Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 01:36, курсовая работа

Краткое описание

Семья - первичная реабилитационная среда, без которой становление и развитие ребенка - инвалида невозможно. Поэтому осознание и принятие семьей состояния ребенка, как свершившегося факта, побуждение близких к активному поиску реальных путей в достижении конкретных результатов в восстановительном лечении и социальной реабилитации - вот одна из самых тяжелых и длительных задач в работе психолога.

Содержание

Введение
1. «Служба сопровождения семьи и ребенка» в г. Пскове
2. Проблемы в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями
2.1 Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
2.2 Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии
2.3 Модели семейного воспитания
3. Тренинг для родителей «Особых детей»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

     Информативный блок.

     Упражнение «Пойми чувства ребенка».

     Упражнение «Я - сообщение».

     Рефлексия, обратная связь.

     Домашнее задание.

     Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.

     Ход занятия

     Разминка «Цветок настроения».

     Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.

     Материал: лепестки из цветной бумаги.

     Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.

     Выработка и принятие правил группы.

     Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.

     Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.

     Упражнение «Знакомство с семьей».

     Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?

     Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».

     Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.

     Ответы заносятся в таблицу. 

     Таблица №1

Вопрос Ответы за себя Ответы за ребенка Реальный ответ ребенка
Мое любимое (нелюбимое) животное. Почему?

Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему?

Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится.

Доброго волшебника я попросил бы о……..,

а злого о……. Почему?

В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему?

     

 

     Реальные ответы ребенка родитель получает дома.

     Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.

     Информационный блок.

     Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.

     Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.

     Побуждение родителей к актуализации своего опыта.

     Упражнение «Пойми чувства ребенка».

     Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо будет встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае. 

     Таблица №2

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка
«Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель, и из него все посыпалось».

Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!»

Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь».

(Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!».

(Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!»

«Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!»

 

 

     Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?

     Упражнение «Я - сообщение». В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.

 

      Таблица №3

Ситуация Ваше чувство Я – сообщение
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко.    
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.    
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству.    
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил.    
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время.    
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб.    

 

     Рефлексия, обратная связь.

     Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?

     Домашнее задание.

     Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»

     Заполнение таблицы: 

     Таблица №4

Что меня огорчает в моем ребенке Что меня радует в моем ребенке
1. 1.
2. 2.
   

 

     2 блок: «Общение с ребенком» 

     Задачи занятия:

     Введение понятия «принятие».

     Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.

     Улучшение эмоционального состояния участников.

     Структура занятия:

     Приветствие «Комплимент».

     Обсуждение домашнего задания.

     Информационный блок.

     Упражнение «Активное слушание».

     Упражнение «Никто не знает, что…».

     Творческая работа «Портрет моего ребенка».

     Рефлексия чувств.

     Домашнее задание.

     Материалы: мяч, бумага, краски, мягкие модули, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.

     Ход занятия

     Приветствие «Комплимент».

     Инструкция: бросить мяч и сказать комплимент участнику.

     Обсуждение домашнего задания.

     Групповая дискуссия «Реальные ответы ребенка», «Что меня радует и что огорчает в ребенке»: обмен мнениями, чувствами, эмоциями, переживаниями, трудностями. Актуализация опыта участников, обмен рекомендациями или советами. Ведущий должен подвести дискуссию к вопросу о том, что продолжением достоинств детей часто являются их недостатки.

     Информационный блок.

     Введение понятия «принятие».

     Ознакомление родителей с зонами принятия.

     Относительное принятие ребенка родителем. Что влияет (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка) на принятие ребенка.

     Совместный поиск факторов, которые определяют принятие и непринятие ребенка. Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия». 12 барьеров общения. Вербальное и невербальное выражение принятия и непринятия.

     Упражнение «Активное слушание».

     Инструкция: необходимо предугадать возможную реакцию ребенка на произнесенную фразу и правильно ответить на проявления детских чувств. 

     Таблица №1

Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка Ваш ответ
ПРИМЕР:

На уроке рисования Петя пролил воду прямо мне на штаны, все ребята смеялись.

Огорчение, обида Ты очень расстроился, и тебе было обидно
Сегодня на уроке мы лепили из пластилина, у всех получилось, а у меня нет.    
Меня поцарапала кошка, а я просто хотел с ней поиграть.    
Я дал игру поиграть Вове, а он ее порвал.    
Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась.    
Смотри какую красивую картинку я нарисовала.    

 

     Упражнение «Никто не знает, что...».

     Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.

     Упражнение «Портрет моего ребенка».

     Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.

     Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?

     Рефлексия чувств.

     Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии.

     Домашнее задание.

     Нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка рассадить за праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике.

     Попросить ребенка нарисовать, какие эмоции и чувства вызывают сидящие за столом. Форма выбирается произвольно.

     3 блок: «Покажи мне любовь»

     Задачи занятия:

     Формирование представлений о безусловном принятии, как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви.

     Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.

     Структура занятия:

     Приветствие.

     Обсуждение домашнего задания.

     Информационный блок.

     Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».

     Упражнение «Искатели».

     Упражнение «Мне в тебе нравится…».

     Рефлексия.

     Материалы: мяч, ластик.

     Ход занятия

     Приветствие.

     Участники по кругу приветствуют группу нетрадиционным способом, невербально.

     Обсуждение домашнего задания.

     Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви.

     Информационный блок.

     Условное и безусловное принятие ребенка.

     Выражение отрицательных переживаний (ты-сообщение, я-сообщение). Основные принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка.

     Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».

     Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную).

     Упражнение «Искатели».

     Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся предлагается задумать место, куда необходимо положить ластик. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

Информация о работе Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития