеятельности организации.
Управление конфликтами – целенаправленное, обусловленное закономерными объективными принципами воздействия на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтами протекает по следующим этапам: