Учебное пособие Ахмедшина Р.Л. «Юридическая психология»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 07:32, контрольная работа

Краткое описание

Задание № 1 Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний индивидуальной теории личности А. Адлера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры юридической психологии. Опишите преимущества и недостатки, характерные для использования данных рассматриваемой теории, возникающие при решении задач юридической психологии.

Вложенные файлы: 1 файл

Альфред Адлер.docx

— 37.98 Кб (Скачать файл)

Томский межвузовский центр  дистанционного образования

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ (ТУСУР)

 

 

 

 

Кафедра юридического факультета

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Юридическая психология»

 

учебное пособие Ахмедшина Р.Л. «Юридическая психология»

 

Вариант №12 (доработка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

студентка гр. з-897-а

специальности 30501

 

 

 

Потапенко Анны Александровны

10 июня 2011 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Красноярск 2012

Задание № 1

Определите  возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний индивидуальной теории личности А. Адлера. Укажите, для решения, каких исследовательских  проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры юридической  психологии. Опишите преимущества и  недостатки, характерные для использования  данных рассматриваемой теории, возникающие  при решении задач юридической  психологии.

 

Ответ:

Юридическая психология — научно-практическая дисциплина, изучающая психологические  закономерности системы «человек—право»  и разрабатывающая рекомендации для повышения эффективности  данной системы. Юридическая психология — самостоятельная психологическая  дисциплина, изучающая человека. В  этой дисциплине выражены юридические  аспекты, различных проявлений психики, индивидуальных особенностей личности и вовлечение данных личностей в  правовые отношения.

Юридическая психология – наука структурированная, так как между структурными блоками  трудно провести связующую параллель. Структурные единицы юридической психологии относительной самостоятельны и связаны со своими научными зонами и, наряду с этим, структурно взаимосвязаны между собой. Исследуя структуру юридической психологии можно выделить следующие разделы:

    • Методологический раздел;
    • Правовая психология;
    • Криминальная психология;
    • Судебная психология;
    • Пенитенциарная психология.

Одним из методологических принципов в юридической  психологии является личностный подход. Юридическая психология объектом исследования всегда выбирает личность, так как  система правовых норм направлена именно на личность – адресуется именно к  ней, выделяя криминогенные личностные качества, создаваемые внутренними личностными предпосылками, взаимодействие которых с определенными внешними факторами могут создать для личности криминогенную ситуацию. А индивидуальная теория личности А. Адлера, опирается на  холистическую систему, подчеркивающую понимание каждого человека как единой целостности в рамках социальной системы. Холизм (целостность), единство социального интереса, направленности к цели и  индивидуального стиля жизни, который является уникальным способом, выбираемым каждым индивидуально для следования своей жизненной цели.

Правовая  психология – раздел юридической  психологии, изучающий психологические  аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правоисполнительного поведения. Социальная адаптация – активное социально положительное приспособление индивида к условиям социальной среды. В каждом индивидууме заложены «ангельские» и «сатанинские» резервы и поведение и образ жизни человека будет зависит от того, каким резервам будет дан «зеленый свет» социальной средой. Жизнедеятельность общества будет зависеть от того, сможет ли данная среда не дать развиться потенциально опасным для нее проявлениям человеческих страстей, желаний и влечений. Каждый человек должен принять (интернализировать) правоохраняемые социальные ценности, усвоить стереотипы правоисполнительного поведения, тогда его образ жизни будет правомерным. Отношение общества и каждого индивидуально к действующему праву выражающихся в совокупности чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок является правосознанием. Правосознание человека определяется общей направленностью личности в отношении социальных ценностей,  ценностной ориентацией, охраняемых правом.

Право –  это общий для всех масштаб  поведения. Право должно соответствовать интересам общества и интересам отдельной личности. Адлер подчеркивал уникальность каждого и важность понимания того, что личность это целостность, включенная в социальную систему. Личность должна обладать правовой социализацией – механизмом социальной саморегуляции, самоподчинения личности социальным требованиям.  Следуя Адлеровской индивидуальной теории личности, у большинства преступников не развита психическая сфера личности,  разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, присутствует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов.

Криминальная  психология – раздел юридической  психологии, изучающий психологию преступника, психологические механизмы совершения преступлений отдельными лицами и преступными  группами, психологию ответственности  и аспекты вины. Поведение большинства преступников характеризуется социально-ценностной дезадаптацией и дефектами саморегуляции, основываясь на снятии индивидом своей социальной ответственности посредством механизма защитной (самооправдывающей) мотивации, обесценивая общепринятые ценности и социальные нормы.  Антиобщественные привычки и навыки то социально опасные полуавтоматизированные действия без осознания их антисоциального значения, эти действия импульсивны, осуществляемые по механизму установки. Привычки и навыки занимают значительное место в поведении человека. Человек может и должен контролировать свои привычки, не становясь их «рабом». Но у разных людей степень их влияния различна, чем ниже уровень психической регуляции поведения, тем сильнее ситуативные обстоятельства влияют на поведение человека. Можно утверждать, что для наименее социально адаптированной личности в более сложной, конфликтной ситуации будет характерно противоправное (преступное) поведение. Преступное поведение обусловлено поведенческими особенностями личности преступника.  Рецепция знаний индивидуальной теории личности А. Адлера юридической психологией возможна в аспекте анализа причин бессознательной сферы личности в преступном поведении, в том, что преступные наклонности и стилевые особенности поведения делинквентов, а также виктимные признаки являются следствием ранней психической травматизации и нарушением социализации личности, неадекватных механизмов психологической защиты, жизненного стиля.

Судебная  психология – раздел юридической  психологии, изучающий психологические  проблемы, связанные с судопроизводством. Судебная психология  объектом исследования выбирает личность. Что делает возможным  выстроить структуру личности. Выделить ее элементы, являющиеся значимыми  в разных аспектах правоохранительной деятельности в криминогенных ситуациях, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей. Основной задачей судебной психологии является выявление внутренних личностных предпосылок, которые могут создать для личности криминогенную ситуацию, взаимодействуя с определенными внешними факторами. Одним из методологических принципов, как юридической психологии, так и судебной является личностный подход. В рамках судебной психологии разрабатываются проблемы судебно-психологической экспертизы, правовые основания деятельности эксперта-психолога, алгоритм судебно-психологического экспертного исследования, методическое обеспечение деятельности психолога-эксперта, психологические аспекты возрастной вменяемости, категория «моральный ущерб» с позиции судебной психологии, возможности применения психологических знаний в комплексных и однородных судебных экспертизах. Следуя Адлеровской индивидуальной теории личности,  у большинства преступников не развита психическая сфера личности,  разорвана внутренняя структура социального самоконтроля, присутствует дисбаланс во взаимодействии тормозных и возбудительных процессов.

Единство  психической организации личности, основывается на ее стремлением к  успеху, самореализации, социальной идентификации. Согласно Адлеру, личность, осознавая  свои дефекты, стремится компенсировать их, прибегая к гиперкомпенсации. Все это и образует "психические комплексы" индивида, сферу его подсознания, стиль жизнедеятельности. Развивающийся у личности "комплекс неполноценности" (термин введен Адлером) может быть причиной невроза. Адлер, в отличие от Фрейда, связал подсознание не с сексуальными, а с социальными факторами. Патологию личности Адлер объяснял ее неспособностью к социальной кооперации. Юридической психологией широко изучаются механизмы научения преступному поведению, активное внедрение программ «модификации поведения заключенных» в практику пенитенциарных учреждений  направленных на их ресоциализацию. Смысл пенитенциарной деятельности состоит в организации тюремного режима, в сочетании с актами милосердия, приводящая осужденного к раскаянию, личностному самоосуждению, кардинальной ценностной переориентации личности, самоочищению – катарсису. Уголовное наказание – это не превращение осужденного в личность подвергающуюся насилию, а возвращение социально деформированной личности к социально адаптированной жизнедеятельности. Деятельность исправительно-трудовых учреждений должна быть насыщена элементами социально адаптивного тренинга, для этого требуется объединение усилий юристов, социологов, психологов, педагогов, психотерапевтов и психиатров.

Однако  вряд ли можно считать, что поведение  человека можно объяснить только путем изучения индивида как единого  целого. На сегодняшний день индивидуальная теория личности А. Адлера имеет слабую опытную базу, подтверждающую данную теорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание №2

Используя типологию  акцентуированных типов, раскрывая  особенности каждого психотипа, смоделируйте направленность обвинительной речи прокурора в суде присяжных, исходя из типологических особенностей присяжных.

 

Ответ: Основной задачей психологической науки является исследование индивидуальных особенностей личности. Современная психология описывает типы психологических обликов, объединяя их  общими типами характера, устойчивыми чертами психического склада и поведения.

Личность  –  сознательный  индивид,  занимающий  определённое  положение  в обществе  и   выполняющий  определённую  общественную  роль. Индивидуальность  –  это  личность   в   её своеобразии, оригинальности. Индивидуальность определяет своеобразие, непохожесть личности на окружающих. Индивидуальность может проявляться  в различных  сферах – интеллектуальной, эмоциональной, волевой или  во всех видах психической деятельности. Индивидуальность подразумевает различные черты характера, а характер – это психосоциальный каркас личности. Все проявления индивидуальности психологами принято считать психотипом.

Психотип определяет предназначение человека, его функцию, сферу деятельности в обществе. Для психотипов свойственны индивидуальные типологические черты: особенности чувств, настроения,  эмоции, способности, интересы, жизненные ориентиры, форма психологической защиты, внутреннего планирования, комфортные и дискомфортные психологические состояния. Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим принято считать акцентуацией характера. Некоторые акцентуированные черты в структуре личности определяются особенностями темперамента, некоторые – особенностями характера, при этом характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций, а темперамент – на темп и глубину эмоциональных реакций.

Важное  практическое значение для деятельности прокурора имеет знание характерологической  типологии психологически акцентуированных личностей. Так как 

Профессиональная деятельность прокурора – государственного обвинителя связана с большим количеством  контактов с различными людьми, с  которыми ему по долгу службы приходится вступать во взаимодействие. В деятельности прокурора можно выделить два механизма взаимодействия в рамках, которых осуществляется общение – это общение в малой группе (прием жалоб от граждан), и публичное выступление перед аудиторией (выступление в судебном заседании).

В публичном выступлении наиболее важно мастерство культуры речи, ее четкость, понятность, правильность, убедительность, выразительность и образность, хорошее владение механизмами коммуникативного воздействия на слушателей. Речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям. Окончательную позицию по делу прокурор вырабатывает после завершения судебного следствия. Именно окончательную позицию прокурор и отстаивает в своей обвинительной речи.

Для убеждения  присяжных заседателей в правильности позиции государственного обвинителя  имеет значение разработка убедительной версии обвинения, поэтому обвинительная речь прокурора должна быть понятна и доступна для всех. А так как в число присяжных входят люди, не имеющие юридического образования, относящиеся к различным представителям общества, имеющие различные уровни образования и представляющие разные типы характеров и темперамента, речь государственного обвинителя должна отвечать определенным требованиям.  Это хорошее знание материалов уголовного дела. Прокурор должен говорить простым и ясным языком, понятным не только юристам, но и лицам, юридически не осведомленным. Простота нужна не потому, что поставлены под сомнение умственные способности присяжных, а потому, что присяжные быстрее примут простое объяснение излагаемых событий, чем версию, отягощенную юридической аргументацией. Речь должна быть максимально краткой, образной, с использование элементов литературы и искусства. Государственный обвинитель должен быть логичным в своей речи. Присяжные склонны прислушиваться к логическим доводам, и версия обвинения не должна ограничиваться описанием случившегося, а должна указать на  причины, по которым события развернулись именно так, как утверждает обвинение. Логика в суждениях по любому вопросу обязательна.

На качество речи указывает, убедительность доказательств, отсутствие убедительности распространенный недостаток речи прокурора. Необходимо указывать на доказательства, свидетельствующие в пользу подсудимого. Обходя данные факты, прокурор подчеркивает свою необъективность и предвзятость.

Все, не относящееся к  существу дела, должно быть исключено из речи обвинителя, нельзя допускать повторений одних и тех же положений.

Можно выделить следующие акцентуированные типы, моделирующие направленность обвинительной речи прокурора в суде присяжных, исходя из типологических особенностей присяжных:

Для шизоидов в речи прокурора не должно быть лирических отступлений, так как люди данного типа не очень склонный к сопереживанию и внутренний мир другого человека не представляет для него интерес. Речь должна быть четкой, логически выстроенной, без навязывания своей идеи. Мышление этого типа людей нестандартно и как правило на каждую ситуацию они выстраивают свое мнение. Для них нужно время в решении, обдумывании и принятии решений.

Информация о работе Учебное пособие Ахмедшина Р.Л. «Юридическая психология»