Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 15:27, контрольная работа
Психология умственно отсталых детей - одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов
Введение……………………………………………………………………..…….3
1.Определение понятия «Умственная отсталость»……………………………..5
2.Классификация умственной отсталости……………………………….……..13
3.Причины умственной отсталости…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Степень
выраженности дефекта существенно
зависит от тяжести постигшей
ребенка вредности, от ее преимущественной
локализации, а также от времени
приобретения. Чем в более ранние
сроки ребенка постигло заболевание,
тем тяжелее оказываются его
последствия. Так, наиболее глубокие степени
олигофрении наблюдаются у
При
общем психическом недоразвитии
органическая недостаточность мозга
носит резидуальный (остаточный), непрогредиент-ный
(не усугубляющийся) характер, что дает
основание для оптимистического
прогноза относительно развития ребенка,
который после перенесенной вредности
оказывается практически
Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 --7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.
Не
относятся к числу олигофренов
дети, страдающие прогредиентно текущими,
усугубляющимися заболеваниями, обусловленными
наследственными нарушениями
Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями - эпилепсией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становится проблематичным.
Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость. Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
1. тяжелые
инфекционные заболевания,
2. различные
интоксикации, т. е. болезненные
состояния организма будущей
матери, возникающие под действием
ядовитых веществ,
3. тяжелые
дистрофии женщины во время
беременности, т.е. нарушения обмена
веществ в органах и тканях,
вызывающие расстройства их
4. заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого - паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных - собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких -- мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
5. при
заболевании беременной
6. травматические
поражения плода, являющиеся
7. среди
внутренних причин, обусловливающих
возникновение умственной
8. к
числу внутренних причин
9. воспалительные
заболевания мозга и его
10. в
последние годы умственная
Заключение
Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей.
Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.
Нарушения
и особенности развития психики
у детей могут быть очень разнообразны.
Список
литературы
1. Бизюк А.П Основы нейропсихологии. Учебное пособие.-Спб.: Речь, 2005.293с
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. - 654 с.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272с.
4. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., 1993.
5. Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных сотояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. - 2-е изд., испр. - М.: Комто-Центр, 2001.
6. Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. - М.: МГПИ, 1984. - 82 с.
7. Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М., 1998.
8. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.
9. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. - СПб.: Питер, 2005. - 304с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
10. Сайт в интернете - allbest.ru