Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, реферат
Цель исследования: изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на три блока единства сознания и деятельности.
Задачи исследования:
1.Изучить взгляды на три блока единства сознания и деятельности в разных психологических школах;
2. Изучить взгляды на проблему в зарубежной психологии.
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................................3
ТРИ БЛОКА ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................5
1.1 Основополагающие принципы психологии.................................................................................5
1.1.1 Принцип детерминизма...............................................................................................................5
1.1.2 Принцип единства сознания и деятельности.............................................................................6
1.1.3 Генетический принцип или принцип развития психики.........................................................6
1.1.4 Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. ...................................................7
1.1.5 Принцип психической целостности............................................................................................7
1.1.6 Принцип объективности в изучении психики............................................................................7
1.2 Взгляды на три блока единства сознания и деятельность в разных
психологических школах.......................................................................................................................7
1.2.1 Культурно-историческая теория развития психики Л.С Выготского ....................7
1.2.2 Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.........................................................9
1.2.3.Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву.............................................................12
1.2.4 Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П. Зинченко и Е.БМоргунову.................14
1.3 Деятельностный подход в зарубежной психологии.....................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.3 Деятельностный подход в
Зарубежные
психологи также изучают
Факт активного начала в деятельности
притягивает лучшие умы психологической
науки. А.Н.Леонтьев свою теорию активности
деятельности противопоставил принципу
реактивности, который выдвинул представитель
биохвиризма Д.Уотсон, считавший, что психология
должна изучать поведение человека от
рождения до смерти. Он предполагал изучение
поведения человека как любого предмета
в естественных науках. У него была цель:
найти в человеке такой механизм, чтобы
можно было им управлять. Эта идея стала
очень привлекательной для любой власти.
Д. Уотсон считал, что сознание, чувствование,
ощущение, воображение, воля и т.д. не являются
феноменами психологии и не могут быть
использованы при описании поведения
человека и его деятельности. Весь упор в его воззрениях делался на
связь раздражителей и реакций. Он считал,
что если знать характер этих связей, то
можно предугадывать поведение людей.
Уотсон предполагал моделировать ситуации,
при которых возможен только однозначный
тип поведения. По его мнению, в детском
возрасте закладываются отрицательные
эмоции страха, отвращения, которые проявляются
в зрелом возрасте. Происходит это за счет
условно-рефлекторных связей между внешними
раздражителями и базальными аффектами
у ребенка. Эту точку зрения Д.Уотсон изложил
в книге «Психология с точки зрения бихевиориста»13.
Понятие реакции
для Д.Уотсона является самым
главным. Он вкладывал в них смысл
«ответных действий». Активное начало
отдает стимулу. Мечтал с помощью
сложных реакций описать
Теория деятельности А.Н. Леонтьева позволяет подойти к человеческой жизни с научным анализом, не допускающим представить понятие реакции, особенно врожденной реакции, на которую опирался Дж. Уотсон, рассматривающий человека исключительно как биологическое существо.
. Э.Ч.Толмен критиковал Уотсона за такой подход: «Поведение - целеориентированная активность животного организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из гомогенной в предметную, а затем социальную среду».14
Э.Ч.Толмен представляет поведение как целостный акт, направленный только на цель. Он указывает три разновидности поведения:
1) независимые
переменные (первоначальные причины
поведения) стимулы и исходное
физическое состояние
2) способности,
т.е. видовые свойства
3) вмешивающиеся внутренние переменные - намерения (цели) и познавательные процессы.15
Ввел понятие «когнитивной карты». «Когнитивная карта - это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (sign-gestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека.»16.
Таким образом, выводы, полученные при экспериментах на животных, Э.Ч.Толмен обобщал на человека, так же как Уотсон.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе рассмотрена проблема трех блоков принципа единства сознания и деятельности. Изучив работы отечественных и зарубежных авторов по этой проблеме, можно сделать следующие выводы:
1. Существует три составляющие практического отношения человека к действительности: субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; объект, на который направлена активность субъектов; активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. Отсюда вытекает принцип единства сознания и деятельности: сознание развивается и углубляется в процессе деятельности, а деятельность, в свою очередь, управляется сознанием (Сергей Леонидович Рубинштейн). Иначе говоря, сознание – является идеальной сторона целенаправленной деятельности, а деятельность представляет собой материальную сторону сознания индивидуума. Сознание и деятельность возникли одновременно.
2. У А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна в теориях деятельности есть общее положение. Психическая деятельность не только строится по образцам внешней предметной деятельности, но, в сущности и остается ее особой разновидностью. Психическая деятельность включена в эту внешнюю деятельность. Она живет ее интересами, заимствует у нее свои возможности, зависит и по функции, и по развитию от места в структуре этой внешней деятельности.
3. За рубежом теорией деятельности занимались Дж. Уотсон. Э.Ч.Толмен А. Маслоу (потребности и их роль в деятельности личности), Л. Уайт, К. Левин и другие.
4. Самостоятельное человеческое сознание, готовое к развитию, появляется после кризиса «Я сам» у ребенка. Ребенок становится субъектом и может распоряжаться соответственно возрасту своими физическими, психическими и духовными силами.
5. Формирование зрелой личности и индивидуальности будет в дальнейшем происходить при направляющем участии сознания через деятельность. Самосознание формируется к моменту поступления в школу. Высший уровень сознания – рефлексивный уровень, свойственный только человек формируется в начальной школе.
7. Понятие «сознание» включает в себя все важнейшие понятия психологии: отражение, деятельность, общение, речь, субъект, личность, индивидуальность, самосознание, рефлексивное сознание и т.п.
Поставленные при выполнении работы цели и задачи выполнены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Компоненты сознания
№ |
Компоненты сознания |
Раскрытие содержания |
1 |
Когнитивная компонента, от (лат. cognitio - знание, познание) |
Это всё, что связано с познанием. Она включает в себя способы и методы познания, относительно устойчивые особенности познавательных процессов, которые выражаются в познавательных стратегиях, в частных познавательных установках и видах контроля. Кроме того, к когнитивной компоненте относятся все результаты познания, - когнитивные карты, осознаваемые Я-образы, т.е. осознаваемые структуры Я-концепции, и т.п. |
2 |
Эмоционально-оценочная |
Она включает в себя эмоции, отношения,
личностные смыслы, самооценки, прочие
аффективно-мотивационные |
3 |
Поведенческо-деятельностная компонента |
Включает в себя механизмы, способы, приёмы, обеспечивающие функционирование человека как во внешнем пространстве, в том числе в пространстве межличностных отношений, так и во внутреннем, психическом пространстве.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО А.Н. ЛЕНТЬЕВУ17
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО А.Н.ЛЕОНТЬЕВУ
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
1 Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2012. –С.94-108.
2 Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Т.1: Проблемы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. - М.: Логос, 2012. – С.86.
3 Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 2011. – С.64.
4 Там же, С.74.
5 Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии / С.Л. Рубинштейн. – М.: Наука, 2011. С.74.
6 Там же, С.66.
7 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2011. –С.64.
8 Там же, С.71.
9 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: МГУ, 2011. –С.74.
10 Зинченко, В.П. Моргунов Е.Б. Сознание и творческий акт / В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов -М.: - МГУ. – С.84.
11 Зинченко, В.П. Моргунов Е.Б. Сознание и творческий акт / В.П.Зинченко, Е.Б. Моргунов -М.: - МГУ. – С.88.
12 Там же, С.94.
13 Уотсон Дж.Б. Психология с точки зрения бихевиориста: Хрестоматия по истории психологии. - М.:2010. – С.124.
14 Толмен Э.Ч. Бихевиоризм и необихевиоризм: Хрестоматия по истории психологии / Под редакцией П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. - М.: МГУ, 2012. – С.98.
15 Там же, С.101.
16 Там же, С.103.
17 http://vestishki.ru/node/799
Информация о работе Три блока единства сознания и деятельности