Университетоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:39, лекция

Краткое описание

Они развиваются в ответ на распространение католичества. Было два типа православных школ:
1) Школы, созданные влиятельными православными магнатами. К ним относятся: Острожская (очень популярная и престижное), созданная Константином Острожским и Слуцкая, созданная Олельковичем
Школы, созданные на деньги меценатов, как правило, прекращали своё существование после смерти своего основателя.
2) Братские школы, основанные мещанами. Крупнейшие: Виленская, Могилёвская, Брестская, Минская, Киевская. Во главе стояли ректоры, а учителя назывались дедоскалами. В братских школах, как и в католическихучебных заведениях, изучали 7 свободных искусств, латинский и греческий языки, устраивались театральные представления. При каждой такой школе были церковный хор, архив и библиотека.

Вложенные файлы: 1 файл

4_universitetovedenie_lektsii.docx

— 55.86 Кб (Скачать файл)

В 1836 году в городе Горки была основана Горе-Горецкая земледельческая школа, состоящая из двух разрядов: высшего и низшего, срок обучения в каждом разряде составлял 3 года. Изучались земледелие, животноводство, садоводство, некоторые гуманитарные предметы. Высшая степень, которую можно было получить, - диплом агранома. В 1848 году на базе школы был образован Горе-Горецкий землединститут. В разные годы там обучалось от 112 до 222 студентов. В летние месяцы студенты имели возможность проходить практику в разных губерниях российской империи. При институте были открыты заводы по производству кирпича, мастерская по ремонту сх машин, пасека, имела библиотека в 7 тысяч томов, были организованы музеи: зоологический, анатомический и сельскохозяйственных машин. В 1863 – 1864 годах студенты института приняли участие в восстание за восстановление РП и в результате в 1864 году Горе-Горецкий институт был переведён в Петербург. Свою деятельность в Горках он возобновит  только в 1919 году. Проекты о создании университета предлагали русские сановники. Один из таких проектов принадлежал виленскому ген. губернатору Назимову. Однако проект был отклонён императором Александром 2-ым. Вопрос об открытии универа ставился другим виленским ген. Губернатором Муравьёвым-вешенником. Он считал, что универ должен стать действенным средстов для русификации края. В универе должны были учиться только выходцы из северозаподного края. В свою очередь бел. Студенты не могли бы поступать в другие универы. Проект был отклонён. Следующий проект был предложен в 1869 году попечителем виленского учебного округа Батюшкова. Батюшков предлагал открыть универ в составе 2 факультетов: богословского и филологического. Министр образования Толстой и император Александр 2 поддержали проект. Универ должен был быть открыт в Полоцке, однако из-за русско-турецкой войны 1877-1878 годов реализация проекта была отложена. В 1890-е годы в Российской империи начался экономический подъём, тот процесс затронул и Беларусь. Нужны были квалифиц специалисты для промышленности и сельского хозяйства. Об открытии универа ходатайствами хоз общества, городские и земские органы самоуправления, отдельные промышленники. Все инициативы не встречали сочувствия у правительства. В 1905-1907 годах произошла 1 русск рев. 17 окт 1905 года Николай 2подписал манифест, которым гарантировал демократические свободы, а так же созыв российского парламента (гос. Дума). Революция заставила царские власти пойти на уступки национальным окраинам, однако в это время проблема открытия универа на бел землях приобрела новый аспект. В начале 20 века активизируется литовское нац-освободит движение и литовцы начинают претендовать на культурно-историческое наследие ВКЛ. С тех пор бел. Интеллигенция стала рассматривать Минск в качестве университетского города. В начале 20 века вопрос об открытии универа обсуждается на страницах газеты «Наша нива». В 1908 году белорусская молодёжь учувствовала во всеславянском съезде прогрессивных студентов, который происходил в Праге. Он постановил открыть в Вильно универ, а так же создать кафедры бел истории и этнографии в других российских универах. Российское правительство безусловно эти инициатывы проигнорировало. След попытка открыть универ была связана с празднованием трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году. Однако и этот проект потерпел поражение. След проект – открытие мединститута, власти его одобрили, однако помешало начало Первой мировой войны в 1914 году.  
Создание БГУ

  1. Проекты открытия универа в 1917-1918 годах
  2. Работа по открытию БГУ
  3. Начало работы БГУ
  4. Учебный процесс. Быт студентов.

 

Проекты открытия университета в 1917 – 1918 годах

В феврале 1917 году произошла буржуазно-демократическая революция. Установилось двоевластие. Временное правительство исходило издемократ принципов, фактически это период безвластия, чем попытались воспользоваться бел националистические организации. В марте 1917 года в Минске сост первый съезд бел нац организаций. Был избран бел нац комитет (БНК) и на съезде отмечалась необходимость открыть при первой возможности высшее учебное заведение в одном из бел городов. В июле 1917 года состоялся второй съезд бел национальных организаций, на котором была избрала центральная рада бел организаций, прозвучало требование, обращённое к временному правительству о создании на бел землях универа и сельлс академии. Подвижки в открытии универа произошли с приходом к власти большевиков. 17 ноября 1917 года великая бел рада обратилась к народному комиссару просвещения Луночарскому с просьбой открыть университет, он согласился, но решить вопрос не удалось из-за отрицательного отношения наркома по делам  просвещения Сталина. В феврале 1918 фактически все бел земли оказались под немецкой оккупацией. На оккупированной террит была провозглашена независимость БНР, а в апреле 1918 была создана комиссия, целью которой было открытие универа. Были предложены 2 проекта: 1) принадлежал Довнар-Запольскому, 2) Карскому

Преподавание планировалось вести на бел, русском и польском языках, планировалось постепенно перейти на бел язык. Преподавателей нужно было пригласить из-за границы, однако планы не осуществились, т.к. внутри руководства БНР не было единства, а в декабре 1918 года Минск был занят войсками красной армии.

Работа по открытию БГУ

1 января 1919 года был обнародован  манифест о создании ССРБ. Одним из первых постановлений ССРБ был декрет от 25 февраля 1919 года, который определял конкретные меры по созданию в Минске универа. Был выделен 1 млн рублей и создана спец комиссия под руководством Карского. Для контроля за деятельностью минской комиссией была создана московская комиссия, которую возглавлял Тераганесов. Её деятельность прерывалась с лета 1919 года до лета 1920 года польской оккупацией, однако после освобождения Беларуси организационная работа была продолжена и в марте 1921 года было создано временное правление БГУ, которое возглавил Пичета.

11 июля 1921 года в городском  театре состоялось торжественное  открытие БГУ. Своих зданий у  универа не было и поэтому  БГУ были переданы гимназия Пальковича, училище Хайкина. В последствии универу было передано здание, расположенные по улице Магазинная (потом ул. Университетская, сейчас ул. Кирова). Была гимназияПальковича. Это соврем здание истфака. Первым ректором был Владимир Иванович Пичета. Он был известным учёным-славистом украинского происхождения.

Начало работы БГУ

БГУ начал работу в составе 3 факультетов: рабочего, общественных наук, медицинского. Самым многолюдным был рабочий факультет. Они появляются в России в 1918 году, их целью было дать законченное среднее образование рабочим и крестьянам, чтобы они могли осваивать университетский курс. После окончания рабочего фак-та можно было поступать на другие фак-ты. На фак-те общественных наук изучались все гуманитарные и общественные дисциплины, целью которых было отныне идеологическое укрепление позиций компартии. 67% всех студентов были евреями, большинство студентов первого приёма были беспартийными.

Учебный процесс и быт студентов

В 20-е годы классическаясис-ма высшего образования потерпела изменения. Большевики отменили экзамены, оценки, как явление унижающее студентов. Практиковался лабораторный метод, когда задание давалось на группу студентов, а ответственными назначались 1 или несколько человек. В результате большинство студентов сваливало свою работу на товарищей. Все эти принципы были настолько неэффективны, что к концу 20-ых были отменены. В начале 20-х в БССР проводится политика белорусизации. БГУ стоит в центре этого процесса, постепенно курсы переводятся на белорусский язык. Так же проводятся многочисленные этнографические исследования, при этом условия для проведения подобных исследований в Беларуси лучше, чем в других частях СССР. Уже с 1922 года БГУ сталкивается с существенными финансовыми трудностями. Ректор Пичета вынужден проводить значительную часть времени в Москве, доставая деньги. Проблемой было отопление БГУ, часто перед началом занятий студенты должны были разгрузить вагоны с топливом, напилить дров и только после этого приступать к учёбе. В аудиториях было так холодно, что студенты не снимали верхней одежды, а в чернильницах замерзали чернила. Основным источником дохода для студента была его стипендия, которая покрывала примерно половину минимальных расходов (15-20 рублей). Стеснённость в материальных условиях являлась одной из причин студенческих самоубийств. Огромной проблема была проблема с общежитиями . ими обеспечивалось около 80% студентов, но условия жизни не соответствовали минимальным нормальным условиям. Студентам оказывалась посильная помощь, существовали государственные льготы на проезд (75%), на посещение кино и театра, на посещение бань. Студентам выдавали кредиты на покупку тёплой одежды, так же для студентов на льготных условиях работали парикмахерские и прачечные.

 В самом начале 20-х  БГУ помогали американские благотворительные организации. В 1923 году американская организация «Ара» открыла для студентов бесплатные столовые на ул. Богадельной.В 1925 году американская компания «Джойл» перечислила 5 тысяч долларов на открытие клиники нервных заболеваний при БГУ. Распространёнными студенческими болезнями были туберкулёз, нервопатия, анимия. С 1922 года из-за финансовых трудностей в БГУ вводиться оплата за обучение, но платить должны были только студенты не пролетарского происхождения или студенты с состоятельными родителями. Из-за бедности 60% студентов не оплачивали своего обучения. В начале 20-х годов была попытка создать студенческие коммуны, т. е. объединить студентов в большие деньги, обобществив их имущество. Попытка провалилась.

В 20-е годы между студентами и преподавателями часто были неблагожелательные отношения, особой враждебностью к профессорам отличались студенты рабочего фак-та, это было связано с тем, что из-за советской пропаганды студенты считали профессоров буржуями.

С середины 20-х годов экономическое положение БГУ улучшается. БГУ финансируется правительством БССР и минским горисполкомом. На середину 20-х приходится и первая массовая чистка студентов. Причиной этого стало то, что в борьбе между Сталиным и Троцким, студенчество поддержало Троцкого. В 1926 году состоялся первый выпуск БГУ. Первый диплом был защищён студентом Карапулько на тему «Ножницы».

 

БГУ в 30-е – 80-е годы

  1. 30-е – 40-е годы
  2. 50-е – 80-е годы

30-е – 40-е годы

В 30-40 годы развитие БГУ было обусловлено двумя противоречащими тенденциями: 1. В СССР началась индустриализация, следовательно, универы должны были готовить достаточное кол-во высококвалифицированных кадров; 2. С конца 20-х начинаются репрессии, жертвами которых сталимногие студенты, особенно профессорско-преподавательский состав. Начало репрессий было связано с тем, что советское руководство посчитало, что выросло поколение советских специалистов, и поэтому можно было избавляться от старых буржуазных специалистов (спецов). Одной из первых жертв стал ректор Пичета. В 1930 году он был арестован, сидел в Вятке, затем в Воронеже. В 1935 году его выпустили, но в Беларусь уже не вернулся. В 1937-1939 годах сталинский террор проводился бессистемно. Жертвами стали все довоенные ректоры БГУ. Распространённым явлением в БГУ были доносы преподавателей и студентов, особенно студенты писали на преподавателей. Более всего от репрессий пострадали исторический, географический и физико-математический фак-ты. В 1930 году – разукрупнение БГУ. Отдельные фак-ты БГУ становились самостоятельными институтами. От университета фактически ничего не осталось и поэтому в 1934-1935 годы университет возвращается к классической сис-ме фак-тов. В 1934 году созданы истфак., филфак.

В 30-е годы начинается русификация БГУ, поскольку Сталин стал создавать СССР как Русское государство, основанное на русской культуре и русской истории. Нормальное развитие университета было прервано начало ВОВ. Часть студентов и преподавателей ушли на фронт, а остальные были эвакуированы в Москву. Эвакуация была организована ректором БГУ Савицким. БГУ . БГУ продолжал работать в МГУ, а в 1943 году БГУ переехал на станцию Сходня. После освобождения Минская в 1944 году БГУ возвратился в Минск. Продолжение работы универа в последних условиях считалось важной часть советской пропаганды, направленной на поддержание боевого духа граждан. Сразу после войны студенты БГУ должны были участвовать в строительных городских работах, за студентов был вынужден заступиться ректор, поскольку студенты не могли в полном объёме и работать, и учиться. Вконцу 40- благодаря усилиям властей БССР и благодаря общесоюзной помощи работа БГУ вернулась в нормальное русло.

БГУ в 50-е – 80-е годы

С конца 50-х годов БГУ переживает период расцвета. Связано это было с ректорством Севченко (1958-1972). При нём БГУ значительно рассширяет свои площади, были построены учебные корпуса и общежития в Щомышлице, в начале 60-х был построен главный корпус БГУ. Активное участие в его строительстве приняли студенты, при этом сначала они работали бесплатно, а потом начали создаваться комсомольские классы (?). так же в 60-е годы студенты БГУ принимают активное участие в целинном движении и в работе стройотрядов. С конца 50-х начинается русификация. В 1958 году была проведена реформа образования. Она была осуществлена согласно закону «об укреплении связи школы с жизнью». Согласно этому закону увеличивалось кол-во производственной практики, уменьшалось кол-во лекций и семинаров, кроме этого преимущество при поступлении в ВУЗ получали те, кто 2 года проработал на производстве или отслужил в армии. Реформа негативно сложилась на уровне образования, поскольку из-за сокращений кол-ва лекций и семинаров студенты не могли полноценно усваивать учебный материал.

 

В 80-е годы в БГУ имелись следующие тенденции развития:

    1. из-за возросших экономических проблем упал престиж высшего образования и уровень общей культуры студента.
    2. С конца 80-х начинается вторая волна белорусизации, учебные курсы переводят на бел.язык. В начале 90-ых преподы, которые преподавали по-белорусском, получали зарплату на 20 % выше.

В начале 90-ых этот процесс сворачивается, но из-за улучшегося экономического положения, престиж высшего образования был восстановлен.

 

Образование в США

  1. Общая характеристика образования
  2. Начальное образование
  3. Среднее образование
  4. Высшее образование

Общая характеристика

- не является централизованным, конституцией США не предусмотрен федеральный контроль и поэтому каждый штат имеет свои программы и свои учебники. Нет единых планов.

Образование высокого уровня, 85% средних школ являются государственными. Ещё часть – частные или религиозные. Наибольшей популярностью пользуются католические школы, созданные ирландскими миссионерами в 19 веке. 5% родителей предпочитают учить детей дома, создаются чартерные школы, которые формируются родителями и учителями, которых не устраивают общественные и частные школы. Высшее образование существует как государственное так и частное, но большинство вузов – частные. Всё образование платное. В сфере высшего образования США является лидером. Американские вузы составляют большинство в первой десятке самых престижных вузов мира. Лучшим считается Гарвард. Высокая оплата преподавателям. Школьные преподы получают около 40 тыс. долларов в год, в универе – около 70 тыс. долларов.

Информация о работе Университетоведение