Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 12:46, курсовая работа
Семейные отношения – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания.
Постановка проблемы семейных отношений, определение психологических оснований их понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине отмечаемого исследованиями кризиса современной семьи и назревшими в связи с этим психотерапевтическими задачами, - психологическое понимание семейных отношений будет иметь теоретическое и практическое значение как в плане достижения благополучия и стабильности семейных отношений.
1. Проблема психологических исследований семьи и семейных отношений
1.1. Введение
1.2. Исторический очерк становления психологии семьи
1.3. Эволюция брака и семьи в истории человеческого общества
1.4. Характеристика современной семьи
1.5. Функционально-ролевая структура семейных отношений
1.6. Жизненный цикл семьи
1.7. Психология эмоциональных отношений
1.8. Супружеские отношения
1.9. Детско-родительские отношения
1.10. Подготовка молодежи к семейной жизни
1.11. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений
2. Профессиональная мотивация
2.1. Введение
2.2. Понятия профессиональной мотивации
2.3. Теории мотивации
2.4. Мотив-цель
2.5. Влияние профессиональной мотивации на эффективность деятельности.
2.6. Заключение
2.7. Список использованной литературы
Прежде распространённый у многих народов
матрилокальный или дислокальный брак
почти полностью вытесняется патрилокальным,
точнее, виролокалным (от латинского «vir»
- муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты её экономическую
ценность выкупом; в раннеклассовом обществе
получает некоторое распространение и
традиция похищения будущей жены (умыкание).
Начальной и широко распространённой
формой моногамной семьи была большая
семья, известная также как патриархальная
семья и больше - семейная община. Она состояла
обычно из 3-4 поколений ближайших родственников
по отцу (например, одного или нескольких
братьев с их детьми, внуками и правнуками),
которые жили вместе и вели общее хозяйство;
постепенно такая семья уступает место
малой
семье, обычно состоящей из брачной пары
и их детей.
Укрепление
патриархата, приобретение жены за выкуп
привело к
ухудшению общественного и семейного
положения женщины. Жена должна
была беспрекословно подчиняться мужу
и всем старшим членам его
семьи; если женщина хотела вернуться
в родительский дом, то её
родственники должны были отдать полученный
за неё выкуп. Развод
стал поэтому очень редким явлением; даже
после смерти мужа женщина
продолжала оставаться в как бы купившей
её семье, а нередко и
должна была вступить в брак с одним из
братьев мужа (обычай
левирата). Дети безоговорочно принадлежали
отцу. Патриархальный
порядок наследования требовал бесспорности
факта отцовства, поэтому
супружеская неверность семьи стала сурово
наказываться, нередко
смертью, в то время как муж продолжал
пользоваться некоторой
половой свободой. Новые формы брачно-семейных
отношений освещались
религией, закреплялись в законодательствах
раннеклассовых государств.
Кроме моногамного
брака, в раннеклассовом обществе получил
распространение брак полигамный (точнее
полигинный), когда мужчина
состоял в брачно-половых отношениях с
несколькими женщинами. Корни
этой формы брака тянутся в родо-племенную
эпоху. Такие браки
допускались в подавляющем большинстве
известных науке племенных
обществ; считалось вполне естественным,
что сильный воин или ловкий
охотник имеет нескольких жен, которых
он может содержать. Однако
в период господства парной семьи такие
браки вряд ли имели
широкое распространение и, очевидно,
представляли собой своего рода
привилегию племенной верхушки. Полигамные
браки относительно редки среди племён
охотников и рыболовов; процент их повышается
с переходом к земледелию и скотоводству
и особенно значителен у племён, сочетавших
земледелие со скотоводством.
В Северной
Америке полигамные браки были распространены
несколько больше, чем в Южной, однако
ряд народов и в Северной
Америке придерживались парной (позже
моногамной) семьи. Сравнительно
редкой была полигамия и у племенных обществ
Азии, зато в Африке
она встречалась очень часто и нередко
принимала чудовищные формы:
некоторые вожди крупных племенных союзов
и правители раннеклассовых
африканских государств имели по несколько
сот жен; несколько
десятков жен считалось довольно обычным
явлением. Подсчитано, что в
Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих
и 76%
скотоводческих народов, вне Африки - соответственно
у 30 и 57%
народов.
У многих
народов полигамия сохранилась и при переходе
к
классовому обществу. В Древнем Египте
и Вавилоне она встречалась,
правда, очень редко, но у древних евреев,
как свидетельствует
Библия, напротив, - довольно часто, хотя
у них преобладали
моногамные браки. В Индии многоженство
было допущено еще в
древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось
обычным; еще в XIX в.
Около 5% индусов жили в полигамном браке;
примерно такое же
распространение имело многоженство и
у буддистов. Христианство
вначале не запрещало полигамию, еще в
раннем средневековье
некоторые короли и князья, в частности
род Меровингов, имели по 2
жены. Однако впоследствии почти все церкви
и секты резко осудили
многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты
и особенно мормоны),
опираясь на Библию, проповедовали полигамию,
но даже у мормонов в
полигамном браке состояло лишь около
7% мужчин. По существу,
единственной из мировых религий, последовательно
поддерживающей
полигамию, является ислам; Коран разрешил
мусульманину иметь до 4
законных жен, не считая наложниц-рабынь,
число которых у отдельных
богатых мусульман измерялось десятками
и даже сотнями. Впрочем, и
среди мусульман полигамия, видимо, никогда
не была господствующей формой брака.
Одной из
причин полигамии является диспропорция
полов -
значительное численное преобладание
женщин, связанное потерями мужчин
в межплеменных и прочих войнах; иногда
мужчины покорённого народа
подвергались почти полному истреблению,
а женщины становились женами
и наложницами победителей. Характерно,
что в Африке еще в
середине XIX в. Среди большинства народов
преобладали женщины; у
баганда и некоторых других племён банту,
а также в ряде районов
Мадагаскара на каждого мужчину приходилось
по 3-4 женщины. Сильная
убыль мужчин иногда заставляла прибегать
к полигамии и более
развитые народы. Показательно в этом
отношении, что в 1650 г.,
вскоре после окончания Тридцатилетней
войны, унёсшей многих мужчин,
окружной совет Нюрнберга принял резолюцию,
позволяющую мужчинам
иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии
являлась бездетность
первой жены, а у народов с патриархальными
традициями - рождение ею
только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка)
в случае бесплодия
жены её семья должна была дать в жены
младшую сестры или другую
близкую родственницу первой жены, причем
и первая жена обычно
оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную
роль играло стремление
мужчин увеличить удовольствие от половых
сношений, особенно если
первая жена была старше мужа или быстро
старела от тяжелой
работы, болезней и т.п. Большое, а часто
и главное значение имели социально-экономические
стимулы полигамии, так как у многих народов
женщины выполняли основные трудоёмкие
работы в поле и в домашнем хозяйстве,
а число жен нередко являлось своего рода
показателем социального положения или
ранга мужчины.
Можно считать
установленным, что полигамия оказывает
в целом
отрицательное влияние на репродуктивность
из-за уменьшения частоты
половых сношений; половая активность
мужчины, имеющего несколько
жен, обычно повышается, однако она не
может возрастать
пропорционально их числу. Следует также
учесть, что полигамные
браки сильнее распространены среди мужчин
среднего и пожилого
возраста, чем среди более активных в половом
отношении молодых
мужчин. Всё это усугубляется неравномерным
вниманием мужа к своим
женам; даже среди мусульман мужья часто
уклоняются от предписанного
исламом равного внимания к женам и проводят
ночи преимущественно
с одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых
отношений, в
частности, послеродовое воздержание
в полигамных браках, как правило, значительно
длиннее, чем в моногамных.
Всё это удлиняет интервал между очередными зачатиями.
Справедливости ради следует сказать
и о некоторых
положительных сторонах полигамии. Многоженство,
особенно в случаях,
когда за жену требуется выкуп, обычно
по силам лишь состоятельным
мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно
более зажиточны, женщины
в них меньше загружены работой, чем в
моногамных (нередко первая
жена сама просит, чтобы муж взял вторую
жену), что благоприятно
сказывается на их здоровье и может положительно
влиять на
репродуктивность. Иногда в полигамных
браках частота половых
сношений даже возрастает по сравнению
с моногамными.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество)
- по сравнению с
полигинией представляет собой гораздо
более редкое явление.
Известны случаи полиандрии у некоторых
индейских племён Северной
Америки, среди эскимосов и на Маркизских
островах. Область
сравнительно широкого бытования полиандрии
- Тибет, Гималаи и
некоторые районы Южной Индии. При полиандрии,
все мужья являлись
кровными братьями; если у женщины имелись
сёстры, то они нередко
становились также женами братьев; в этом
случае полиандрия
приобретала форму группового брака. В
жилище женщина, как правило,
имела отдельную спальню и посещалась
мужьями в установленную ночь;
дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.
К причинам
полиандрии следует отнести, прежде всего,
нехватку
женщин, обусловленную пренебрежительным
отношением к девочкам, и
связанной с этим их повышенной смертностью.
Влияние полиандрии на репродуктивность
не изучено, но можно
предположить, что оно скорее отрицательное,
нежели положительное. Во
всяком случае, нет никаких данных о том,
что в районах
распространения полиандрии рождаемость
выше.
В ХХ в. и
особенно с середины столетия распространённость
полигамии сильно уменьшилась; в Египте,
например, к 1960 г. она
охватывала менее 3% семей. В некоторых
мусульманских странах
(Пакистане, Турции и др.) полигамия ограничена
специальными законами
и существует главным образом в скрытых
формах. Полиандрия также
почти всюду уступила место моногамии
и встречается лишь как
пережиток. Известную роль в этом отношении
сыграло законодательное
запрещение умерщвления новорожденных
девочек, что привело к
смягчению прежней диспропорции полов.
В Европе
и других развитых в социально-экономическом
отношении регионах мира дальнейшая эволюция
моногамной семьи шла по
пути замены патриархального брака таким
брачным союзом, в котором
женщина становится уже равноправным
членом семьи. Этот процесс
развернулся в эпоху капитализма преимущественно
в пролетарских
семьях, в связи со все большим втягиванием
женщин в общественное
производство; постепенно он захватил
и другие слои общества,
отразившись в законах об имущественном
равноправии женщин, о
представлении им избирательных прав
и т.п. Однако эта новая, так
называемая эгалитарная, форма брака и
семьи, идущая на смену
патриархальным семейно-брачным отношениям,
смогла полностью оформиться
и утвердиться лишь в социалистических
странах.
1.3. Характеристика современной семьи.
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений.
В семье формируются и развиваются брачно-семейные отношения как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов. В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:
Брачно-семейные отношения на основе честной контрактной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: исполнения условия контракта – волен делать, что хочешь.
Брачно-семейные отношения на основе нечестного контракта. Мужчина с женщиной пытаются извлечь из брака односторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком варианте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуатируют, все терпит).
Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу определенных жизненных обстоятельств, либо из жалости, наконец, соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак, наконец, заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено.
Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным стереотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и так же случайно распадаются, не оставляя глубоких следов.
Брачно-семейные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, которые принимают на себя супруги, - сугубо добровольные: им принято проводить свободное время вместе, с членами своей жизни друг для друга и для остальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом варианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рождаются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключается в том, что, добровольно принимая на себя подобные ограничения, люди становятся более свободными, брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем уважении к человеку, чем к общепризнанным нормам.
1.4. Функционально-ролевая функция семейных отношений.
Если опираться на три самых общих подхода к семье, т.е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношений, можно заметить, что представления о семье все больше отходят от безусловно признанных строгих функций, заданных обществом, и все более приближаются к образу семьи как малой группы, в которой функции, роли и ценности зависят от составляющих ее личностей. Исходя из этого, в изучении семьи можно отталкиваться от тех потребностей, которые важны для супругов, создавших семью, и тех, на которые рассчитывает в отношении семьи общество.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание (экзистенциальная функция) и воспитание детей (функция социализации), сохраняется при всех изменениях общества.
К неспецифическим функциям семьи относят накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйство, отдых и досуг, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и самосохранению Я каждого и др.. Эти функции раскрывают исторически преходящую картину жизнедеятельности семьи.
Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др.
Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.
Репродуктивная функция. Ценность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети – это фактор стабилизации семьи, а с другой – это неотвратимая масса проблем: от неприемлимых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.
Регенеративная функция (лат. regeneratio- возрождение, возобновление). Она связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения.
Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контакт с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
Рекреативная функция (лат. восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция. Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Для того чтобы семейные функции успешно реализовывались в процессе взаимодействия, члены семьи должны выполнять определенные роли.
Понятие семейные роли как конкретизация социальных ролей мужа, жены, матери, отца, детей и т.д. является по сути социологическим.
Роль – это «социальная функция личности, соответствующая принятым нормам, способ поведения людей в зависимости от статуса, или позиции в обществе, в системе межличностных отношений».
Процесс возникновения ролевой структуры семьи является одной из главных сторон ее становления как социальной и психологической общности, адаптации супругов друг к другу и выработки стиля семейной жизни. В условиях существования разных норм и образцов ролевого поведения этот процесс тесно связан с межличностными отношениями супругов и их установками.
Приведем классификацию основных ролей в семье, описанных Алешиной Ю.Е.:
Ответственный за материальное обеспечение семьи.
Хозяин – хозяйка.
Роль ответственного по уходу за младенцем.
Роль воспитателя.
Роль сексуального партнера.
Роль организатора развлечений.
Организатор семейной субкультуры.
Роль ответственного за поддержание родственных связей.
Роль «психотерапевта».
Следует отметить, что в последнее время в структуре современной семьи произошли определенные изменения: уменьшились размеры семьи и количество детей в ней, уменьшилась значимость старшего брата и сестры, стали менее дифференцированы роли различных членов семьи в целом.
Ролевые и функциональные отношения в семье устанавливаются на основе «приобретенных» критериев, таких как личные склонности, способности, опыт, желания, добровольное согласие, степень занятости в производственной сфере и т.д.