Факторы,определяющие развитие памяти у человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.
Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Основные характеристики памяти………………………………………..3
Формирование и развитие памяти………………………………………..4
Факторы, определяющие развитие памяти
- Запоминание………………………………………………………6
- Сохранение………………………………………………………..8
- Воспроизведение и узнавание…………………………………...9
- Забывание…………………………………………………………9
5. Заключение………………………………………………………………..11
6. Список литературы……………………………………………………….12

Вложенные файлы: 1 файл

развитие памяти психол.docx

— 37.97 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет

имени М.В. Ломоносова»

 

 

Институт педагогики, психологии и социальной работы

Кафедра коррекционной педагогики

Факультет «Олигофренопедагогика»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по психологии

Тема «Факторы,определяющие развитие памяти у человека»

 

       Выполнила студентка                   

I курса,  группы

                                                                  заочной формы обучения

                                                                                 Распутина А. В.

 

  Научный  руководитель

                                                                          Пономарева М. А.

 

 

 

 

Архангельск, 2012

Содержание.

 

  1. Введение……………………………………………………………………2
  2. Основные характеристики памяти………………………………………..3
  3. Формирование и развитие памяти………………………………………..4
  4. Факторы, определяющие развитие памяти

                 - Запоминание………………………………………………………6

                 - Сохранение………………………………………………………..8

                 - Воспроизведение и узнавание…………………………………...9

                 - Забывание…………………………………………………………9

5.  Заключение………………………………………………………………..11

6.  Список  литературы……………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

"Без  памяти, мы были бы существами   мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом"

                                                                                                    (Рубинштейн С.Л.)                                                     

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Другими словами, память — это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения.

Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Благодаря различным формам речи — устной, письменной, внешней, внутренней — человек оказался способным подчинить память своей воле, разумно контролировать ход запоминания, управлять процессом сохранения и воспроизведения информации.

К основным процессам, определяющим развитие памяти у человека относятся: запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание информации, а также процессы забывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные характеристики памяти.

 

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.  06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации.

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. 

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. 

Перечисленные характеристики памяти присущи всем процессам , которые объединяет понятие «память».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование и развитие памяти.

 

По мере социализации индивида процесс развития памяти идет по нескольким направлениям: 1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической; 2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств; 3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.

      П.П.Блонский высказал  и развил мысль о том, что  различные виды памяти, представленные  у взрослого человека, являются  также разными ступенями ее  исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти (двигательная, аффективная, образная, логическая - виды памяти, последовательно появляющиеся один за другим).  

   Позже других складывается  и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называют П.П.Блонский, "память-рассказ". Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным.

       Л. С.Выготский  считал, что совершенствование памяти  человека в филогенезе шло  главным образом по линии улучшения средств запоминания и изменения связей мнемической функции с другими психическими процессами и состояниями человека. Исторически развиваясь, обогащая свою материальную и духовную культуру, человек вырабатывал все более совершенные средства запоминания, наиболее важным из которых является письмо.

    Память по мере своего  развития все более сближалась  с мышлением. "Анализ показывает, — писал Л.С.Выготский, — что  мышление ребенка во многом  определяется его памятью... Мыслить  для ребенка раннего возраста  — значит вспоминать... Решающие  события в жизни человека, изменяющие  отношения между памятью и  другими его психологическими  процессами, происходят ближе к  юношескому возрасту, причем по  своему содержанию эти изменения  порой противоположны тем, которые  существовали между памятью и  психическими процессами в ранние годы. Например, отношение "мыслить — значит припоминать" с возрастом у ребенка заменяется на отношение, и согласно которому само запоминание сводится к мышлению: "запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить".

  В формировании внутренних  средств запоминания центральная  роль принадлежит речи.. Начиная  со школьного возраста идет  процесс одновременного развития  непосредственного и опосредствованного  запоминания, а затем и более  быстрого совершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Факторы, определяющие развитие памяти.

 

1. Запоминание.

Запоминание —  это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и  преднамеренное (или произвольное). 
           Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности. 
           Произвольное запоминание (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится  заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность— это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. То, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется  мнемической деятельностью. 
            По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти,— запоминание делится на механическое и осмысленное.                                                                                                    Механическом запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. 
           Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. 
           При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней. Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. 
           Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения.  В психологии известны два способа повторения: концентрированное и  распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием, 
повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. 

Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения. Попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сохранение.

Сохранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.   Сохранение заученного зависит от глубины понимания. 
       Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока материал не забыт. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке. 
            Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным, проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания применяются, они запоминаются непроизвольно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Воспроизведение и узнавание.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человек. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Информация о работе Факторы,определяющие развитие памяти у человека