Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, реферат
Цель исследования: изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на три блока единства сознания и деятельности.
Задачи исследования:
1.Изучить взгляды на три блока единства сознания и деятельности в разных психологических школах;
2. Изучить взгляды на проблему в зарубежной психологии.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................................3
ТРИ БЛОКА ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................5
1.1 Основополагающие принципы психологии.................................................................................5
1.1.1 Принцип детерминизма...............................................................................................................5
1.1.2 Принцип единства сознания и деятельности.............................................................................6
1.1.3 Генетический принцип или принцип развития психики.........................................................6
1.1.4 Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. ...................................................7
1.1.5 Принцип психической целостности............................................................................................7
1.1.6 Принцип объективности в изучении психики............................................................................7
1.2 Взгляды на три блока единства сознания и деятельность в разных
психологических школах.......................................................................................................................7
1.2.1 Культурно-историческая теория развития психики Л.С Выготского ....................7
1.2.2 Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.........................................................9
1.2.3.Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву.............................................................12
1.2.4 Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П. Зинченко и Е.БМоргунову.................14
1.3 Деятельностный подход в зарубежной психологии.....................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
5.Обучение ребенка заключается в передаче опыта применения орудий труда и знаковой системы для того, чтобы он научился строить собственную деятельность и управлять своими психическими процессами.
6.Такие процессы как биологическое созревание и научение формируют психологию и поведение современного человека.
7.Психические функции бывают врожденные и приобретенные.
8.Врожденные функции обусловлены биологически, приобретенные возникают в процессе деятельности и являются опосредованными.
9.Взрослые показывают ребенку, как использовать орудия труда и знаки при совместном общении и предметной деятельности. Сначала орудия труда и знаки являются средством воздействия на поведение других людей, постепенно ребенок учится использовать их для управления собой. Межличностная функция управления превращается во внутриличностную. Такой процесс называется интериоризацией.
Социальное поведение Л. С. Выготский рассматривает как целостный блок, который помогает раскрыть суть сознания. Исходным понятием, позволяющим определить все стороны сознания, которое выступает как исследуемый объект, является речь человека. Речь является источником социального поведения и сознания, обладающих одним тем же механизмом. Речь отражает действительность.
Л. С. Выготский утверждает, что сознание изначально есть нечто целое, что выражает внешне социальный опыт, человеческую культуру. Исходя из этого утверждения, Л. С. Выготский нашел структурную единицу, с помощью которой передается социальный опыт от субъекта к субъекту и индивид присваивает его. Связующим звеном процессов общения и обобщения, по мнению Л. С. Выготского, является значение. В своей работе психолог проследил развитие значения от его простейших форм до научного понятия, тем самым исследуя становление, онтогенез сознания.2
1.2.2 Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна
Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов отечественной психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: «...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности».3
Рубинштейн в статье «Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики)» раскрывает суть деятельностного подхода, который заключается в том, что « субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».4
В этой статье Рубинштейн утверждает, что деятельность осуществляется субъектом или группой субъектов, например, учение рассматривается как «совместное исследование» учителем и учениками познаваемого объекта; деятельность содержательна, всегда реальна, существует предмет деятельности; деятельность носит творческий характер и развивает личность субъекта. Идея субъекта раскрывает причины деятельности, является основной в философско-психологической концепции Рубинштейна.
В 20-х годов в России основные психологические концепции формировались в рефлексологии, которая изучала человека как деятеля, но отводила ему пассивную роль: внешние стимулы деятельности человека лишились сознательности, все сводились к двигательным реакциям. Рубинштейн точно определил основную проблему: проблему сознания и деятельности. Эти категории едины, связаны между собой и проявляются через субъект деятельности. Это и есть три блока единства сознания и деятельности.
Рубинштейн первым выдвинул положение о единстве сознания, деятельности и поведения. Деятельность и сознание рассматриваются не как различные аспекты, а как единое целое. В этом принципе суть заключается в том, что не может деятельность существовать без сознания и сознание без деятельности. Следовательно, такой подход дает возможность изучать сознание человека через его деятельность. Встал вопрос о структуре сознания. По определению Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Внутренняя характеристика деятельности представляет собой сознание и психику. Этот принцип позволяет ученым выяснять те внутренние механизмы, которые помогают достигать целей в деятельности. Принцип единства сознания и деятельности утверждает, что в деятельности человека одновременно проявляются и формируются сознание и психические свойства человека. Рубинштейн считал, что психические свойства личности, ее способности и характерологические черты являются одновременно условием и результатом поведения личности. Основное условие психического развития ребенка – это ведущая деятельность, у дошкольника – игровая, у школьника - обучающая. Длительное выполнение профессиональной деятельности может изменить личность. Существует, так называемая, проблема профессиональной деформации, когда человек автоматически ставит одни и те же цели и стремиться к их выполнению, как бы «застревает» в профессиональной деятельности и тяжело переключается на другие виды деятельности, превращается в «трудоголика». Таким образом, можно сделать вывод, что сознание «отвечает» за постановку цели деятельности и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Рубинштейн раскрывает связь сознания и деятельности в этом принципе.
Рубинштейн квалифицировал принцип следующим образом: «Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать, таким образом, деятельность человека предметом психологического исследования»5.
Следует подчеркнуть, что практически деятельностный подход Рубинштейна к сознанию, совпадающий по факту с принципом субъекта деятельности, не означает того, что специфика сознания и психики в целом свелась к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности рассматривает их понимание по разным модальностям, а деятельностный подход обеспечивает определение цели для проявления активности сознания.
С. Л. Рубинштейн выделяет следующие акты сознания: построение отношений, познание, переживание. Все акты сознания взаимосвязаны. Редко существует только один акт: только познание, либо только переживание, либо только отношение; чаще сознание включает эти три компонента, но степень выраженности каждого из этих компонентов весьма разная (см. Приложение А). Поэтому С. Л. Рубинштейн предлагает каждый акт сознания рассматривать по степени выраженности, но одновременно, как бы в одной системе координат.6
Таким образом, теория деятельности, разработанная С.Л. Рубинштейном, дает возможность анализировать психику человека через его деятельность.
В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. В их исследованиях меняется взгляд на деятельность. Деятельность разделяется на побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую. Представляет собой единство двух компонентов психического сознания: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).
1.2.3.Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву
А.Н. Леонтьев подходил к принципу единства сознания и деятельности с другой точки зрения. Если Рубинштейн утверждает, что сознание проявляется и формируется в деятельности как отдельная реальность, то А.Н.Леонтьев добавляет, что оно встроено в деятельность и неразрывно связано с ней. Интересна иллюстрация этого определения в работе «Исследование восстановления функций руки после ранения», в которой исследуется включение психических процессов в различные виды деятельности. В частности приводится пример, как амплитуда движения раненой руки менялась от того, насколько осмысленно больной двигал рукой, т.е. какую цель ставил перед собой, к чему стремился.
А.Н. Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность» развивает взгляды и идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. С Рубинштейном они работали практически параллельно. Он отмечает, прежде всего, неделимый характер деятельности, поскольку это «система, имеющая свое строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие», «включенная в систему отношений общества»7.
Общество действует на человека и организует деятельность всех своих членов: общественные условия создают мотивы и цели деятельности человека и индивид подстраивает свои деятельность под них.
А.Н.Леонтьев продолжает изучать структуру сознания. В своих работах он выделяет составляющие сознания: чувственная ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания, по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное „поле" и объект его деятельности». Чувственная ткань - переживание «чувства реальности».8
Значение - это лексическое понимание, связываемое с тем или иным выражением (слова, предложения, знака и т. п.) некоторого языка. Значение или содержание слов, схем. Карт должно быть понятно всем людям, принадлежащим к одной культуре или близкой и прошедшим похожий исторический путь, говорящим на каком-либо языке, или сходным с ним. Значения обобщают, отбирают, сохраняют и передают опыт человечества от поколения к поколению. Через них человек постигает, познает опыт, приобщается к нему, вносит свой вклад.
Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека... в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой».9 Все виды исскуства являются универсальным языком значений.
Личностный смысл представляет собой отражение субъективной значимости, важности тех или иных событий, явлений действительности для данного индивидуума. Через личностный смысл формируется пристрастность человеческого сознания. Когда личностные смыслы не совпадают, то возникают проблемы в общении. Люди не понимают друг друга из-за того, что для них одно и то же событие, явление имеет разный личностный смысл. В психологии есть понятие «смысловой барьер», которым обозначается такое непонимание. Иллюстрацией понятия «смысловой барьер» может служить такой пример. Часто дети не выполняют просьб учителя по той причине, что они в слова учителя вкладывают личностный смысл совсем другого токования, чем говорил учитель. «Смысловой барьер» может возникать с любыми субъектами. Проблема в том, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, конфликт усугубляется. Все эти компоненты вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание. Таким образом, согласно Леонтьеву, потребность порождает деятельность, представляющую собой форму активности. А.Н.Леонтьев создал теорию деятельности, основные положения которой изложены в приложении (см. Приложение Б, В). Эта теория, также как и работы Выготского и Рубинштейна, до сих пор являются основополагающими в психологии.
1.2.4 Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П. Зинченко и Е.БМоргунову
Л.С. Выготский в своих работах изучал онтологию, выделил в структуре сознания два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия. Намеченную Л.С. Выготским линию исследований сознания продолжил Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, которые занимались изучением сознания параллельно. А.Н. Леонтьев изучал вопрос возникновения сознания, выделил три составляющих сознания: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл. В.П.Зинченко дополнил и развил предложенную ученым структуру сознания, добавив биодинамическую ткань движения и действия. Значение и смысл представляют собой рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания, а чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия составляют бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа (см. Приложение Д). У каждого уровня свои функции, подчинения нет, только тесная взаимосвязь. Когда решаются различные жизненные задачи, то один слой доминирует.
Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Характеризуя взаимоотношения между слоями сознания, В.П.Зинченко пишет: «Рефлексивный слой сознания одновременно является событийным, бытийственным. В свою очередь, бытийный слой не только испытывает на себе влияние рефлексивного слоя, но и сам обладает зачатками или исходными формами рефлексии. Поэтому бытийный слой сознания с полным правом можно назвать сорефлексивным. Иначе не может быть, так как если бы каждый из слоев не нес на себе печать другого, они не могли бы взаимодействовать и даже узнавать друг друга»10.
В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. Смысл - это всегда смысл чего-то: образа, действия, жизни. Из них он извлекается или в них вкладывается. Выраженное словом значение содержит в себе как образ, так и действие. В свою очередь, бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе ее истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.11
Таким образом, В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: «Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание.… В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство – это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение. Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическом языке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер. Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законы развития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм – вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации» 12.
Информация о работе Три блока единства сознания и деятельности