Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 01:36, курсовая работа
Семья - первичная реабилитационная среда, без которой становление и развитие ребенка - инвалида невозможно. Поэтому осознание и принятие семьей состояния ребенка, как свершившегося факта, побуждение близких к активному поиску реальных путей в достижении конкретных результатов в восстановительном лечении и социальной реабилитации - вот одна из самых тяжелых и длительных задач в работе психолога.
Введение
1. «Служба сопровождения семьи и ребенка» в г. Пскове
2. Проблемы в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями
2.1 Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
2.2 Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии
2.3 Модели семейного воспитания
3. Тренинг для родителей «Особых детей»
Заключение
Список литературы
Информативный блок.
Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Упражнение «Я - сообщение».
Рефлексия, обратная связь.
Домашнее задание.
Материалы: бланки с таблицами, ручки или карандаши, полоски цветной бумаги, ватман.
Ход занятия
Разминка «Цветок настроения».
Это упражнение позволяет увидеть эмоциональный настрой участников и наглядно продемонстрировать целостность группы.
Материал: лепестки из цветной бумаги.
Инструкция: перед вами на столе лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранных лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.
Выработка и принятие правил группы.
Участникам группы предлагается придумать и принять правила группы.
Например: приходить на занятия без опозданий, выключать мобильный телефон, внимательно слушать друг друга и не перебивать, активно участвовать в работе группы и т. д.
Упражнение «Знакомство с семьей».
Инструкция: назовите свое имя и расскажите немного о своей семье, выберите цвет, которым условно можно обозначить вашу семью. Когда вы смотрите на этот цвет, что вы представляете из своей семейной жизни?
Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».
Инструкция: родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
Ответы
заносятся в таблицу.
Таблица №1
Вопрос | Ответы за себя | Ответы за ребенка | Реальный ответ ребенка |
Мое любимое
(нелюбимое) животное. Почему?
Мой любимый (нелюбимый) цвет. Почему? Моя любимая сказка. Сказка, которая мне не нравится. Доброго волшебника я попросил бы о…….., а злого о……. Почему? В каких животных превратил бы волшебник меня и членов моей семьи. Почему? |
Реальные ответы ребенка родитель получает дома.
Обмен ответами, обсуждение родителями предполагаемых ответов своего ребенка.
Информационный блок.
Различия между внутренним миром ребенка и взрослого, между восприятием, эмоциональными переживаниями, мотивами, потребностями, поведением.
Негативное поведение ребенка, как следствие родительского невнимания, детской демонстративности, несостоятельности, стремления утвердиться и др.
Побуждение родителей к актуализации своего опыта.
Упражнение «Пойми чувства ребенка».
Инструкция:
чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо
будет встать на его место. Перед вами
таблица, в которой вам нужно заполнить
графу «чувства ребенка». В левой колонке
вы найдете описание ситуации и слова
ребенка, справа напишите, какие, по вашему
мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Таблица №2
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка |
«Сегодня,
когда я выходил из школы, мальчишка выбил
у меня портфель, и из него все посыпалось».
Ребенку сделали укол, он плачет: «Доктор плохой!» Старший сын – маме: «Ты всегда ее защищаешь, говоришь: «Маленькая, маленькая», - а меня никогда не жалеешь». (Ребенок роняет чашку, та разбивается): «Ой!!! Моя ча-а-шечка!». (Влетает в дверь): «Мам, ты знаешь, я сегодня первый написал и сдал контрольную!» «Ну надо же, я забыла включить телевизор, а там было продолжение фильма!» |
Обсуждение: всегда ли у вас получается учитывать чувства своего ребенка, какие трудности возникают?
Упражнение «Я - сообщение». В предыдущем упражнении мы разобрали ситуацию, когда ребенок переживает, а теперь разберем обратную – когда переживает родитель. Попробуйте сказать о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Используйте «Я-послание», важно называть именно то чувство, которое вы сейчас испытываете.
Таблица №3
Ситуация | Ваше чувство | Я – сообщение |
Ребенок шалил за столом и, несмотря на предупреждение, пролил молоко. | ||
Вы входите в комнату (9 этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна. | ||
Вы ожидаете гостей. Дочь отрезала и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству. | ||
Вы только что вымыли пол, сын пришел и наследил. | ||
Вы приходите с сыном в гости, он начинает проситься домой, но вы хотели бы остаться на некоторое время. | ||
Вы заходите на кухню и видите своего маленького ребенка с кухонным ножом, пытающегося нарезать хлеб. |
Рефлексия, обратная связь.
Какие упражнения понравились, какие вызвали затруднение?
Домашнее задание.
Заполнение в таблице №1 графы «Реальные ответы ребенка»
Заполнение
таблицы:
Таблица №4
Что меня огорчает в моем ребенке | Что меня радует в моем ребенке |
1. | 1. |
2. | 2. |
2
блок: «Общение с ребенком»
Задачи занятия:
Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.
Структура занятия:
Приветствие «Комплимент».
Обсуждение домашнего задания.
Информационный блок.
Упражнение «Активное слушание».
Упражнение «Никто не знает, что…».
Творческая работа «Портрет моего ребенка».
Рефлексия чувств.
Домашнее задание.
Материалы: мяч, бумага, краски, мягкие модули, цветные карандаши, аудиозапись спокойной музыки.
Ход занятия
Приветствие «Комплимент».
Инструкция: бросить мяч и сказать комплимент участнику.
Обсуждение домашнего задания.
Групповая дискуссия «Реальные ответы ребенка», «Что меня радует и что огорчает в ребенке»: обмен мнениями, чувствами, эмоциями, переживаниями, трудностями. Актуализация опыта участников, обмен рекомендациями или советами. Ведущий должен подвести дискуссию к вопросу о том, что продолжением достоинств детей часто являются их недостатки.
Информационный блок.
Введение понятия «принятие».
Ознакомление родителей с зонами принятия.
Относительное принятие ребенка родителем. Что влияет (ситуация, личностные свойства родителя, личностные качества ребенка) на принятие ребенка.
Совместный поиск факторов, которые определяют принятие и непринятие ребенка. Понятие о «языке принятия» и «языке непринятия». 12 барьеров общения. Вербальное и невербальное выражение принятия и непринятия.
Упражнение «Активное слушание».
Инструкция:
необходимо предугадать возможную реакцию
ребенка на произнесенную фразу и правильно
ответить на проявления детских чувств.
Таблица №1
Ситуация и слова ребенка | Чувства ребенка | Ваш ответ |
ПРИМЕР:
На уроке рисования Петя пролил воду прямо мне на штаны, все ребята смеялись. |
Огорчение, обида | Ты очень расстроился, и тебе было обидно |
Сегодня на уроке мы лепили из пластилина, у всех получилось, а у меня нет. | ||
Меня поцарапала кошка, а я просто хотел с ней поиграть. | ||
Я дал игру поиграть Вове, а он ее порвал. | ||
Я хотел достать книжку с полки, а ваза упала и разбилась. | ||
Смотри какую красивую картинку я нарисовала. |
Упражнение «Никто не знает, что...».
Инструкция: все участники сидят в кругу на стульях. По сигналу ведущего участники начинают перебрасывать друг другу мяч (свободный выбор), при этом бросающий мяч заканчивает фразу: «Никто не знает, что я... (умею, люблю, знаю и т.п.)». Ведущий внимательно следит, чтобы все приняли участие в игре.
Упражнение «Портрет моего ребенка».
Инструкция: участникам тренинга предлагается устроиться так, чтобы было удобно, используя модули, закрыть глаза и мысленно представить своего ребенка, обратить внимание на выражение его лица (упражнение выполняется под спокойную музыку). Затем родители создают портрет своего ребенка в произвольной форме.
Обсуждение: какие особенности своего ребенка вы изобразили, что еще можно добавить?
Рефлексия чувств.
Какие приятные и неприятные переживания вы испытывали на занятии.
Домашнее задание.
Нарисовать круглый стол с ребенком и попросить ребенка рассадить за праздничным столом тех, кого бы он хотел видеть на семейном празднике.
Попросить ребенка нарисовать, какие эмоции и чувства вызывают сидящие за столом. Форма выбирается произвольно.
3 блок: «Покажи мне любовь»
Задачи занятия:
Формирование представлений о безусловном принятии, как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви.
Развитие навыков конструктивного выражения негативных эмоций в адрес ребенка.
Структура занятия:
Приветствие.
Обсуждение домашнего задания.
Информационный блок.
Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
Упражнение «Искатели».
Упражнение «Мне в тебе нравится…».
Рефлексия.
Материалы: мяч, ластик.
Ход занятия
Приветствие.
Участники по кругу приветствуют группу нетрадиционным способом, невербально.
Обсуждение домашнего задания.
Групповая дискуссия «Ближайшее окружение ребенка и эмоции ребенка, которые с ним связаны», анализ детских рисунков. Группа обсуждает, кто из членов семьи является для ребенка самым близким, какие эмоции переживает в этой связи ребенок. Психолог подводит участников к тому, что наиболее близкий член семьи для ребенка это объект любви.
Информационный блок.
Условное и безусловное принятие ребенка.
Выражение отрицательных переживаний (ты-сообщение, я-сообщение). Основные принципы выражения отрицательных эмоций в адрес ребенка.
Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».
Инструкция: передайте эмоцию по кругу (отрицательную, а затем положительную).
Упражнение «Искатели».
Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся предлагается задумать место, куда необходимо положить ластик. Сложность упражнения заключается в двух моментах: