Учение И.П. Павлова о типах нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типы нервной системы, патология высшей нервной деятельности.

Изучение условно-рефлекторной деятельности в опытах на собаках  показало, что у разных животных, в зависимости от индивидуальных особенностей, условные рефлексы образуются неодинаково быстро и оказываются неодинаково сильным и прочными. Так, у одной собаки требуется произвести всего от двух до пяти сочетаний условного и безусловного раздражений для того, чтобы выработать прочный условный рефлекс. У других же собак для этой цели необходимо произвести 200-300 сочетаний, и при этом все же прочный безусловный рефлекс может не образоваться. Равным образом различна у разных индивидуумов степень развития тормозного процесса и способность к анализу раздражений. В результате многолетнего глубокого исследования индивидуальны различий высшей нервной деятельности животных Павлов создал свое учение о типах нервной системы.

В основу Павловской классификации  типов положено индивидуальное различие особенностей нервной системы: сила нервных процессов, их уравновешенность и подвижность. Соответственно этому Павлов признал наличие 4 основных типов нервной системы:

  1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной системы, которая характеризуется преобладанием возбуждения над торможением («безудержный тип»). 
     
    2. Тип сильной уравновешенной нервной системы с большой подвижностью нервных процессов («живой», подвижный тип). 
     
    3. Тип сильной уравновешенной нервной системы с малой подвижностью нервных процессов («спокойный», малоподвижный). 
     
    4. Тип слабой нервной системы, при которой слабое развитие, как возбуждения, так и торможения.

По мнению Павлова, 4 перечисленных  типа нервной системы, изученных  в опытах на животных, аналогичны 4 темпераментам, описанным еще в древности. Сильный неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения совпадает с холерическим темпераментом; сильный уравновешенный подвижный тип подобен сангвинистическому темпераменту; сильный уравновешенный малоподвижный тип соответствует флегматическому темпераменту; слабый тип подобен меланхолическому темпераменту.

Типы нервной системы  отличаются разной приспособленностью к различным воздействиям окружающей среды и своей стойкостью по отношению  к патологическим воздействиям. Так, у животных, обладающих уравновешенным типом нервной системы, труднее, чем у животных, обладающих слабой или сильной, но неуравновешенной нервной системой, возникает патологическое расстройство высшей нервной деятельности - «невроз», или «срыв», по терминологии Павлова. Особенно часто неврозы, или срывы, наблюдаются при слабом типе нервной системы. Длительные нарушения условно-рефлекторной деятельности особенно легко наступают у представителей этого типа нервной системы под влиянием трудных жизненных положений, при необходимости решений сложных задач, при сильных разрушительных раздражениях.

Типы нервной системы  и высшей нервной деятельности представляют как бы сплав из наследственных свойств - генотипа — нервной системы  и всей совокупности влияний среды, которым подвергался данный организм и которые определяют его фенотип, характер. Тренировкой и воспитанием удается в некоторой степени воздействовать на тип нервной системы. Так, можно путем длительных повторных упражнений усилить процесс торможения и этим способствовать уравновешиванию нервной системы у представителей сильной, но неуравновешенной нервной системы, у которых возбуждение преобладает над торможением. 

Необходимость изучения наследственно передающихся особенностей нервной системы послужила для  Павлова основанием к организации биологической станции в Колтушах.

Физиологические исследования школы Павлова помогли выяснить механизм возникновения некоторых  патологических состояний деятельности головного мозга. Павлову всегда были близки интересы медицины и больного человека. О проблемах экспериментальной психопатологии Павлов говорил еще в 1903г. в своем первом докладе, посвященном условным рефлексам. В дальнейшем, в 1918г., Павлов посещал психиатрическую клинику со специальной целью выяснить физиологические механизмы, которые могут иметь значение в возникновении психических заболеваний. В последующие годы Павлов и его сотрудники уделили большое внимание исследованию патологии высшей нервной деятельности.

Подробно были изучены  так называемые экспериментальные  неврозы. Они представляют собой патологические состояния, возникающие при отсутствии анатомического поражения мозговой коры. Экспериментальный невроз - это «срыв» высшей нервной деятельности. Он может возникнуть под влиянием трудных для работы мозга условий, когда происходит перенапряжение нервных процессов, когда происходит столкновение, или, как образно говорил Павлов, «сшибка» возбуждения и торможения. Возникновение экспериментальных неврозов наблюдается под влиянием применения во время опытов очень сильных условных или безусловных раздражений, при выработке очень сложных и тонких дифференцировок, при длительном воздействии тормозных сигналов. Нарушение условных рефлексов на протяжении многих дней и недель наблюдалось в результате некоторых отравлений или после того, как животное находилось в угрожающих жизни условиях.

Экспериментальные неврозы  проявляются или в преобладании возбуждения над торможением, или  в изменении подвижности нервных  процессов. В первом случае нарушается внутреннее торможение:

исчезает дифференцирование  раздражений, замедляется угасание условных рефлексов, животное становится во время опыта беспокойным, часто начинает буйствовать. Во втором случае, когда преобладает торможение, нарушаются, ослабляются или даже полностью затормаживаются условные рефлексы.

В процессе развития экспериментального невроза в лаборатории Павлова было установлено возникновение в коре больших полушарий головного мозга особых состояний, которое характеризуется несколькими фазами, переходными от возбуждения к торможению. В одну из этих фаз кора больших полушарий отвечает одинаковыми по силе реакциями на слабые и сильные раздражения (уравнительная фаза). В другую фазу слабые раздражения вызывают сильную, а сильные раздражения - слабую условно-рефлекторную реакцию (парадоксальная фаза). Анализ этих фаз привел к заключению, что они аналогичны явлениям парабиоза, т.е. особого состояния нервной ткани, которое возникает в результате многих воздействий, нарушающих нормальный ход жизненных процессов.

Изменение подвижности  нервных процессов при экспериментальных неврозах проявляются или в виде чрезмерной подвижности, оживленности животного, или в виде инертности, «застойности», медленности реакций.

Исследование экспериментальных  неврозов по методу условных рефлексов  позволило Павлову выяснить механизм тех процессов, которые приводят к развитию у человека таких заболеваний, как истерия и психастения.

Физиологическое исследование дало Ключ к пониманию некоторых  сторон и явлений в картине  психозов человека. Таким образом, наметились пути к экспериментальному исследованию в опытах над животными функциональных нарушений деятельности мозга, изучением и лечением которых занята психиатрия.

Не ограничиваясь экспериментальным  изучением патологии высшей нервной  деятельности у животных, Павлов занимался  изучением природы патологических нарушений при нервных и психических заболеваний у человека. Для этой цели были организованы при его лаборатории специальные неврологическая и психиатрическая клинки. В этих клиниках под его руководством велась работа по изучению физиологических механизмов, при нарушении которых возникают заболевания нервной системы, в частности и в особенности психические заболевания.

Согласно взглядам Павлова, обе сигнальные системы - первая и  вторая - в нормальных физиологических  условиях представляют функциональное единство и находятся в постоянном взаимодействии. При этом вторая сигнальная система несколько тормозит первую сигнальную систему. Вместе с тем деятельность второй сигнальной системы, ее адекватность действительности проверяются в процессе практики системы лишь при участии первой сигнальной.

Физиологический анализ нарушения высшей нервной деятельности показал, что вторая сигнальная система, как наиболее позднее функциональное образование, как самое последнее  приобретение организма в процессе его развития, является наиболее легко ранимой. Особенно часто возникают во второй сигнальной системе различные нарушения тормозного процесса, проявляющиеся в его преобладании или уменьшении.

Разработка основных закономерностей физиологии высшей нервной деятельности создала необходимый фундамент для проведения исследований по фармакологии условных рефлексов, т.е. изучения действия ряда лекарственных средств на функции коры головного мозга. Эти исследования приобрели в дальнейшем значение для терапии наблюдавшихся у животных экспериментальных неврозов.

Павлов пришел к заключению о целебной роли, которую выполняет  торможение в нервной системе. Торможение предохраняет организм от тяжелых, разрушительно  действующих на него влияний внешней  среды. Оно необходимо для нормального протекания процессов высшей нервной деятельности. Было установлено, что путем длительного сна, вызванного наркотическими веществами, удается бороться с такими патологическими поражениями,какшок. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Воспитанный на идеях материализма, Павлов оставался верным ему всю жизнь. И осуждал идеализм. Материалистические воззрения Павлова особенно четко оформились в период его работы над условными рефлексами. Павлов рассматривал мысль как функцию мозга, был убежден в единстве психического и физиологического. В своих исследованиях физиологии высшей нервной деятельности Павлов исходил из убеждения, что развитие науки о функциях мозга приведет к исчерпывающему познанию природы психических процессов.  
Одним из принципов научного познания признавал детерминизм (причинную зависимость всех явлений действительности). Признание в науке объективного метода исследования, распространение этого метода на всю совокупность процессов, происходящих в живом организме, включая и процессы сознания, приводит к тому, что каждое явление рассматривается как строго детерминированное. Изложенные взгляды Павлова на методологию научного исследования находились в непримиримом противоречии с концепциями идеалистической психологии. Начиная с 1902-1903гг. Павлов начал изучение условных рефлексов. Отрицательно относясь к идеалистической психологии, Павлов в то же время не отрицал значения психологии как науки о субъективных переживаниях и состояниях человека. Но отрицал право на существование зоопсихологии. И.П.Павлов внес неоценимый вклад в развитие физиологии, психологии, медицины и некоторых других областей знания. Благодаря созданному Павловым учению об условных рефлексах и физиология головного мозга и психология вступили в новую эру.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. В.С.Гипенрейтер. Учение И.П.Павлова – Естественно - научная основа физического воспитания. - М.: изда-во физкультура и спорт. -1955.
  2. Энциклопедия «Аванта +». - М.: ВА-банк. - 1993.
  3. Асратян Э.А., И.П.Павлов 1849 - 1936 г. Изд-о Наука Москва 1974 
  4. Черненко Г. «Иван Петрович Павлов в журнале НЛО - Калейдоскоп за 15 марта 1999г.

 


Информация о работе Учение И.П. Павлова о типах нервной системы