Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:59, реферат
В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. В первой части книги мы отмечали, что это было продиктовано не столько гуманными мотивами, сколько юридическими соображениями. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.
3)
специальные школы с
4) приюты для глубоко отсталых детей.
Для бедных детей рекомендуется открывать приюты при специальных школах.
Обязательное обучение распространяется на умственно отсталых детей в возрасте с 5 до 16 лет. В приютах для глубоко отсталых слабоумные должны содержаться до 16 лет. Воспитанников, которые по возрасту не могли жить в приютах, часто помешали в специальные колонии для взрослых слабоумных. В одних колониях находились слабоумные, способные к профессиональному обучению, в других — безнадежные, нуждающиеся в уходе.
Большой интерес представляет Дэрентская колония близ Лондона. Она была организована в 1874 году и к 1913 году выросла в особый городок для слабоумных. Здесь находились приют — профессиональная школа на 500 слабоумных детей в возрасте от 3 до 16 лет и профессиональная колония для взрослых слабоумных на 1600 человек. Взрослые слабоумные имели возможность трудиться в мастерских в соответствии со своими индивидуальными способностями. В этой колонии имелись портняжная, сапожная, обойная, корзиночная, столярная, переплетная, жестяная мастерские, типография, кирпичное производство и пр. В колонии не торопились с определением профессиональной пригодности слабоумного. В течение некоторого времени каждому слабоумному поручали различные хозяйственные работы, каждого из них знакомили со всеми мастерскими и только после этого направляли для работы в определенную мастерскую. Доход от мастерских был настолько значительным, что колония почти не нуждалась в дополнительной дотации.
Английские специальные школы в первой четверти XX века оставляли самые лучшие впечатления у посетивших их наших соотечественников (Н.В. Чехов, Е.В. Герье, Р.Ландберг и др.).
При отборе детей в специальную школу решающее слово принадлежало школьному врачу. В школе учащиеся находились под постоянным медицинским наблюдением. Периодические переобследования позволяли своевременно возвращать в обычную школу детей, способных в ней обучаться. Число учащихся в классе не превышало 20—25 человек.
Английские специальные школы начала XX века были хорошо благоустроены. Детям предоставлялись максимальные возможности для физического и нравственного развития. К ним тепло относились. Типичная специальная школа помещалась в отдельном небольшом домике и имела 2—3 класса. При школах имелись учебные кухни, учебные магазины, учебные жилые комнаты, где учащиеся приобретали бытовые навыки. При школе имелись ванные комнаты, площадки для игр. Нередко при школе был небольшой садик или огород. Занятия в специальных школах начинались на полчаса позднее, чем в нормальных школах. Это делалось для того, чтобы дети не оказывались на улице в часы «пик». За слабыми детьми приезжал специальный омнибус. Занятия проводились до и после обеда. Обычно обед рас сматривался как своего рода учебное занятие. Дети приучались опрятно есть, пользоваться столовыми приборами, оказывать друг другу услуги.
Раз или два в неделю каждый ребенок принимал ванну. Кроме гигиенических целей, эта процедура преследовала и цели учебные. Детей учили пользоваться мылом, мочалкой, мыть себе голову, тело, раздеваться и одеваться. По английской традиции большое место отводилось воспитанию навыков культурного поведения. Это обеспечивалось тоном школы. У ребенка стремились пробудить чувство самоуважения. Воспитывалась вежливость друг к другу, к учителю и посетителям.
Много
внимания уделялось урокам «психической
ортопедии». Проводились уроки «молчания»,
уроки «хождения на цыпочках», уроки
«Почему?». На последних уроках воспитывалась
способность устанавливать
Р.Ландберг приводит ряд интересных фактов из области нравственного воспитания учащихся специальных школ.
Учителя не допускали ябедничанья среди детей. Учащиеся часто просили за провинившегося товарища, чтобы ему была дана возможность исправить свою ошибку. Учителя были внимательны к этим просьбам.
Для воспитания у учащихся самостоятельности на них возлагались какие-либо обязанности по школе. Одни отвечали за проветривание классов, другие за чистоту, третьи за завтраки, старшие ухаживали за маленькими детьми и т.д.
Значительное место отводилось в специальной школе различным формам ручного труда. Этому посвящались все послеобеденные занятия. На этих занятиях дети изготовляли вещи из дерева, плели мешки из разноцветных шнурков, плели корзины, шляпы, ковры, вышивали, чинили белье, штопали чулки.
Старшие школьники занимались более сложными видами труда: мальчики - столярным, сапожным, портняжным делом, девочки — кулинарией, шитьем, стиркой белья.
Много времени учащиеся проводили в саду, на огороде, где им наряду с навыками по уходу за растениями давали сведения по естествознанию, географии. Иногда на открытом воздухе проводились занятия по письму и счету. Дети запоминали таблички с названиями растений, производили измерения и т. д.
Каждый урок связывался с работой по развитию речи. Использовались все возможности для стимулирования речевой деятельности. В этих целях применялся такой прием: по приходе в школу все дети собирались в зале, где им предоставлялась возможность в течение 15—20 минут обмениваться впечатлениями, приветствовать друг друга. После этого они расходились по классам. На занятиях широко использовался прием драматизааии Драматизировались стихотворения, басни, пословицы, поговорки, бытовые сценки и даже буквы. Изучение арифметики носило чисто практический характер. Эти занятия связывались с хозяйственными работами и ручным трудом, со взвешиванием, измерением, с учебными покупками. Продолжительность урока не превышала 30 минут. Каждый день 20—30 минут отводилось на гимнастические упражнения. Эти упражнения учащиеся выполняли в два приема.
Успешная работа специальных школ Англии в первой четверти XX века во многом обеспечивалась составом учителей. Для оаботы в специальных школах привлекались лучшие учителя обычных школ, обладавшие выдержкой, чуткостью, умением увлечь детей разнообразными занятиями.
Все эти положительные стороны, которыми отличалась работа специальных школ Англии, стали исчезать по мере роста числа нуждавшихся в этих школах детей.
После первой мировой войны сеть специальных школ Англии все меньше удовлетворяет испытываемую в ней потребность.
В январе 1925 года английское правительство издало циркуляр, призывавший соблюдать Закон об обязательном обучении умственно отсталых детей. Однако это распоряжение не имело действенного эффекта. В 30-х годах учреждения для умственно отсталых детей не обслуживали и половины нуждавшихся в них. Под школы начинают отводиться малоприспособленные помещения. Ощущается острый недостаток в учителях.
В
течение 2—3 десятилетий, предшествовавших
второй мировой войне, дело обучения
умственно отсталых детей в Англии
было довольно сильно запущено. Не было
четкой классификации умственно
отсталых детей, хотя в законах 1913, 1914
годов делались попытки установить
официальные классификации
В 1944 году Министерство просвещения Англии приняло постановление «О дефективных учащихся и об управлении специ альными школами». Оно имело целью упорядочить всю систему специального обучения аномальных детей, дефференцировать ее соответственно состоянию дефекта и возможностям детей.
Согласно указанному выше документу устанавливалось 10 основных категорий аномальных детей: слепые, слабовидящие глухие, слабослышащие, нервные, эпилептики, физически ослабленные, с нарушением речи, педагогически запущенные, недоразвитые.
Постановление предоставило право органам народного образования на местах самим решать, какие дети нуждаются в специальном обучении. Было разрешено устанавливать дополнительные к выше перечисленным категории аномальных детей.
Согласно
постановлению к умственно
Таким
образом, специальному обучению в Англии
подлежат все дети, которые отстают
в обычной школе, независимо от причины
этого отставания — связано ли
оно с органическими
Так, по данным Министерства просвещения Англии, за 1945 — 1955 годы количество всех умственно ненормальных (педагогически запущенных и недоразвитых) составляет 11% (!) от общего количества учащихся в возрасте от 5 до 15 лет.
В послевоенные годы в Англии еще в большей степени, чем это отмечалось прежде, наблюдается стремление как можно раньше выявить недостатки в развитии ребенка и начать педагогическую работу с аномальными детьми. Это стремление можно было бы считать положительным фактом, если бы понятие «умственная отсталость» было сведено лишь к недостаткам интеллекта, имеющим органическую основу. Но поскольку это понимается выявлением физических и психических недостатков детей: учителя, администрация школ, врачи, психологи.
Как только ребенку исполнилось два года, родители имеют право потребовать его медицинского обследования, чтобы выявить, нуждается ли он в специальном воспитании.
Обследующие
ребенка комиссии обязаны давать
родителям советы по его воспитанию.
Психологи разрабатывают
Состояние способностей (именно это — основной критерий умственной ненормальности) выявляется главным образом путем тестового обследования ребенка и вычисления интеллектуального коэффициента.
Ребенок
считается отстающим и
Детей с отставанием на 26—45% помещают в специальные школы, или же они учатся в особых группах в обычных школах. Вопрос о месте обучения ребенка, признанного аномальным, решается в каждом случае с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и условий его жизни.
В
отличие от ранее принятого (1921) Министерством
просвещения Англии постановления
о полной изоляции умственно отсталых
детей от ненормальных, в последние
годы (начиная с 1944) усиливается стремление
обучать некоторые категории
умственно ненормальных детей в
условиях обычных школ или в специальных
классах при нормальных школах. Это
соответствует той общей
Система специальных учреждений для умственно отсталых детей зависит от степени населенности того или другого района Англии. В городах и промышленных районах создаются специальные школы-интернаты, дневные специальные школы, специальные классы при обычных школах.
Специальные
школы-интернаты обслуживают
При этих школах имеются классы для глубоко отсталых детей, но в большинстве случаев такие дети воспитываются в так называемых тренировочных центрах, где формируются навыки самообслуживания.
Основную массу детей,
признанную отсталыми в легкой степени,
помещают в специальные классы при
обычных школах. В этих классах
обучается 8—9% от общего количества учащихся.
Специальным классам
В сельской местности, где трудно собрать 90—100 детей в одну специальную школу, специальные классы являются единственными учреждениями для умственно отсталых детей.
Специальные учреждения для умственно отсталых детей могут быть государственными и частными. Часть средств на содержание тех и других учреждений поступает от благотворителей. В настоящее время, как и в начале XX века, в специальных школах Англии обучаются дети в возрасте от 5 до 16 лет. Таким образом, продолжительность обучения в специальных школах — 11 лет. Количество же классов 7—8, так как количество лет обучения в английской школе не совпадает с количеством классов. Дети могут поступать непосредственно в специальную школу или через обычную. Чаще всего дети 1—2 года проводят в обычной школе. В возрасте 7 лет они проходят тестовое обследование. Если оно устанавливает отставание, ребенок направляется для продолжения обучения в специальную школу или классы. Если ребенок поступает в специальную школу, минуя обычную, то его помещают в подготовительный класс. Здесь используются методы дошкольного воспитания. В процессе игры, специальных упражнений обеспечивается сенсорное развитие ребенка. Это общее развитие ребенка продолжается и в первых трех начальных классах, где развиваются его речь, наблюдательность, воспитываются общительность, способность выполнять школьные требования. В этих классах начинается обучение грамоте, счету.