Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 10:45, контрольная работа
Глухота влечет за собой настолько тяжелые последствия для устной речи и ее развития у ребенка, что без специального педагогического вмешательства они оказываются непреодолимыми. Без специальной последовательной работы устная речь глухих детей не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Поэтому необходимо создавать благоприятные психолого-педагогические условия для развития устной речи глухих детей, которые откроют ребенку возможность речевого общения с окружающими и неограниченного дальнейшего умственного развития.
Введение
Глава 1. Теоретические подходы к созданию психолого-педагогических условий для развития устной речи глухих детей Глава
1.1 Особенности устной речи глухих детей
1.2 Значение овладения устной речью глухими детьми и методы обучения их устной речи
1.3 Психолого-педагогические условия развития устной речи глухих детьми
Выводы
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Выявление уровня развития устной речи глухих детей младшего школьного возраста
Заключение
Список используемой литературы
- закрепить, систематизировать
тот речевой материал, который
сообщался детям в разных
- обогащать словарь
детей новыми словами и
- формировать разные виды речевой деятельности (слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение и др.);
- развивать связную
речь детей, прежде всего
На занятиях по развитию речи используются разные методы. К ним можно отнести: подражание речи педагога, выполнение речевых действий по образцу, дидактические игры и упражнения, использование естественных ситуаций, преднамеренное создание ситуаций, специальные речевые упражнения и др. необходимым требованием к проведению занятий по развитию речи является их насыщение разнообразным дидактическим материалом: реальными предметами и муляжами, игрушками, картинками, схемами, табличками.
Часть речевого материала, усвоенного детьми на занятиях по развитию речи, включается в занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению, на которых уточняется произносительная сторона речи. Предъявление речевого материала на слух, использование специальных приемов обучения произношению, в том числе фонетической ритмики, постановки и автоматизации звуков обеспечивают возможность улучшения произношения детей, повышают внятность речи. На этих занятиях усвоенные слова и фразы доводятся до наиболее высокой степени отработки. Что позволяет полноценно применять их в разных ситуациях общения.
Занятия по развитию
речи теснейшим образом
Таким образом, занятия по развитию речи являются одним из важных факторов развития устной речи глухих детей. Овладение глухими детьми устной речью как средством общения возможно только при условии ежедневной, целенаправленной работы с детьми всех сотрудников дошкольного учреждения, родителей и всех членов семьи.
Развитие слухового восприятия глухих дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования устной речи и включается во все звенья педагогического процесса.
Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры.
Задачей работы по
развитию слухового восприятия глухих
дошкольников является развитие остаточного
слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного
обучения восприятию на слух речевого
материала и неречевых
Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему.
Помимо специальных занятий развитие слухового восприятия включается в занятия по всем разделам работы, а также проводится в быту, во время свободных игр.
Содержанием специальных фронтальных занятий по развитию слухового восприятия является обучение восприятию неречевых и речевых звучаний. На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые звучания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосочетания, фразы, тексты.
Развитие слухового восприятия происходит по этапам:
1. Первоначально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. В процессе этой работы у детей вырабатывается условная реакция на звучания: их учат в ответ на воспринятый звук выполнять определенные действия;
2. Различение неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его выбора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, схем, табличек;
3. Обучение опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления;
4. Восприятие на слух новых по звучанию слов, фраз.
Таким образом, занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной основы, что имеет важное значение для уточнения произношения. Отработка различных компонентов устной речи способствует повышению внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения. На данных занятиях работа ведется на знакомом речевом материале. В процессе работы над его звуковой стороной также уточняется значение слов и предложений в различных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах речевой деятельности.
устная речь глухой дошкольник
Развитие устной речи глухих детей в семье
О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, развитии его речи говорили В.И. Флери, Н.А., Е.Ф. и Ф.А. Рау, Б.Д. Корсунская, А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Н.Д. Шматко и другие. Исследователи данной проблемы указывали на значительные возможности семейного воспитания глухих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности обусловлены ранним началом общеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухозрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны.
Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха в семье является организация слухо-речевой среды, предполагающей постоянное речевое общение с ребенком при условии использования слуховых аппаратов.
Работа по развитию
речи детей младенческого возраста
направлена на развитие зрительного
и слухового сосредоточения на лице
взрослого, его речи, предметах; формирование
потребности в общении, развитие
способности подражать
Правильное организованное общение с ребенком 2-3 года жизни в процессе предметной деятельности или игры является стимулом к пониманию речи взрослого и формирования собственной речи ребенка. Этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними.
Формирование произносительных навыков у глухих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слуховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша происходит в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звукосочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше 1,5-2 лет является формирование потребности в устном общении. Поэтому в процессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, предметы, действия, побуждает по подражанию называть их. Подражание речи тесно связано с подражанием движениям, предметным действиям. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением звуков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, фраз сочетается с определенными движениями (прием работы над произношением).
Развитие слухового восприятия имеет большое значение для формирования механизмов восприятия речи и произношения. Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов. Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на звучание игрушек, на свое имя, слушать лепетные слова и звукоподражания. Более систематическая работа начинается на 2 году жизни ребенка.
Его учат различать лепетные и полные слова, обозначающие знакомые предметы. Робота по развитию слухового восприятия тесно связана с формированием произносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Детей учат реагировать и понимать значение различных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта.
В дошкольном возрасте обучение произношению строится на основе развивающегося слухо-зрительного восприятия ребенка при систематическом использовании фонетической ритмики. Проводится работа по вызыванию звуков, произнесению их в слогах, словах, фразах.
Развитие речи ребенка, овладение произносительной стороной речи в дошкольном возрасте тесно связано с развитием речевого слуха, расширением представлений о звуках окружающего мира.В дошкольный период продолжается формирование слухового восприятия речи. Детей учат различать и опознавать знакомый речевой материал. В соответствии с последовательностью работы по развитию слухового восприятия детям постепенно начинают предъявляться на слух и новые слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно связана с работой над произношением, так как весь предъявляемый на слух материал ребенок воспроизводит устно.
Развитие слухового восприятия обеспечивается также в ходе восприятия неречевых звучаний. Формирование речи связано со всеми видами деятельности глухого ребенка, в которых происходит накопление словаря, уточнение значений слов и фраз, понимание и развитие самостоятельной речи. Весь речевой материал используется в общении со взрослыми и другими детьми в связи с наблюдениями за предметами и явлениями, играми и упражнениями, различными видами изобразительной деятельности и конструирования.
Таким образом, развитие
устной речи глухих детей в семье
– важнейшее условие
Глава 2. Организация экспериментальной работы
2.1 Исследование уровня развития устной речи глухих детей младшего дошкольного возраста
Исследование устной
речи глухих детей младшего дошкольного
возраста осуществлялось в рамках констатирующей
части педагогического
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень развития устной речи у глухих детей.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- подобрать речевой
материал (слова) для психолого-
- провести обследование
глухих дошкольников, с учетом
содержания психолого-
- охарактеризовать
и подвергнуть качественному
и количественному анализу
Для определения уровня развития устной речи были использованы следующие критерии и показатели.
Критерий |
Показатели |
Уровень овладения устной речью |
Количественный показатель |
1. Понимание устной речи |
-ребенок понимает устную речь; -ребенок понимает устную речь с опорой на дактильную; -ребенок не понимает устную речь; |
Высокий Средний Низкий |
3 2 1 |
2. Речевая активность 3. Применение устной речи. еч |
-ребенок активно использует устную речь; -ребенок не всегда использует устную речь, заменяя ее на дактильную, жестовую; -ребенок пассивен; - ребенок применяет постоянно устную речь; - ребенок с трудом применяет устную речь; -ребенок не применяет устную речь. |
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий |
3 2 1 3 2 1 |
Каждый критерий оценивался по 3-х балльной шкале, что позволило выделить уровни развития устной речи у глухих детей младшего дошкольного возраста.