Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 00:49, реферат

Краткое описание

Однако человек не рождается уже сложившейся личностью. Ею он становится
постепенно. Но еще раньше, чем человек станет личностью, у него наблюдается
индивидуальные особенности психики. Эти особенности психики весьма
консервативны, устойчивы. Они образуют у каждого человека своеобразную
психическую почву, на которой впоследствии, в зависимости от ее особенностей,
вырастают свойства личности, присущие только данному человеку. Это значит, что
психика ребенка не похожа на гладкую доску, где можно писать любые узоры, и что
в процессе воспитания и обучения ребенка надо опираться на имеющиеся у него от
рождения свойства. Эти свойства у всех разные.

Содержание

1. Понятие темперамента
2. История учения темперамента
3. Физиологические основы темперамента
4. Типы темперамента
4.1. Психологическая характеристика типов темперамента
5. Роль темперамента в деятельности человека. Понятие ценности темперамента
6. Темперамент как фактор деятельности
7. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
8. Темперамент и характер
9. Заключение
10. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации

предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (

индивидуальный подход).

Существуют и третий тип приспособления темперамента к требованиям деятельности.

Он заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента

положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами.

Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся,

степень сдержанности холерика не меньше, чем у сангвиника, а работоспособность

меланхолика не ниже, чем флегматика.

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности

возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств

темперамента.

ТЕМПЕРАМЕНТ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям

деятельности – формирование его индивидуального стиля.

Одни и те же задания и требования в какой-либо профессиональной, учебной и

трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью осуществлены

различными приемами и способами. Под индивидуальным стилем деятельности

понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая

характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного

результата.

При формировании индивидуального стиля нужно учитывать свойства темперамента

и сознательно и творчески относиться к выполняемой работе. Человек

выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей

степени соответствуют его темпераменту. Наиболее соответствующие темпераменту

приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом часто

совершенно непроизвольных и неподотчетных форм реагирования и особенностей

движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если

человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее

успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо

проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

Индивидуальный стиль не проявляется у человека сам собой, стихийно. Он

формируется в процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования

индивидуального стиля деятельности наблюдаются уже в старшем дошкольном

возрасте при решении практических задач игрового характера.

Ядро индивидуального стиля определяет комплекс имеющихся у человека свойств

нервной системы[3]. Среди тех особенностей, которые относятся к самому стилю,

можно выделить две группы:

1. Приобретаемые в опыте и  носящие компенсаторный характер  по отношению к

недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

2. Способствующие максимальному  использованию имеющихся у человека задатков и

способностей, в том числе полезных свойств нервной системы.

    

ТЕМПЕРАМЕНТ  И  ХАРАКТЕР

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не

характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,

убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел

возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к

динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и

интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни

человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное

значение для понимания сложного образа поведения человека, характера

человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении,

гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных

особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся

на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент

не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его

структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной

основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно

ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга

позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать

свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера,

темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие

характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным

процессом.

                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ                               

Таким образом, темперамент относится, прежде всего, к биологически

обусловленным подструктурам личности. На основании изложенного выше наглядно

и кратко, ограниченно и небесспорно место темперамента среди иерархии

подструктур личности можно представить в виде таблицы.

    

Подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Основные связи с

Специфические виды формирования

Необходимые уровни психологического анализа

     

Отражением

сознанием

потребностями

активностью

   

Биопсихические свойства

Темперамент

Социального почти нет

Физиологические механизмы психического отражения

Только стиль осознания

Через биологическую нужду

Через силу и подвижность нервных процессов

Тренировка

Психофизиологический. Нейропсихологический


 

 

 

 

 

 

 

 

                            СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                           

1.        Общая психология  /Состав. Е.И. Рогов - М. ВЛАДОС, 1995 г.

2.       Психология индивидуальных  различий ТЕКСТЫ //под ред.

Ю.Б.Гиппенрейдера, В.Я.Романова - М. изд-во МГУ, 1982 г.

3.       Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности // Психология

индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.

4.      Павлов И. П. Полн. собр. Соч. Т.3.Кн.2. М.-Л., 1951. С.269.

5.      Психология Под  ред. П. А. Рудика М. "физкультура  и спорт" 1974

6.      Психология Под ред. В. А.Крутецкого М. "просвещение" 1974

7.      Немов Р. С. Психология  Кн.1.

8.       Абрамов Р. С. Введение в практическую психологию.

9.       Еникеев М. И. "Основы общей и юридической  психологии"

 


Информация о работе Типы темперамента