Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное.

Содержание

Актуальность темы………………………………………………….....……..2
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности ………………………………………………………5
Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста…………………..……………………...………..….11
Развитие способностей в дошкольном возрасте….…………….…………14
Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности…………………….…………………..19
Заключение………………………………………………..…………..……..22
Список использованной литературы……..………….………….…………23

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

 

  Существует также деление на учебные способности, определяющие успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, а также способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т. д.

 

Уровни развития способностей:

Способности; 

Одарённость - следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.  

Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.).

Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности.  О гениальности говорят, когда творческие достижения человека   составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

 

Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности.  К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».  

 

Условия развития способностей в дошкольном возрасте:

--- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.

--- Включение дошкольника   в разные виды деятельности для проявления  всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.

--- Создание предметно-развивающей среды.

--- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют  у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы  избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 5. Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности

Склонностью называют направленность личности на занятие какой-нибудь деятельностью. Склонность к данной деятельности и способности к ней очень часто совпадают друг с другом, развиваются вместе. 

Бывают, конечно, случаи и расхождения между ними, но чаще всего склонность к определенным видам деятельности связана с соответствующими ей способностями. И это понятно. Чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, содействует развитию у него нужных способностей. В свою очередь склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. 

Склонности можно обнаружить у малыша еще в первый год жизни. Они проявляются в любопытстве и стремлении к определенной деятельности. Так, например, дочка неустанно рисует, или декламирует стишки, а мальчик пытается разобрать и починить весь свой игрушечный автопарк. 

В детском возрасте повышенная склонность может служить показателем пробуждающихся способностей. Нередки примеры, когда ребенок в возрасте всего лишь 2—3 лет готов часами слушать музыку. Такие случаи почти всегда указывают на благоприятные природные данные для развития музыкальных способностей. 

В отношении умственных способностей также установлено, что рано развиваются в умственном отношении те дети, у которых обнаруживается тяга к соответствующим занятиям. Развитие способностей у детей находится в прямой зависимости от укрепления их склонности к той или иной деятельности.

Для определения склонностей ребенка необходимо разобраться, как они классифицируются.

Интеллектуальная сфера - Малыш отличается любознательностью и взрослым мышлением, имеет блестящую память и запас знаний.

Надолго может “уходить в себя” или наблюдать за какими-то событиями. Из детей с интеллектуальными способностями вырастают сильные личности (ученые, военные и пр.) Таким детям подойдут  занятия английским языком.

Академическая сфера - Ребенок не отходит от книг, хорошо ориентируется в цифрах, интересуется измерениями и вычислениями, а также внимателен к возникновению предметов и природных явлений. Эта сфера наиболее широкая и включает в себя склонности к чтению, математике, естествознанию, лидерству. В будущем такие дети становятся успешными людьми. Для таких детей подойдут занятия шахматами.

Художественная сфера - Ребенок отличается особой чуткостью к музыкальным произведениям, реагирует на тон, ритм и характер музыки, проявляет огромное рвение к занятиям пением. Рисование, танцы и любовь к движениям (прыжки, лазание) также относится к данной сфере. Развивая такие способности, дети часто становятся известными личностями (актерами, спортсменами и пр.)

Важно учитывать, в частности, положительное значение склонности к ручному труду, которая присуща всем здоровым детям. Большое количество детей тянется к ручному труду, и у этих детей действительно умелые руки. Характерно, что в большинстве своем эти дети успешно учатся в школе.

 

 Некоторые из наиболее способных к ручному труду детей — круглые отличники. Ручной труд — необходимый этап в жизни ребенка, имеющий прямое отношение к его умственному развитию. Вряд ли можно назвать такой вид ручного труда, который не затрагивал бы умственные способности ребенка. Очень важно, что в занятиях по труду развивается общая склонность и способность к целенаправленным усилиям, общая работоспособность ребенка.  

 

Важнейшее значение для развития способностей имеет склонность детей к умственной деятельности. Иногда она столь велика, что ставит воспитателей в затруднительное положение. Некоторые дети в определенном возрасте много читают, другие проявляют пристрастие к умственным играм.

Нередко умственные упражнения детей, на первый взгляд лишенные какого-либо смысла, в действительности хорошо помогают развитию способностей.

Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности, что может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в секциях, посвящать свободное время любимому делу. Поэтому уже простые наблюдения деятельностью ребенка, беседы о предпочитаемых видах деятельности с ним,  и педагогами дают психологу основания судить о выраженности, глубине и устойчивости интереса учащегося и его склонностях.

Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники. Как правило, с возрастом интересы ребенка из неопределенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности.                              

Высокий уровень развития способностей можно рассматривать как показатель некоторой предрасположенности к определенному виду деятельности, что может служить свидетельством наличия склонности к ней.                     

Психологу необходимо систематически фиксировать всевозможные наблюдения за процессом формирования интересов и склонностей (их направленностью, устойчивостью, глубиной и т.д.) в ходе проведения любой психологической работы с детьми, их родителями и педагогами.

Наблюдая за детьми день за днем, можно легко распознать их склонности, развить в ребенке полноценную и многогранную личность. Главное – это не упустить момента и дать ему возможность проявить себя!

 

 

 

6. Заключение

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.

Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.

От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в  каждом возрасте разные).

Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.

Начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.

Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.

7. Список использованной  литературы

  1. Петровский А.В. Введение в психологию.
  2. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  3. Немов Р.С. Общая психология.
  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед.училищ по специальности "Дошкольное воспитание" и  "Воспитание в дошкольных учреждениях". —М.: Просвещение, 1989. 
  6. Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва - Белгород, 1995. 
  7. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. С.И.Рогов. — М.: Гуманист, изд. центр ВПА ДОС, 1999.
  8. Уроктаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.
  9. Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. — Москва - Белгород, 1995. 

 

 


 



Информация о работе Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста