Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:47, контрольная работа

Краткое описание

Если у клиента отсутствует мотивация, мы обычно обнаруживаем, что направившие его люди решают, таким образом, свои проблемы и трактуют консультанта в качестве наказующей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых в школах и социально-психологических центрах. Самым лучшим экспертом собственных проблем является клиент, когда берет на себя ответственность за решение своих проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта. В процессе консультирования чувство безопасности клиента важнее, чем требования консультанта. В консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

Содержание

Ведение…………………………………………………………………………….3
1. Цели психологического консультирования…………………………………..4
2. Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог клиент………..8
2.1. По характеру запроса среди клиентов можно выделить следующие типы………………………………………………………………………………..8
2.2. По особенностям восприятия психических явлений среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………...……...11
2.3По способу работы со своими проблемами среди клиентов можно выделить следующие типы……………………………………………………...12
2.4 Влияние пола клиента на процесс консультирования…………………….13
2.5 Влияние особенностей телосложения клиента на процесс консультирования………………………………………………………………..14
3. Позиции психолога-консультанта в консультативном диалоге в зависимости от типа клиента……………………………………………………16
4. Трудные клиенты и работа с ними…………………………………………..18
5. Работа психолога-консультанта с клиентом, склонным к критике………..22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

8 Абдалина- типы клиентов.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

3. Предписывание проблемы. Консультант сам сопротивляется  всем возможным вариантам решения  проблемы. Клиента не только просят  продолжать то, что он делает, но и подразумевается, что (по  крайней мере, некоторое время)  иного выбора нет. Если клиент  выражает убеждение, что ничего  изменить нельзя и его проблема  неразрешима (отрицание третьей  предпосылки возникновения нормальных  консультативных отношений), то консультант  серьезно воспринимает это утверждение  и отвечает: «Да, сейчас ничего  изменить нельзя. Есть только  две возможности: либо научиться  жить со своей проблемой, либо  признаться, что решить ее нелегко». Занимая такую позицию, психолог  заставляет клиента делать выбор  по собственному желанию, т.  е. то, что клиент заявляет, то  он и получает.

 

 

 

 

 

 

5. Работа психолога-консультанта  с клиентом, склонным к критике

Подчас психолог сталкивается в консультации с клиентом, который  очень склонен к критике. Это  может препятствовать конструктивному  взаимодействию психолога-консультанта и клиента. Е.Г. Вельская [1998, с. 74-76] описала  несколько конструктивных методов  реакции психолога-консультанта на критику:

1. Метод сочувствия и  разоружения. Он заключается в  том, чтобы:

1) задать человеку несколько  вопросов, чтобы лучше понять, что  он имеет в виду; при этом  избегать роли судьи или защитника.  Нужно собрать как можно больше  информации, чтобы появилась возможность  взглянуть на мир глазами критика.  Вопросы следует задавать с  сочувствием, даже если клиент  несправедлив;

2) разоружение критики.  Вне зависимости от правильности  утверждений критика нужно найти  способ согласиться с ним. Когда  критик не встречает сопротивления,  он обычно теряет весь свой  пыл. Если критик успокаивается,  то приходит в более подходящее  состояние для общения. Основная  ошибка в ситуации критики  - доминирующая тенденция защитить  себя от любых несправедливых  нападок. Каждая попытка защитить  себя лишь ? подогревает пыл противника.

2. Метод самоконтроля. Актуален  не только для психологов-консультантов,  но и для преподавателей. Ориентирован  на случай выскочки, который:

1) критикует настойчиво, но является некомпетентным в  том, что критикует, не вникает  в представленный материал;

2) не очень хорошо воспринимается  в своем кругу общения;

3) его стиль критики  носит подавляющий, унижающий  характер.

Как реагировать на такого критика:

1) немедленно поблагодарить  за комментарии;

2) подчеркнуть, что поднятые  вопросы достаточно важны;

3) отметить необходимость  знаний поставленных вопросов - > пусть это вдохновляет его  на самостоятельную работу;

4) предложить обсудить  эту тему после изучения.

3. Техника «Я - высказывание». Суть этой техники заключается в том, что психолог должен сделать клиенту заявление согласно следующей структуре:

1) событие. Ситуация должна  быть описана клиенту объективно. Это помогает клиенту увидеть  свои действия в новом свете;

2) отклик психолога. Показать, какое воздействие поступки клиента  оказали на Вас. Это должно  его подтолкнуть на пересмотр  своего поведения;

3) изложение клиенту версии  предполагаемого исхода. Делается  это для того, чтобы дать возможность  клиенту ощутить свободу выбора. Необходимо предложить несколько  версий развития ситуации и  оставить вариант исхода открытым. Можно предложить клиенту свой  вариант поведения в сложившейся  ситуации.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Мотивирующая работа является обязательной составляющей процесса психологического консультирования, актуальной на разных этапах консультационного цикла.

Формирование мотивации  у клиента позволяет консультанту вступить с ним в отношения  сотрудничества, помочь ему занять деятельностную позицию по отношению  к самому себе.

Мотивация у клиента формируется  на основе его актуальных потребностей и укрепляется с помощью вдохновляющей  коммуникации. Вдохновение является основным двигателем процесса успешного  консультирования.

Кризисное состояние несовершеннолетнего  ребенка, находящегося в социально-опасной  ситуации и нуждающегося в психологической  помощи, связано в первую очередь  с потерей безопасности, на что  он реагирует дезадаптивными ролями, связанными либо с проигрыванием  состояния беспомощности, либо с  агрессивным типом реагирования на любое воздействие извне.

Необходимым условием позитивного  восприятия ребенком предлагаемой ему  взрослыми модели потребностного будущего как личностно значимой цели является наличие у него мотивации развития. Важным средством мотивации ребенка  в процессе оказания психологической  помощи является установление связи  предлагаемых ему целей с его  актуальными потребностями.

Для этого в процессе проработки позитивной цели необходимо выяснить, чего хочет ребенок, и показать, каким  образом эти желания могут  быть согласованы с целями его  развития и с ожиданиями взрослого.

Из выше изложенного следует, что перед психологом встают не только теоретические и методологические, но и организационные проблемы. К  последним относятся формирование запроса значимых взрослых на оказание психологической помощи ребенку, а  также выбор форм взаимодействия психолога с ребенком и родителем  в процессе психологического воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. А. И. Федорова. — С.-Петербург: Талисман, 2004. – 452 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. / Общ. ред. М. С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 2006.– 270 с.
  3. Дадун Роже. Фрейд. — М.: Изд-во АО Х.Г.С., 2004.– 174 с.
  4. Лаплаш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. / Пер. с фр. — М.: Высшая школа, 2006.  – 150с.
  5. Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. — М.: Юрист, 2005. – 243с.
  6. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика - Пресс, 2006. – 465с.
  7. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2001.– 346с.
  8. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2005.– 125с.
  9. Юнг К. Г. Аналитическая психология. — СПб.; Кентавр, 2004.– 475с.
  10. Юнг К. Г. Зигмунд Фрейд // Вопросы психологии. — 2003. — №2 — С. 86-103.

Информация о работе Типы клиентов и особенности взаимоотношений психолог-клиент