Учение о личности и её структуре в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

В отечественной психологии Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева личность выступает одновременно как активный субъект и «продукт» деятельности и меж личных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.
Личность – системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1.Учение о личности.
1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4
1.2 Учение З. Фрейда. ………………………………………………………………………….7
2. Психодинамические теории личности.
2.1 Теория личности А. Маслоу………………………………………………………………11
2.2 Культурно – исторические личности……………………………………………………..13
2.3 Развитие психологии личности……………………………………………………………15
3 Структура личности………………………………………………………………………16
3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18
3.2 Развитие конкретно – психологических подходов к личности в отечественной психологии……………………………………………………………………………………...21
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

учение о личности.docx

— 75.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

                                  Контрольная работа по психологии  на тему:

«Учение о личности и её структуре в отечественной  психологии».

 

Введение………………………………………………………………………………………….3

1.Учение о личности.

1.1. Проблема человека и личности в психологии…………………………………………….4

1.2 Учение З. Фрейда. ………………………………………………………………………….7                                          

2. Психодинамические  теории личности.

2.1 Теория личности А. Маслоу………………………………………………………………11

2.2 Культурно – исторические личности……………………………………………………..13

2.3 Развитие психологии личности……………………………………………………………15

3  Структура личности………………………………………………………………………16

3 1 Исследование личности в отечественной психологии………………………………….18

3.2 Развитие конкретно – психологических подходов к личности в  отечественной психологии……………………………………………………………………………………...21

Заключение

Литература

 

 

                                                 

 

 

 

 

 

                                            

 

                                          

 

                                                    Введение

В отечественной  психологии  Л.С. Выготского и Л.Н. Леонтьева личность выступает одновременно как активный субъект и  «продукт»  деятельности и меж личных отношений, которые интериоризуются в процессе общественного развития индивида.

Личность –  системное качество индивида, определяемое включенностью индивида в общественные отношения, формирующиеся в совместной деятельности ив общении. Иначе говоря, всевозможные качества человека, возникшие непосредственно или о посредственно, вследствие того, что человек живет в человеческом обществе, относится к личности.

Кроме того, личностью  называют индивида, который обладает таким системным качеством и, следовательно, является субъектом  социальных отношений и сознательной деятельности;

Таким образом, личность – это человек, как представитель  человеческого общества, определяющий  свободно и ответственно свою позицию среди других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  I.   Учение о личности.

            1.1. Проблема человека и личности в психологии.

В отечественной  психологии последнего десятилетия  складывается парадоксальная ситуация. Признанные успехи практической психологии определяются не только возросшей социальной востребованностью, но и конкретными  результатами, сложившимися в русле  естественнонаучной традиции. Но жизнь  стала выдвигать новые задачи. Большую остроту приобрели проблемы психологической помощи людям в  трудных и чрезвычайных ситуациях, психологического обеспечения деятельности государственных и коммерческих структур, политических партий, движений, избирательных кампаний и др. Практические психологи вплотную столкнулись  с реалиями сложнейших начал и  механизмов субъективного сознания человека, поисками оптимальных жизненных  стратегии, путей преодоления повседневных трудностей и духовных кризисов. Но категории духа, души, сложных феноменов  сознания были за пределами естественнонаучной традиции. Они существовали и оставались в философии, этике, богословии, других гуманитарных науках.[4 ,24]

В последние годы в отечественной психологии осознается необходимость осмысления путей  ее дальнейшего развития. Главное  направление поисков — более  широкое, целостное понимание феномена человека. Линия на гуманитаризацию  отечественной психологии вырабатывалась усилиями многих авторов. Она активно  воспринимается почти всем профессиональным психологическим сообществом. Особая заслуга здесь принадлежит .[4]

Б.С. Братусю. Он ввел термин ≪гуманитарная психология≫, представил обоснование и опыт разработки новых течений в этом русле. Гуманитарная ориентация особенно созвучна мышлению практических психологов.

Предмет гуманитарной психологии пока очерчивается в самых  общих чертах. В методологическом плане она ориентируется на традиции гуманитарных наук, имеющих единицей анализа целостного человека. В широком  плане ее предлагается рассматривать  как пост классический период развития психологической науки. Исследовательское  поле гуманитарной психологии существенно  расширяется.[4] ,[2]

Естественнонаучная  психология изучала психику как  особый аппарат или инструмент отражения  мира и ориентировки в нем. Но человек  — существо родовое, безмасштабное, самотрансцендирующее. В. франкл подчеркивал, что человек — это больше, чем  психика: человек — это дух. В  отечественной психологии неоднократно выдвигалась идея расширения исследовательского поля психологии и включение в  него психологических проблем человека, его сущности, его развития. В  своих последних работах С. Л. Рубинштейн писал о том, что за проблемой психического ≪закономерно, необходимо встает другая, как исходная и более фундаментальная — о месте не сознания только как такового во взаимосвязях явлений материального мира, а о месте человека в мире, в жизни≫.

Гуманитарная  психология собирает воедино философско-психологические, культурологические, конкретно-психологические  и другие подходы к феномену человека и на первый план выдвигает проблему его саморазвития, выявления его  сущности и личности. В психологии XX в. эти проблемы поставил и обосновал  К. Юнг. Он обратился к изучению духовного  начала личности, по-новому осмыслил динамику ее душевной жизни. Проблема саморазвития человека, его сущности и личности становится центральной в духовно-ориентированных  концепциях личности.[12, 40]

П.Д. Успенский  в человеке различает две основные подструктуры — сущность и личность. К сущности он относит врожденные духовные и наследственные природные  свойства человека. Они устойчивы  и не могут быть утрачены. Сущностные природные свойства определяют центры простейших психических функций  — интеллектуальных, эмоциональных, половых, двигательных, инстинктивных. Сущностные духовные свойства определяют развитие сознания и высших эмоциональных  и интеллектуальных функций.

К личности П.Д. Успенский  относит свойства, которые человек  приобретает и которые выражают его отношение к другим людям  и разным сторонам мира Они могут  изменяться и даже утрачиваться, но играют огромнейшую роль в его  жизни. По П.Д Успенскому, в структуре  психики личность занимает второе место  после сущности. Но личность необходима человеку, как и его сущность, и они должны развиваться равномерно, не подавляя друг друга, сохраняя иерархию психического склада человека.

Условия современной  жизни, замечает П.Д. Успенский, благоприятствуют недоразвитию сущности человека. С  другой стороны, сформировавшиеся личностные свойства, ожидания, притязания могут, как способствовать, так и препятствовать ее развитию.[12,28]

В отечественной  психологии к проблеме сущности человека привлечено внимание С.Л. Рубинштейна  в его последних работах. Главной  характеристикой человека является его отношение к другому человеку: ≪...Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину... Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии≫. Б.С. Братусь находит новые пути философско-психологического и конкретно-психологического осмысления человека, сближая эти подходы. Во-первых, автор обосновывает необходимость преодолеть подмену человека личностью, попытку выведения из нее самой оснований человеческой жизни, некий персоноцентризм, успешно насаждаемый в психологии.

Отечественные психологи, сделавшие столь много для  разведения понятий ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪индивидуальность≫ и др., прошли мимо принципиально важного вопроса о различении понятий ≪человек≫ и ≪личность≫. Человек рассматривается как без масштабное родовое существо, трансцендирующее свои границы, не поддающееся конечным определениям. Аппарат психологии не может и не должен быть применен к нему в полной мере.[12, 35]

Другое дело —  личность, с позиций психолога. Она  может быть понята, полагает автор, как особый психологический инструмент саморазвития человека. В психологии принято подчеркивать, что запоминает или мыслит не память или мышление, а человек. Аналогичным образом  и бытийствует не личность, а человек. Субъектом бытия является только человек. Следует отметить, что личность — далеко не единственный психологический  инструмент человека. Сюда относятся  и познавательные процессы, и эмоции, и характер, и другие психологические  образования. И каждое из них играет свою партию в становлении субъекта. Если подросток выпячивает характер, то юноша — уже личность с характером, а у зрелого человека личность на определенном этапе исчерпывает  свои возможности, отходит, ≪снимается≫ как сослужившая и во всей полноте открывается то, чему она служит.

Личность, т. о., —  сложный, уникальный внутренний ключ человека. В чем специфика личности как  психологического инструмента? Сущностные духовные свойства человека при рождении даны в потенции. Ему надо развить  их, ≪выделить≫ в себе. Ему нужен орган, который позволит направлять и координировать сложнейший процесс самостроительства в себе, в своей сущности. Этим органом и является личность. Речь идет о развитии человека. Личность, как орудие, или инструмент, оценивается в зависимости от того, как она служит своему назначению, т. е. способствует или нет приобщению субъекта его человеческой сущности.[12]

Во-вторых, Б. С. Братусь  обосновал основной путь, или принцип  психологического изучения человека, — соотнесение его ≪вертикального≫ и ≪горизонтального≫ измерений. Традиционная психология занималась преимущественно ≪горизонтальными≫ связями личности, рассматривала ее как социальное существо, субъекта деятельности. Здесь накоплен большой материал, вполне оправданы объективные методы, адресованные преимущественно к изучению отдельных свойств личности. Эти методы вошли в фонд психологической науки и будут, конечно, ≪работать≫ в ней. Вслед за А. С. Выготским, целые поколения отечественных психологов только мечтали о ≪вершинной≫ психологии.

Б. С. Братусь поставил вопрос о том, что многие годы психология разводила понятия: ≪индивид≫, ≪личность≫, ≪субъект деятельности≫, ≪индивидуальность≫. Теперь настало время искать пути их соединения. Гуманитарные науки, на орбиту которых выходит психология, единицей анализа имеют целостного человека. Автор предлагает рассматривать соотнесение ≪вертикального≫ и ≪горизонтального≫ измерений как основной принцип психологического изучения человека.

Психология характеризуется  настойчивым стремлением преодолеть присущий ей узкий элементаризм, функционализм  и понять человека как целостное  существо. Но основы целостности понимаются по-разному. По-разному решаются и  ключевые вопросы о природе человека — о ведущих источниках внутренней активности, о внутренней свободе или детерминированности, рациональности или иррациональности и др.

Формируется целый  спектр общепсихологических концепций, которые объединяет общая ориентация на решение данных вопросов и разъединяют  полученные результаты, выводы, обобщения. Среди этих теорий в отечественной  психологии наибольшее влияние приобрели  три направления: психодинамические; культурно-исторические и поведенческие; гуманистические и духовно-ориентированные. На базе каждого из этих направлений  сложились свои общетерапевтические  методы. На основе их в последние  годы создаются новейшие психотехнологии  и другие психотехнические разработки. Таким образом, именно в области  общепсихологических учений происходит прорыв и сближение академической  и практической психологии. Первой такой общепсихологической теорией  стала теория 3. Фрейда. [8],[9]

 

1.2 Учение З. Фрейда.

Учение австрийского врача-психиатра 3. Фрейда (1856—1939) складывалось в последние годы XIX в. и первые десятилетия XX в. и получило название психодинамической теории, или психоанализа.

В структуре личности 3. Фрейд выделяет три сферы: бессознательное, или ≪ИД≫ (оно); сознание, или эго (я); супер-эго (сверх-я). Ведущую роль в психике играет ИД. Содержание его составляют две группы инстинктов: инстинкты продолжения жизни, или Эроса, энергию которых Фрейд назвал либидо, и инстинкты смерти, разрушения, агрессии, или танатоса. Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной нежности к матери и чувстве соперничества с отцом, у девочек — наоборот. Эти неосознанные, сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности 3. Фрейд назвал комплексом Эдипа (для девочек — Электры). На последующих стадиях психического развития индивида эрос проявляется в энергии сексуальных влечений, творчества, жизнедеятельности. Танатос получает выражение в ссорах, драчливости детей, затем у взрослых в агрессивности, конфликтах, преступлениях, войнах.

На психологическом  уровне эрос и танатос проявляются в форме влечений. Это одно из исходных понятий Фрейда. Влечения энергизированы, напряжены, властны, руководствуются принципом удовольствия и стремятся направлять поведение. Но на их пути встает эго, сознание. Оно включает систему социально-детерминированных представлений, понятий, руководствуется принципом реальности. Его задача — координировать влечения между собой, определять их реалистичность и разрабатывать пути, планы действий. На страже сознания стоит высший цензор личности — супер - эго, сверх - я. Оно включает совесть, нравственные запреты и идеалы, высшие нравственно-духовные представления. Они формируются, по Фрейду, в раннем детстве, под влиянием образов родителей, их требований, а также жизненного опыта ребенка. Основным источником внутренней активности является ИД, бессознательное. Эго и супер- эго только переключают на себя часть энергии ИД, снижая этим его напряжение. Взаимоотношение трех основных сфер личности Фрейд представляет следующим образом. Он сравнивает ИД и эго с лошадью и всадником. Всадник движется благодаря энергии лошади. Другое сравнение: маленькая темная передняя, в которой кипят страсти. Вход в светлую просторную гостиную через узкую дверь. У двери стоит высший цензор личности — супер-эго, сверх- я. И еще, в одной из последних работ Фрейд сравнивает бессознательное с морем, в котором выделяется небольшой остров — ≪Я≫, сознание.[8,74]

В душевной жизни  человека Фрейду удалось также уловить  механизмы, феномены, процессы, которые  определяют динамику личности. В этом направлении фрейдовского учения исследователи  выделяют два аспекта: учение о механизмах внутренней защиты ≪Я≫ и учение об окольных путях бессознательного. Они и будут предметом нашего дальнейшего анализа. Влечения эроса и танатоса, как мы уже отмечали, стремятся направлять поведение. Но если они неприемлемы для сознания, оно старается не впустить их. Каким образом? Ведь влечения энергизированы, настойчивы, властны. В сознании возникает состояние тревоги. Ее назначение в том, чтобы мобилизовать защитные силы, выработать наиболее эффективные защитные стратегии. В динамике душевных состояний клиентов 3. Фрейд уловил целый ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами ≪Я≫. [9]. Они индивидуальны, формируются в опытах раннего детства. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно и осознанно пользуется в трудных ситуациях.

Информация о работе Учение о личности и её структуре в отечественной психологии