Типология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 00:05, реферат

Краткое описание

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1) психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований.

Вложенные файлы: 1 файл

Маретбаева Еркеайым №6.doc

— 878.50 Кб (Скачать файл)

Типология, разработанная  В.Т.Лисовским наиболее полно отражает представления о студенте как  о гармонично развивающемся субъекте с учетом специфики его деятельности. Выглядит она следующим образом:

1. «Гармоничный». Выбрал  свою специальность осознанно.  Учится очень хорошо, активно  участвует в научной и общественной  работе. Развит, культурен, общителен,  глубоко и серьезно интересуется  литературой и искусством, событиями  общественной жизни, занимается спортом. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется авторитетом в коллективе как хороший и надежный товарищ.

2. «Профессионал». Выбрал  свою специальность осознанно.  Учится, как правило, хорошо. В  научно-исследовательской работе  участвует редко, так как ориентирован на послевузовскую практическую деятельность. Принимает участие в общественной работе, добросовестно выполняя поручения. По мере возможности занимается спортом, интересуется литературой и искусством, главное для него - хорошая учеба. Непримирим к недостаткам, честен и порядочен. Пользуется уважением в коллективе.

3. «Академик». Выбрал свою  специальность осознанно. Учится  только на «отлично». Ориентирован  на учебу в аспирантуре. Поэтому  много времени отдает научно-исследовательской работе, порой в ущерб другим занятиям.

4. «Общественник». Ему свойственна  ярко выраженная склонность к  общественной деятельности, которая  зачастую преобладает над другими  интересами и порой отрицательно  сказывается на учебной и научной  активности. Однако уверен, что профессию выбрал верно. Интересуется литературой и искусством, заводила в сфере досуга.

5. «Любитель  искусств». Учится, как правило,  хорошо, однако в научной работе  участвует редко, так как его интересы направлены в основном в сферу литературы и искусства. Ему свойственны развитый эстетический вкус, широкий кругозор, глубоко художественная эрудиция.

6. «Старательный». Выбрал специальность не совсем  осознанно, но учится добросовестно,  прилагая максимум усилий. И хотя не обладает развитыми способностями, но задолженностей, как правило, не имеет. Малообщителен в коллективе. Литературой и искусством интересуется слабо, так как много времени занимает учеба, но любит бывать в кино, на эстрадных концертах и дискотеках. Физкультурой занимается в рамках вузовской программы.

7. «Середняк». Учится  «как получится», не прилагая  особых усилий. И даже гордится  этим. Его принцип: «Получу диплом  и буду работать не хуже  других». Выбирая профессию, особенно не задумывался. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения.

8. «Разочарованный». Человек, как правило, способный,  но избранная специальность оказалась  для него малопривлекательной. Однако убежден, что раз поступил, то вуз нужно закончить. Старается учиться хорошо, хотя от учебы не испытывает удовлетворения. Стремится утвердить себя в различного рода хобби, искусстве, спорте.

9. «Лентяй». Учится, как правило, слабо, по принципу «наименьшей затраты сил». Но вполне доволен собой. О своем профессиональном признании не задумывается всерьез. В научно-исследовательской и общественной работе участия не принимает. В коллективе студенческой группы к нему относятся как к «балласту». Иногда норовит словчить, воспользоваться шпаргалкой, приспособиться. Круг интересов в основном в сфере досуга.

10. «Творческий». Ему свойствен творческий подход  к любому делу - будь то учеба  или общественная работа, или  сфера досуга. Зато те занятия,  где необходимы усидчивость, аккуратность, исполнительская дисциплина, его не увлекают. Поэтому, как правило, учится неровно, по принципу «мне это интересно» или «мне это не интересно». Занимаясь научно-исследовательской работой, ищет оригинальное самостоятельное решение проблем, не считаясь с мнением признанных авторитетов.

11. «Богемный». Как правило, успешно учится  на так называемых престижных  факультетах, свысока относится  к студентам, обучающимся массовым  профессиям.

Стремится к  лидерству в компании себе подобных, к остальным же студентам относится пренебрежительно. «Обо всем» наслышан, хотя знания его избирательны. В сфере искусства интересуется главным образом «модными» течениями. Всегда имеет «свое мнение», отличное от мнения «массы». Завсегдатай кафе, модных диско-клубов .

Интересное  исследование провели Т.В. Корнилова  и Е.Л. Григоренко. Они провели  анализ особенностей российских и американских студентов (в 1995 г.), которые показали высокий уровень мотивации достижения и низкий - любви к порядку в  российском обществе. Напротив, американское общество с характерным стремлением к рационализации, точной спланированности, воспитывает активных, самостоятельных студентов. При этом особое значение имеет постоянный жесткий контроль со стороны преподавательского состава. Т.о., налицо национальные особенности . Подобным вопросом занимались Б. Дюби, Д. Моррисон, В.Б. Хромов. Они изучали типологические особенности студентов разных этнических групп. Причем были избраны разные нциональности Азии и частично Европы. Результаты проведенного исследования доказали наличие отличительных национальных черт у студентов разных стран .

Кроме того, меняет картину также ход времени, постепенно меняется так называемый социально-психологический  портрет студента. Пятнадцать лет  назад, выстраивая портрет идеального студента (термин условный, определяющий студента, с которым хотели бы работать большинство преподавателей), университетские педагоги на первое место ставили преимущественно такие качества, как дисциплинированность, прилежание, ответственность, в реальном же портрете они отмечали недостаточный уровень развития у студентов желаемых качеств и наличие таких нежелательных, как инфантилизм, социальная незрелость, учебная пассивность. Одной из самых характерных особенностей студенчества того времени преподаватели называли его ориентацию на получение высшего образования.

В настоящее  время стало уменьшаться число  преподавателей, которые важнейшим  качеством студента называли дисциплинированность, и постепенно стало увеличиваться  число тех, кто в «идеальном» студенте видел прежде всего самостоятельно мыслящего человека .

Такое положение  определяет время. Сегодня молодые  люди сталкиваются с задачами, решение  которых отсутствует в жизненном  опыте родителей. Нет их в содержании обучения ни общеобразовательной, ни высшей школы. Нынешние молодые люди должны не просто самостоятельно отыскивать выход, но и обучаться умению решать новые, современные задачи. При этом старый опыт сегодня может быть просто помехой, барьером на пути поиска оригинального решения. И если раньше «дисциплинированность», как послушание и следование укоренившимся образцам, более всего способствовала успеху, то нынче обеспечить успех могут именно самостоятельность и оригинальность мышления.

Однако на практике все далеко не так гармонично. По высказываниям студентов, именно самостоятельность мнений и суждений, оригинальность оценок, непохожесть поведения вызывают негативную реакцию преподавателя. «Свободомыслие не допускается», - категорически утверждается в большинстве студенческих ответов.

Между студентами и преподавателями ВУЗа в процессе их взаимодействия выстраивается сложная  система взаимосвязей. Можно выделить три основных вида таких отношений:

монологические - ориентированы на доминирование  преподавателя,

рыночные - ориентированы на получение студентом выгоды,

диалогические - ориентированы на взаимное понимание, творчество.

Каждому из этих видов соответствует социально-психологический  тип преподавателя:

К монологическому  типу относятся преподаватели с  авторитарными установками, они стремятся постоянно доминировать над студентами. Пусть они и исходят из добрых побуждений, подобная чрезмерная регламентированность ограничивает свободу самовыражения и обеих сторон, подавляют инициативу и самостоятельность студентов.

Рыночный тип - деловой человек, некий «продавец знаний». У него, как правило, есть четкие системы требований к студентам. При этом каждый вовлекается в активную деятельность, стимулируемый системой поощрений. Постоянно чувствуется единая нацеленность на результат в виде прочного, глубокого усвоения знаний.

Диалогический тип - «дружеский собеседник», с ним  у студентов устанавливаются  теплые отношения на основе доверия  и взаимопонимания. Занятия проходят нестандартно, интересно, часто в  форме обсуждения. Как правило, такие преподаватели редки, т.к. в них соединяются творческий талант учителя и воспитателя, интеллигентность, демократичность, высокие духовно-нравственные качества .

А.В. Юревич в  книге «Психологи тоже шутят» дает следующую типизацию преподавателей:

самоутверждающийся - «самый неудобный для студентов тип», он очень непредсказуем. К нему принадлежат преимущественно молодые преподаватели с неустойчивой самооценкой, за счет чего они очень чувствительны к мелочам. Такие преподаватели часто самоутверждаются за счёт студентов. Также существуют и вечно самоутверждающиеся преподаватели (не преодолевшие это состояние с возрастом);

преподаватель-педант - «второй по степени нежелательности  для студентов». К этому типу относятся  самые ограниченные и догматичные  личности, требующие от студента точного знания материала;

безразличный  преподаватель, в деятельности которого безразличие определяется обилием  субъективно более важных для  него дел: регулярные поездки за рубеж, издание своих книг, получение  грантов, либо личные проблемы;

преподаватель-разгильдяй - «он обычно небрит, часто дышит  перегаром, всегда опаздывает на лекции, не вполне твердо знает что он должен читать...»

преподаватель-панибрат - постоянно ищет способы сближения  со студентами, однако далеко не всегда адекватен в выставлении оценок.

преподаватель-романтик - пользуется наибольшей симпатией  студентов. Он соблюдает основные правила  дисциплины, но главное для него - не дисциплина и оценки, а творчество и мышление студентов. Поэтому в  процессе занятий делает все для  того, чтобы каждый в аудитории включится в активное обсуждение и совместную деятельность

В психолого-педагогической науке сложилась традиция классификации  учителей.

Например, В.Н. Сорока-Росинским  было предложено разделить педагогов  в зависимости от степени направленности на личность учащегося. Так, выделяются преподаватели, направленные на предмет («предметоцентризм») - их называют «логотропами», а также есть преподаватели, направленных на учащихся («педоцентризм») - так называемые «педотропы».

По словам Е.И. Рогова, основанием для профессиональной типологии могут служить стили деятельности преподавателей, раскрытые через призму отношений с объектом. В наиболее общем виде выявлено два основных направления типизации:

определяется  такими личностными качествами как требовательность и профессиональная компетентность. Внутри этого направления можно выделить два типа - «организатор» и «предметник». Структуру первого типа составляют такие качества как требовательность, энергичность, сильная воля. Второму - присущи наблюдательность, стремление к творчеству, профессиональная компетентность. Может встречаться и промежуточный тип «предметник-организатор» образовано такими личностными параметрами как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Внутри данного направления можно выделить такие типы преподавателей - «коммуникатор» и «просветитель» («интеллигент»). Первый характеризуют общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Второй - высокий интеллект, общая культура и высокая нравственность. Вполне возможно обнаружение промежуточного типа

Кроме того, в  зависимости от стиля деятельности преподавателей можно поделить на следующие  несколько типов:

Эмоционально-импровизационный. Такой преподаватель преимущественно ориентируется на сам процесс обучения, но недостаточно верно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; он отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения. Ориентируясь в основном на сильных студентов, старается, чтобы его работа была творческой. Данный преподаватель обычно часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения.

Однако при  всем этом его минусами являются низкая методичность, недостаточное закрепление  и повторение учебного материала, практической отсутствие контроля за знаниями учащихся.

\ Эмоционально-методический. В этом случае преподаватель адекватно планирует материал, не упуская его закрепления и запоминания, он включает в свою деятельность повторение и контроль знаний учащихся. Обычно такой преподаватель ориентируется как на результат, так и на процесс обучения. Однако, можно сказать, что такой преподаватель более рационален, рефлексивен, но менее интуитивен.

Рассуждающе-импровизированный. Для такого преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, дает возможность студенту детально оформить ответ.

Рассуждающе-методический. Такой преподаватель обычно консервативен в средствах и способах своей педагогической деятельности. У него имеется стандартный набор методов обучения, которыми он пользуется. Он осторожен в действиях, рефлексивен .

Выделяются уровни результативной деятельности преподавателя. По результатам  каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих типов, уровней:

репродуктивный  уровень - преподаватель может и  умеет рассказать другим то, что  знает сам;

адаптивный  уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям;

локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями  обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат  и создавать систему и последовательность включения студентов в познавательную деятельность;

системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями  превращения своего предмета в средство формирования личности студентов, удовлетворения их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Каждый из нас ежедневно  в той или иной степени влияет на окружающих и сам является объектом многостороннего влияния. В первую очередь это касается участников системы «человек-человек». Естественно, эта проблема касается системы вузовского обучения, где живое общение и взаимодействие были и остаются ключевыми моментами.

Информация о работе Типология личности