Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:47, контрольная работа
В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное.
Актуальность темы………………………………………………….....……..2
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности ………………………………………………………5
Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста…………………..……………………...………..….11
Развитие способностей в дошкольном возрасте….…………….…………14
Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности…………………….…………………..19
Заключение………………………………………………..…………..……..22
Список использованной литературы……..………….………….…………23
Существует также деление
на учебные способности, определяющие
успешность обучения, усвоения человеком
знаний, умений и навыков, а также способности
к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные спо
Уровни развития способностей:
Способности;
Одарённость - следующий уровень развития способностей. Одарённостью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.
Талант – это определённое сочетание способностей, их совокупность, высшая степень способностей личности в определённой деятельности. В настоящее время под талантом понимают высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и др.).
Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.
Гениальностью называют высшую степень творческих проявлений личности. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности (Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов). Например, Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время бал художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию. Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.
Способности проявляются и формируются лишь в деятельности. Значит, только правильно организуя деятельность ребёнка, можно выявить, а затем и развить его способности. К. Д. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так: ребёнок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не деятельностью, а её однообразием или односторонностью».
Условия развития способностей в дошкольном возрасте:
--- Особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока. Чем когда дети предоставлены сами себе.
--- Включение дошкольника в разные виды деятельности для проявления всех его задатков и склонностей. Ребёнку необходимо попробовать себя во всех сферах деятельности.
--- Создание предметно-развивающей среды.
--- Правильная позиция взрослого в общении с детьми. Ведь, именно взрослые формируют у ребёнка оценку, отношение к своим способностям, к достигаемым результатам. Поэтому в общении с одарёнными детьми взрослому следует проявлять терпение к странным на его взгляд идеям малыша, проявлять сочувствие к неудачам, стараться отвечать на все его вопросы, предоставлять максимальную самостоятельность и возможность заниматься интересующим делом. И в то же время следует помнить, что одарённый ребёнок всё-таки характеризуется теми же возрастными показателями, что и обычный. Поэтому ему необходимо предоставить время для игры, дошкольных видов деятельности, чтобы избежать преждевременного взросления. Ребёнку надо помочь поверить в себя, свои силы, поддержать на трудном пути познания, научить дошкольника правильно и объективно оценить себя, полученный результат.
5. Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности
Склонностью называют направленность личности на занятие какой-нибудь деятельностью. Склонность к данной деятельности и способности к ней очень часто совпадают друг с другом, развиваются вместе.
Бывают, конечно, случаи и расхождения между ними, но чаще всего склонность к определенным видам деятельности связана с соответствующими ей способностями. И это понятно. Чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, содействует развитию у него нужных способностей. В свою очередь склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен.
Склонности можно обнаружить у малыша еще в первый год жизни. Они проявляются в любопытстве и стремлении к определенной деятельности. Так, например, дочка неустанно рисует, или декламирует стишки, а мальчик пытается разобрать и починить весь свой игрушечный автопарк.
В детском возрасте повышенная склонность может служить показателем пробуждающихся способностей. Нередки примеры, когда ребенок в возрасте всего лишь 2—3 лет готов часами слушать музыку. Такие случаи почти всегда указывают на благоприятные природные данные для развития музыкальных способностей.
В отношении умственных способностей также установлено, что рано развиваются в умственном отношении те дети, у которых обнаруживается тяга к соответствующим занятиям. Развитие способностей у детей находится в прямой зависимости от укрепления их склонности к той или иной деятельности.
Для определения склонностей ребенка необходимо разобраться, как они классифицируются.
Некоторые из наиболее способных к ручному труду детей — круглые отличники. Ручной труд — необходимый этап в жизни ребенка, имеющий прямое отношение к его умственному развитию. Вряд ли можно назвать такой вид ручного труда, который не затрагивал бы умственные способности ребенка. Очень важно, что в занятиях по труду развивается общая склонность и способность к целенаправленным усилиям, общая работоспособность ребенка.
Важнейшее значение для развития способностей имеет склонность детей к умственной деятельности. Иногда она столь велика, что ставит воспитателей в затруднительное положение. Некоторые дети в определенном возрасте много читают, другие проявляют пристрастие к умственным играм.
Нередко умственные упражнения детей, на первый взгляд лишенные какого-либо смысла, в действительности хорошо помогают развитию способностей.
Главным показателем выраженности склонности является стремление ребенка к длительному и систематическому занятию определенным видом деятельности, что может найти выражение в предпочтительном отношении к определенным школьным предметам, стремлении заниматься в секциях, посвящать свободное время любимому делу. Поэтому уже простые наблюдения деятельностью ребенка, беседы о предпочитаемых видах деятельности с ним, и педагогами дают психологу основания судить о выраженности, глубине и устойчивости интереса учащегося и его склонностях.
Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники. Как правило, с возрастом интересы ребенка из неопределенных и малоустойчивых становятся более стабильными, концентрируются в определенных областях деятельности.
Высокий уровень развития способностей можно рассматривать как показатель некоторой предрасположенности к определенному виду деятельности, что может служить свидетельством наличия склонности к ней.
Психологу необходимо систематически фиксировать всевозможные наблюдения за процессом формирования интересов и склонностей (их направленностью, устойчивостью, глубиной и т.д.) в ходе проведения любой психологической работы с детьми, их родителями и педагогами.
Наблюдая за детьми день за днем, можно легко распознать их склонности, развить в ребенке полноценную и многогранную личность. Главное – это не упустить момента и дать ему возможность проявить себя!
6. Заключение
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности.
Психическое развитие детей дошкольного возраста обусловлено противоречиями, которые возникают у них в связи с развитием многих потребностей: в общении, игре, движениях, во внешних впечатлениях.
От того, как будут развиваться потребности ребенка, зависит развитие и становление его личности (а потребности ребенка в каждом возрасте разные).
Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Возрастной период со своим неповторимым содержанием - особенностями развития психических функций и личности ребенка, особенностями его взаимоотношений с окружающими и главной для него деятельностью - имеет определенные границы. Но эти границы могут сдвигаться, и один ребенок вступает в новый возрастной период раньше, другой - позже.
Начальные возрастные периоды образуют детство - целую эпоху, которая по сути своей является подготовкой к взрослой жизни, самостоятельному труду. Детство современного ребенка еще больше растянулось во времени и наполнилось сложными видами деятельности.
Детское развитие - сложный процесс, который в силу ряда своих особенностей приводит к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. В развитии ребенка наступает момент, когда его возросшие возможности, его знания, умения, психические качества начинают противоречить сложившейся системе взаимоотношений, образу жизни и видам деятельности. Возникает противоречие между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения.
7. Список использованной литературы