Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 13:01, реферат
Цель: изучение трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
Объект исследования: общение
Предмет исследования: трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить специфические особенности процесса общения, дать определениие;
2.Определить трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте;
3. Сделать выводы.
ВВЕДЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------------3
I ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ « ОБЩЕНИЯ»----5
1.1Понятие общения и его содержательные характеристики-------------------5
1.2.Характеристика областей затруднения общения------------------------------9
II. ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ-------------------------------------------------------------20
2.1.Психологические особенности подросткового возраста-------------------20
2.2. Трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте---23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ--------------------------------------------------------------------------26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ--------------------------------28
Многие из тех, кто в средней школе учился “из под палки”, к концу Х класса уже начинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование или не попасть сразу после окончания школы в армию, учиться все же надо, поэтому такая острая проблема как мотивация учения отходит на второй план. Теряют свою значимость и многие другие проблемы. Однако, на их место приходят новые.
Для современного Х класса
важной является проблема социально- психологической
адаптации к новому коллективу .
Поскольку после IX класса уходят из
школы чаще всего слабоуспевающие
ученики, то средний интеллектуальный
уровень в старшей школе
Другая нередко встречающаяся в Х классах проблема - установка на продление моратория. После завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками ( как у подростков) , снижается интерес к учебе, а повышается интерес к спорту, досугу и всему тому, что не учеба и не работа. По- видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой “ почти взрослой ” жизнью, не связанной с учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.
В ХI классе на первый план – вновь и на новом профессиональном уровне - выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение дальнейших образовательных планов, а с другой - проблемы, связанные с подготовкой к школьным экзаменам. Задача выбора будущей профессии, профессионального самоопределения, принципиально, не может быть успешно решена без, и вне решения более широкой задачи личностного самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л.И. Божович считала аффективным центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту она связывала с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее с позиции будущего. Юноша живет будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Это облегчает ему переживание неприятностей, позволяя относится к ним с легким сердцем, но с этим связано и пониженное чувство ответственности. []
2.2. Трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте
Одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. Трудности также связаны и с поиском устойчивого набора социальных ролей. [9]
Исходя из результатов работы психологов и преподавателей, можно сделать выводы о том, что неумение построить взаимоотношения со сверстниками, невозможность добиться значимого положения в группе являются причиной нарушения общения со сверстниками.
К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процентный состав достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками, у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.
Нередко среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Как показало исследование, они удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов не диагностируется мотивации на общение. [3]
Напротив, среди качеств, присущих подросткам, занимающим высокое статусное место, ориентация на сверстников является одним из ведущих мотивов. Как правило, эти дети с достаточно адекватным представлением о себе, что позволяет им найти ту группу, в которой они будут признаны и оценены. Большое значение имеет тот факт, что эти подростки имеют достаточно высокий уровень эмпатии. Это, с одной стороны, дает возможность вызвать положительное эмоциональное отношение к себе, а с другой - чувствуя отношение к себе других, они стараются меньше общаться с теми, кто их не принимает, увеличивая число контактов с теми ребятами, кто их принимает.
Общение с товарищами большая ценность для подростка. Оно нередко становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с отцом и матерью выглядит уже не такой привлекательной. Подросток отдаляется от родителей, живет уже какой-то своей жизнью, неохотно рассказывает о себе, что-то скрывает, рвется из дома к товарищам. Попытки взрослых ограничить общение подростка с товарищами наталкиваются на его сопротивление. Часто это становится причиной столкновений и неприятных для обеих сторон разговоров. Подросток, старший школьник все больше претендует на свободу в общении с товарищами, свободу, которая не ограничена ни временем, ни местом, не стеснена родительским выбором. «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Не вмешивайтесь! Это мое личное дело», - заявляет подросток, когда родители пытаются что-то изменить в его отношениях с товарищами, запретить дружбу. Отношения со сверстниками подросток считает своими собственными, личными отношениями: здесь он имеет право и может действовать самостоятельно. Поэтому, всякое вмешательство взрослых, тем более не тактичное, вызывает обиду, протест, сопротивление. Для многих подростков дружба и ее законы приобретают первостепенное значение. И чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место в его жизни занимают товарищи, тем сильнее влияние сверстников. Одиночество невыносимо для подростка, старшеклассника.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют. Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному. [9]
Целью данного исследования было изучение трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
В исследовании были раскрыты следующие задачи:
1. Выявить специфические особенности процесса общения, дать определение;
2.Определить трудности общения в подростковом и старшем школьном возрасте.
Первая глава курсовой посвящена раскрытию общения как психологической категории. Термин общение имеет очень много разнообразных трактовок. Под общением следует понимать форму социального взаимодействия людей, в котором осуществляется обмен мыслями и чувствами. Общение нацелено на изучение взаимоотношений между общественными субъектами. Роль общения в психическом развитии человека имеет огромное значение, потому что через активное общение вначале с членами семьи, а затем и со сверстниками, человек становиться более развитой личностью. Роль общения еще велика, потому что это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Следующая глава посвящена изучению трудностей общения в подростковом и старшем школьном возрасте. Одна из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста – смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших, а также от установленных ими правил и порядков. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка возникают разные виды протеста, неподчинения, непослушания. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка; то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка проходит бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внутренний и внешний конфликт. Конфликты между подростками и взрослыми возникают по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и взрослых, взрослых и детей. Непосредственно на качество общения между взрослыми и подростками влияет стиль родительского общения и воспитания. Если родители применяют по отношению к ребенку грубую физическую силу, то ребенок чувствует себя лишним в такой семье, винит себя, если в семье происходят какие-либо конфликты. В подростковом возрасте общение со сверстниками активизируется и углубляется, при этом для мальчиков особенно важна групповая принадлежность, членство в какой-то группе или компании, тогда как девочки дружат парами, ценя в подруге, прежде всего возможность делится своими тайнами. Позднее появляется потребность в близком друге противоположного пола, желание нравится друг другу. Взаимная привязанность может быть очень эмоциональной, занимать большое место в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002.
2) Бодалев А. А. «Личность и общение». – Избр. труды М.: Педагогика, 1983г.
3)Волков Б.С. Психология подростка. – М., 2002
4)Еникеев М.И. Социальная психология.– М.: «Изд-во ПРИОР», 2000. – 400с.
5)Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И. Еникеев. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – 624 с.;
6)Г.М.Андреева. Социальная психология.-М.:Аспект Пресс, 2004.-365 с.
7)Немов, Р.С. Психология. – М., 2005.
8)Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2001.
9)Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001.