Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:00, реферат
Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы.
Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.
От темперамента зависит, каким способом человек реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль
темперамента в труде и учебе
заключается в том, что от него
зависит влияние на деятельность
различных психических
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы, и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.
Продуктивность
работы человека тесно связана с
особенностями его
В поведенческом
общении можно и нужно
Подчеркнем,
темперамент определяет лишь динамические,
но не содержательные характеристики
поведения. На основе одного и того
же темперамента возможна и "великая",
и социально-ничтожная
Заключение
Подводя итоги по теме мы понимаем, что темперамент придает своеобразие поведению человека, но не в коей мере не определяет ни мотивов, ни поступков, ни убеждений, ни моральных устоев личности. Рассмотрев само значение слова темперамент, можно пояснить его определение. В нем речь идет об устойчивых психологических свойствах человека, от которых зависит его поведение, а значит, и о личностных особенностях. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.
Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
Динамические особенности поведения – это, те его характеристики, которые описываются в чисто физических терминах и не подлежат морально-ценностной оценке. К динамическим характеристикам поведения относятся, например, заложенная в нем энергия, с которой связана работоспособность человека, скорость и темп совершаемых движении, их общий эмоциональный фон, а также легкость и скорость перехода от выполнения одного движения к другому.
Из реферата следует что существует четыре типа темперамента:
1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик – сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3. Холерик
– сильный, но
4. Меланхолик – слабые процессы возбуждения и торможения.
В 20 в. многое в наших представлениях о темпераменте изменилось, но многое осталось таким же, каким оно было несколько веков назад. Что же изменилось в наших представлениях о темпераменте человека в последние несколько десятилетий?
- Во-первых,
в науке произошло четкое
- Во-вторых,
психологи научились не только
описывать типы темперамента, но
и производить их диагностику
и оценку с помощью
- В-третьих,
изучение типов темперамента
у большого количества
Таким образом, выяснилось, что веками сложившаяся и казавшаяся незыблемой классификация типов темперамента не полнее соответствует действительности и не полностью подтверждается эмпирическими, статистическими исследованиями.
- В-четвертых,
было установлено, что один
и тот же человек время от
времени может проявлять
Наконец,
серьезным изменениям были подвергнуты
старые представления об органической
основе темперамента. Исследования психологов
показали, что представители разных
темпераментов могут добиться одинаково
высоких успехов в
Список используемой литературы:
1. Гиппенрейтер. Ю. Б. «Введение в общую психологию : курс лекций».- М; ЧеРо, 2005.
2 Дубровина, И.В. «Психология 6-е – изд».– М; Изд. центр «Академия», 2007.
3 Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков // Психология индивидуальных различий» — М; 1982.
4 Немов Р.С. «Общая психология.» Гуманитарный изд. центр. – М; Владивосток, 2001.
5. Немов Р.С. «Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений» М; Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Нуркова, В.В. «Психология / Н.Б Березанская. – 2-е изд.» – М., Юрайт,2008.
7. Подласый И.П. «Педагогика: Новый курс.» – М; Владивосток, 2002.
8. Реан А.А, Боровская Н.В, Разум С.И. «Психология и педагогика: Учеб. Пособие» – М, С-Петербург, Воронеж, Минск., 2008.
9. Тугушев Р.Х., Гарбер Е. И «Общая психология : учебник» – М. : ЭКСМО,
10. Шапарь «Практическая психология» - М.: Феникс, 2005.