Трудности в общении с подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:01, реферат

Краткое описание

Цель: изучение трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
Объект исследования: общение
Предмет исследования: трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить специфические особенности процесса общения, дать определениие;
2.Определить трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте;
3. Сделать выводы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЯ»----5
1.1Понятие общения и его содержательные характеристики-------------------5
1.2.Характеристика областей затруднения общения------------------------------9
II. ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ-------------------------------------------------------------20
2.1.Психологические особенности подросткового возраста-------------------20
2.2. Трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте---23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------28

Вложенные файлы: 1 файл

Купсовая работа социальная психологияРУ.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------3

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЯ»----5

1.1Понятие общения и его содержательные характеристики-------------------5                                                                    

1.2.Характеристика областей затруднения общения------------------------------9

II. ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ-------------------------------------------------------------20

2.1.Психологические особенности подросткового возраста-------------------20

2.2. Трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте---23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------28

 


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы, определена тем, что без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.[4]

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого  человека, данное от природы, и непростое  искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения: передаётся и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов  друг для друга. В общении индивид  получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения. В результате общения достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность. [4]

Цель: изучение трудностей общения в подростковом и старшем  школьном возрасте.

Объект исследования: общение

Предмет исследования: трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:

1. Выявить специфические  особенности процесса общения, дать определениие;

2.Определить трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте;

3. Сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЯ»

    1. Понятие общения и его содержательные характеристики                                                                    

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты.

Философы изучают место  общения в жизни человека и  общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует  формы общения внутри различных  социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами.

Психологи рассматривают  как форму деятельности и поведения  человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в  структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают  взаимосвязи между типами культур  и формами общения.

Лингвисты исследуют  языковую и речевую природу социального  и межличностного общения.

В данной работе общение рассматривается с точки зрения психологии.

          1)Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека;

2)Общение - осуществляемое знакомыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В виду сложности и  емкости феномена общения толкование его как понятия зависит от исходных теоретических и критериальных оснований. В самом общем виде общение выступает как форма жизнедеятельности.

Социальный смысл общения  состоит в том, что оно выступает  средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого. [1]

В общении человек  самоопределяется, и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях и чертах характера человека, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре и грамотности.

Общение пронизывает всю жизнедеятельность  личности. Формы общения крайне многообразны. Однако, в конечном счете, они определяются объективными условиями, прежде всего характером общественно-экономической формации. Каждое поколение людей застает как нечто данное определенную сумму производительных сил, капиталов и социальных отношений.

Общение, выраженное в непосредственных межиндивидуальных связях людей, всегда соответствует определенным исторически  сложившимся и социально необходимым  формам коммуникации и реализуется  в соответствии с нормами социально  приемлемого поведения 

Общение играет важную роль в формировании личности. Но личность, как мы знаем, на разных этапах развития развивается по-разному. .[6]

Существуют, несколько  научных подходов к пониманию проблем общения в социальной психологии:

А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный (ориентированный на взаимосвязь общения и взаимоотношения). Несмотря на очевидное сходство концепций, терминологии и исследовательской техники, каждый подход опирается на разные методологические традиции и предполагает хотя и взаимодополняющие, но, тем не менее, разные аспекты анализа проблемы общения . [2]

А.Н. Леонтьев подчеркивает, что проблемы общения в науке  представлены в разных теоретических  подходах неоднозначно. Информационные подходы. Были развиты в основном в 30-е — 40-е годы и с тех пор широко используются до настоящего времени. Объектом исследований является передача сообщений, главным образом фактических, реальных между «участниками» — сообществами, организациями, индивидами, животными, техническими устройствами, которые способны посылать и принимать информацию при помощи какой-то системы сигналов или символов.

Интеракциональные подходы были развиты главным образом в 60 -70-е годы. В отличие от информационного подхода, рассматривающего общение как трансакции по передаче информации (отдельные коммуникационные акты), в интеракциональном подходе общение рассматривается как ситуация совместного присутствия, которая взаимно устанавливается и поддерживается людьми при помощи различных форм поведения и внешних атрибутов (внешности, предметов, обстановки и т.п.). И это поведенческое управление ситуацией совместного присутствия, ее поддержание происходит относительно независимо от намерения участвующих индивидов. Хотя они обладают действительным контролем за входом или выходом из ситуации в соответствии со своими намерениями, до тех пор, пока участники принимают присутствие и поведение друг друга в ситуации, они не могут избежать постоянной координации поведения по отношению друг к другу. Интеракциональный подход признает положение, что само взаимодействие включает обмен сообщениями. Но главный исследовательский интерес больше направлен на организацию поведения. Теоретические основания этого подхода: ориентация на многоаспектность анализа человеческого поведения во множестве жизненных условий и обстоятельств (в различных социальных контекстах); поведение является не столько функцией внутренних побуждений индивида, его мотивационных или личностных факторов, а больше — функцией самой ситуации взаимодействия и социальных взаимоотношений (позиция ситуационного подхода в социальной психологии). [2]

Реляционный подход. Этот подход начал постепенно развиваться с середины 50-х годов.Основное положение этого подхода состоит в том, что социальный контекст и человеческая среда не образуют условия и обстоятельства, в которых преобразуется информация и происходит межличностное взаимодействие, а являются самим общением как таковым и понимаются как системы взаимоотношений. Другими словами, термин «общение», «коммуникация» — это обозначение общей системы взаимоотношений, которые люди развивают друг с другом, с общиной и средой обитания, в которой они живут. Любое изменение какой-либо части этой системы, вызывающее изменение других частей, называется «информацией». Согласно этому подходу, нельзя сказать, что люди, животные или другие организмы вступают в общение (информационный подход) или участвуют в нем (интеракциональный подход), поскольку они уже являются неотъемлемой частью этого процесса независимо от того, хотят они этого или нет, частью как локальной, так и глобальной экосистемы взаимоотношений. Они включаются в эту систему с момента рождения и не покидают до момента смерти.

По утверждению Г.М. Андреевой, три направления теоретических  исследований оказались инструментальными  и способствовали появлению реляционной  теории коммуникаций; а) кибернетика  и теория общих систем; б) теория логических типов, которая идентифицирует разрывы непрерывности между различными уровнями абстракции (например: «индивид-общение», «индивид-взаимоотношения» и т.д.); в) биологические исследования экосистем и динамики взаимоотношений между организмами и средой обитания. [6]

Н.В. Казаринова подтверждает, что решение проблемы общения  является весьма специфичным в рамках отечественной социальной психологии. Сам термин «общение» не имеет  точного трактования в традиционной социальной психологии. Он не вполне эквивалентен обычно употребляемому английскому термину «коммуникация», под которым понимается процесс передачи информации от отправителя к получателю.

Таким образом, можно  сделать вывод, что вышеперечисленные  теоретические подходы не исчерпывают  актуальность исследования проблемы общения в социальной психологии. Вместе с тем они показывают, что общение должно изучаться как многомерное явление, а это предполагает изучение явления с помощью методов системного анализа.

1.2.Характеристика областей затруднения общения

Затруднение в общение (в деятельности) - это субъективно  переживаемое человеком состояние  «сбоя» в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его  действий, непонимания текста (сообщения), непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психического состояния и т.д. Затруднения выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности их продолжения (А.К. Маркова). С учетом того, что возникновение в процессе деятельности затруднения и его осознание, объективация есть одно из условий возникновения проблемной ситуации, которая является предпосылкой и основой возникновения и движения мысли (С.Л. Рубинштейн), в педагогической деятельности оно может рассматриваться и как фактор активации интеллектуальной деятельности человека, стимулирование нахождения новых средств и способов выхода из создавшейся «затрудняющей» ситуации. Соответственно выделяют позитивную и негативную функции затруднения (трудности) в процессе общения. [5]

Нужно отметить, что «затруднение», «барьер» общения - это субъективное образование, переживание субъектом некоторой сложности, необычности, нестандартности, противоречивости ситуации. Поэтому то, что вызывает затруднение у одного человека, может быть даже не замечено другим.

Функции затруднения:

-Позитивная функция затруднения (по А.К. Марковой) имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания к проблеме);

б) стимулирующее, мобилизующее (активизация  деятельности при анализе и преодолении затруднений, приобретение опыта).

Показательна в этом плане двойственность позиции относительно ошибки как следствия неадекватного  решения сложной коммуникативной  задачи. Одни считают недопустимыми  ошибки в этой деятельности, другие рассматривают их как необходимый и неизбежный элемент.

В то же время А.К. Маркова фиксирует  и негативную функцию затруднения, также имеющую два значения:

а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления  затруднений или наличия неудовлетворенности  собой, например заниженной самооценки)

б) деструктивное, разрушительное (затруднения  приводят к остановке, распаду деятельности, желанию уйти из профессии, уменьшить  количество контактов).

Обычно в деятельности, в общении человек фиксирует  только то, что пpeпятcтвует дальнейшему нормальному осуществлению этих процессов, тогда как человеку важно знать и сложности, которые он преодолевает, не всегда осознавая их как затруднения. Сложности, препятствия в совместной деятельности, общении, осознаваемые его субъектами как затруднения, барьеры, проявляются, как свидетельствуют результаты исследований Е.В. Цуканова, в поведении, «неадекватном» ситуации общения и характеру деятельности, в особенностях установления и поддержания контакта, уровне психологического комфорта общающихся людей, их эмоциональном самочувствии. Затруднения могут проявляться в одном из этих планов, но чаще в нескольких из них одновременно. [4]

В настоящее время  затруднения, или барьеры общения  рассматриваются с разных позиций  в зависимости от основания анализа и подхода. Так, в рамках общепсихологической интерпретации они классифицируются как смысловые, эмоциональные, когнитивные, тактические. В деятельностном подходе выделяются мотивационные и операциональные затруднения, соотносимые с двумя основными сторонами общения - коммуникативной и интерактивной. Они в свою очередь проявляются в когнитивной, аффективной и поведенческой сферах (Л.А. Поварницына).

Информация о работе Трудности в общении с подростками