Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:00, курсовая работа
В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя полвека назад эти различия были неочевидными. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
Теперь будем переходить постепенно к тому объему информации, который относится к видам тревоги, уровням тревоги, понятию тревоги и тревожности, формам тревожности и, в общем, то тому, как это отражается на состоянии личности.
Введение………………………............................................................................3
Глава 1. Тревога и тревожность………………………………………………. 4
1.0 Понятие тревога и тревожность…………………………………………...4
1.1 Виды тревоги………………………………………………………………..5
1.2 Уровни тревоги…………………………………………………………….5
Глава 2. Тревога и тревожные состояния личности…………………………..8
1.3 Формы тревожности………………………………………………………...8
1.4 Проявление тревожности в дошкольном возрасте………………………..9
1.5 Проявление тревоги в младшем школьном возрасте……………………13
1.6 Проявление тревожности в школьном возрасте…………………………21
Заключение. ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы. ………………………………………..24
Университет Российской Академии Образования.
Психологический факультет.
КУРСОВАЯ РАБОТА:
Тема: «Тревога и тревожные состояния личности»
Введение……………………….............
Глава 1. Тревога и тревожность………………………………………………. 4
1.0 Понятие тревога и тревожность…
Глава 2. Тревога и тревожные состояния личности…………………………..8
1.3 Формы тревожности…………………………………………………
1.4 Проявление тревожности в
дошкольном возрасте………………………..
1.5 Проявление тревоги в младшем школьном возрасте……………………13
1.6 Проявление тревожности в школьном возрасте…………………………21
Заключение. ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы. ………………………………………..24
Прежде чем говорить о том, что такое тревога и тревожные состояния личности хотелось бы упомянуть, о том какие взгляды были у современных психологов на тревогу и тревожность.
В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя полвека назад эти различия были неочевидными. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
Теперь будем переходить
постепенно к тому объему
Тревога и тревожность.
1.0 Понятие тревога и тревожность.
Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, который разводил страх как таковой, конкретный страх (нем. Furcht) и неопределенный, безотчетный страх. Тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (нем. Angst). В философии подобное разграничение было предложено С. Кьеркегором, и в настоящее время чрезвычайно актуально в философско-психологической системе экзистенциализма. Дифференциация тревоги и страха по принципу, предложенному 3. Фрейдом, поддерживается и многими современными исследователями. Считается, что, в отличие от страха как реакции на конкретную угрозу, тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.
В отличие от тревоги, тревожность в современной психологии рассматривается как психическое свойство и определяется как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги («Краткий психологический словарь», 1985).
Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий в склонности индивида испытывать это состояние. Эта особенность напрямую не проявляется в поведении, но ее уровень можно определить исходя из того, как часто и как интенсивно у человека наблюдаются состояния тревоги. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как заключающий в себе опасность и угрозу в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
1.1 Виды тревоги.
Нормальная и мобилизационная тревога.
Возникает эпизодически и способствует
мобилизации физических и психических
ресурсов человека. Характерна для психически
здоровых, сценичных, активно действующих
личностей.
Личностная тревога или тревожность.
Является относительно стабильной личностной
характеристикой и чертой характера, определяющей
низкий порог возникновения реакции тревоги.
Характерна для тревожных, ананкастных
и зависимых личностей.
Ситуационная тревога — состояние тревоги,
возникающее только при стрессовой ситуации
и прекращающееся при ее завершении.
Социальная тревога — тревога, часто
сопровождающаяся страхом, возникающим
при взаимодействии с социумом. У этих
людей выражен страх публичных выступлений
и действий, страх общения с чиновниками,
они избегают социальных контактов (особенно
с незнакомыми людьми), чрезмерно озабочены
мнением окружающих о себе, боятся негативных
оценок и отвержения. Если эти расстройства
достигают степени клинически оформленного
состояния с вегетативными, психологическими
и поведенческими расстройствами, согласно
МКБ–10 (МКБ-10-Международная
Социальные фобии. Боязнь пристального
внимания со стороны других людей, ведущая
к избеганию социальных ситуаций.
Невротическая тревога — хроническое,
клинически оформленное состояние, которое
сопровождается страхом, тревогой, паническими,
обсессивно–фобическими, генерализованным
тревожным расстройством, а также вегетативными,
психологическими и поведенческими расстройствами.
Она лишает человека способности к нормальной
жизнедеятельности.
1.2 Уровни тревоги.
Тревоге наименьшей интенсивности соответствует ощущение внутренней напряженности, выражающееся в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта. Оно не несет в себе признаков угрозы, а служит сигналом приближения более выраженных тревожных явлений. Данный уровень тревоги имеет наибольшее адаптивное значение.
На втором уровне ощущение внутренней напряженности сменяется или дополняется гиперестезическими реакциями, благодаря которым ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении — отрицательную эмоциональную окраску (на этом основана раздражительность, которая, по сути, представляет собой недифференцированное реагирование).
Третий уровень — собственно тревога — проявляется в переживании неопределенной угрозы, чувства неясной опасности, которое может перерасти в страх (четвертый уровень) — состояние, возникающее при
нарастании тревоги и проявляющееся
в опредмечивании неопределенной опасности.
При этом объекты, идентифицированные
как «пугающие», необязательно отражают
реальную причину тревоги.
Пятый уровень назван ощущением неотвратимости
надвигающейся катастрофы. Он возникает
в результате нарастания тревоги и переживании
невозможности избежать опасности, неминуемой
катастрофы, что связано не с содержанием
страха, а лишь с нарастанием тревоги.
Наиболее интенсивное проявление тревоги
(шестой уровень) — тревожно-боязливое
возбуждение — выражается в потребности
в двигательной разрядке, поиске помощи,
что максимально дезорганизует поведение
человека.
Существует несколько точек зрения на взаимосвязь интенсивности переживания тревоги и эффективности опосредуемой им деятельности.
Согласно теории перевернутого U, опирающейся
на известный закон Йеркса—Додсона, тревога до
определенной степени может стимулировать
деятельность, но, преодолев рубеж «зоны
оптимального функционирования» индивида,
начинает производить расслабляющий эффект
(Ханин Ю. Л., 1976; рис. 1).
Пороговая теория утверждает, что
у каждого индивида существует свой порог
возбуждения, за которым эффективность
деятельности резко (дискретно) падает
(Карольчак-Бернацка Б. Б., 1983; рис. 2).
Рис.
1. Закон Йеркса-додсона
Рис. 2. Пороговая теория
Тревога
и тревожные состояния
Под формой тревожности мы понимаем особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающих способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении ребенка, подростка к этому переживанию.
Изучение форм тревожности проводилось в процессе индивидуальной и групповой практической психологической работы с детьми и подростками. Известно, что существует 2 категории тревожности: 1. открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги; 2. скрытая – в разной степени не осознаваемая, проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальному неблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделяются три формы открытой тревожности.
Острая, нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность – сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью. По характеристикам используемых для этих целей способов внутри этой формы выделились две субформы: а) снижение уровня тревожности и б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности. Эта форма тревожности встречается преимущественно в младшем школьном и раннем юношеском возрастах, т.е. в периодах, характеризуемых как стабильные.
Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
Культивируемая тревожность – в этом случае, в отличие от озвученных выше, тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. Культивируемая тревожность выступает в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его организованность, ответственность. Во-вторых, она может выступать как некая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоде от наличия тревожности и выражается через усиление симптомов. В некоторых случаях у одного испытуемого встречались одновременно два или даже все три варианта.
Как разновидность культивируемой тревожности может быть рассмотрена форма, которую мы условно назвали «магической». В этом случае ребенок, подросток как бы «заклинает злые силы» с помощью постоянного проигрывания в уме наиболее тревожащих его событий, постоянных разговоров о них, не освобождаясь, однако, от страха перед ними, а еще более усиливая его по механизму «заколдованного психологического круга».
Говоря о формах тревожности, нельзя не коснуться также проблемы так называемой «замаскированной» тревожности. «Масками» тревожности называются такие формы поведения, которые имеют вид ярко выраженных проявлений личностных особенностей, порождаемых тревожностью, позволяют человеку вместе с тем переживать ее в смягченном виде и не проявлять вовне. В качестве таких «масок» чаще всего описываются агрессивность, зависимость, апатия, чрезмерная мечтательность и др. Выделяют агрессивно-тревожный и зависимо-тревожный типы (с разной степенью осознания тревоги). Агрессивно-тревожный тип наиболее часто встречается в дошкольном и подростковом возрасте и при открытых, и при скрытых формах тревожности как в виде прямого выражения агрессивных форм поведения. Тревожно-зависимый тип наиболее часто встречается при открытых формах тревожности. Особенно при острой, нерегулируемой и культивируемой формах.