Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 20:21, реферат
Актуальность темы заключается в том, что причины конфликтов — важный компонент в вопросе урегулирования любого конфликта. Причины возникновения конфликта являются движущей силой развития и эскалации конфликта. Природа причин может иметь объективный или субъективный характер. Сами причины могут иметь структуру, поэтому необходимо уметь отделять изменения параметров внутри причин от причины конфликта в целом.
Цель данной работы – рассмотреть факторы возникновения конфликта.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Объективные факторы возникновения конфликтов………………………..4
2. Личностные факторы возникновения конфликтов………………………….7
3.Конфликтные типы личности…………………………………………….…12
Заключение……………………………………………………………………..15
Список использованной литературы…………………
2. Весьма распространенной причиной разнообразных конфликтов могут стать и неправильные оценки подчиненных. При этом как завышение, так и занижение оценок приводит в организации к нарушению принципа распределительной справедливости и может вызвать недовольство в коллективе и конфликтную ситуацию.
Впервые принцип распределительной справедливости (или «справедливой пропорциональности») был сформулирован еще Аристотелем, согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые – мало». В современной теории на формулировку и значение соблюдения этого принципа в человеческих отношениях одним из первых обратил внимание Д. Хоманс. Сущность этого принципа, считает он, состоит в том, что человек, вступивший в общение с другими (другим), будет ожидать, что вознаграждение или доходы (в том числе и психологические) каждого из них будут Пропорциональны издержкам (расходам), т.е. чем больше издержки, тем должны быть больше и вознаграждения.
3. Причиной конфликта может быть не только неадекватная оценка индивида со стороны других людей, но и неадекватная самооценка, являющаяся важным регулятором поведения личности. Поэтому как завышенная, так и заниженная самооценка, связанная с неправильным представлением о своих возможностях и месте в группе, будет вызывать постоянные трения, недоразумения и отрицательную реакцию других людей.
Негативные последствия
неадекватной самооценки на взаимодействие
с другими в организации
Различия в манерах поведения могут также стать причиной конфликта, ибо уменьшают степень взаимопонимания между людьми и затрудняют их сотрудничество. Особо это относится к людям, которые принадлежат к категории трудных в общении.
Различия в этических ценностях людей также могут стать причиной конфликта. Это происходит, когда нравственные нормы поведения одних вступают в противоречие с нормами других. Несовместимость моральных принципов встречается в различных сферах жизнедеятельности людей и разного рода конфликтах.
Но наиболее актуально эта проблема проявляется сегодня в сфере бизнеса и деловых отношениях. Основное противоречие между этическими нормами людей бизнеса обусловлено их отношением к фундаментальной этической проблеме: следует ли соблюдать этические нормы в бизнесе или нет. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанной проблеме существует такая точка зрения. Она представлена теми, кто считает себя прагматиками. Они полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, – любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях.
С этой позиции, которую
можно назвать «деловой макиавеллизм»,
этические нормы и сам язык
этики рассматриваются как
Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащие меры для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий за качество своей продукции, за тот вред, который она может нанести населению.
3.Конфликтные типы личности
В целом конфликтные личности характеризуются:
1) резким отличием
партнеров по своим
2) недостатком общей
культуры и психологической
3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Выделяются шесть типов конфликтных личностей:
-хочет быть в центре внимания (любыми путями);
-отношение к другим определяется тем, как к нему самому относятся другие;
-легко даются поверхностные конфликты;
-рациональное поведение выражено слабо, более выражено - эмоционально-импульсивное;
-плохо планирует свою деятельность;
-избегает кропотливой, систематической работы;
-конфликтов не боится и чувствует себя в них уверенно;
-часто оказывается источником споров, но сам себя таковым не считает.
Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты - по принципу: Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания.
-подозрителен;
-обладает завышенной самооценкой;
-постоянно требует подтверждения собственной значимости;
-прямолинеен и негибок, не учитывает конкретную ситуацию;
-с трудом принимает чужую точку зрения;
-очень обидчив.
Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.
-импульсивен, плохо контролирует себя;
-поведение непредсказуемо;
-часто ведет себя вызывающе и агрессивно;
-постоянно требует подтверждения собственной значимости; в своих неудачах любит обвинять других;
-не умеет планировать свою деятельность;
-не учится на ошибках прошлого опыта.
В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их неконтролируемость часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов. К сожалению, управление поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию.
-скрупулезно относится к своей работе;
-предъявляет повышенные требования к себе;
-очень требователен к окружающим;
-обладает повышенной тревожностью;
-чувствителен к деталям и мелочам;
-сам страдает от своей скрупулезности и подозрительности (нередко -мучается бессонницей, головными болями и т.п.);
-сдержан во внешних, особенно в эмоциональных проявлениях;
-плохо чувствует ситуацию общения, часто бывает неадекватен и даже смешон.
В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно. Тем более, что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше давать им такие работы, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т.е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать, хотя бы таким образом, чувство их собственной значимости.
-неустойчив в оценке и мнениях (часто меняет мнения о других людях);
-характерна некоторая непоследовательность поведения;
-ориентирован на сиюминутный успех в данной ситуации;
-зависит от мнения лидеров (хочет всегда казаться хорошим);
-излишне стремится к компромиссу;
-не обладает достаточной силой воли.
В общении с такими людьми рекомендация одна - опасаться их в наибольшей степени. Такие люди, в силу своей слабости духа, продадут кого угодно. Теоретически конечно, можно представить, что эти люди в определенных ситуациях могут проявить и волю, и принципиальность, но для этого потребовалось бы задеть их за что-то живое. Не каждому руководителю или психологу это доступно.
-рассматривает конфликт как главное средство достижения своих целей;
-часто провоцирует конфликты;
-склонен к манипуляции во взаимоотношениях;
-рационально действует в конфликте, просчитывает варианты ходов, оценивает противников;
-владеет хорошо отработанной техникой поведения в горячем (эмоциональном) споре.
Таких людей надо постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов труда) - подыскать для таких рвущихся в бой людей интересные проблемы, где можно было бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя).
Заключение
Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри структуры самой личности. Именно противоречия и вызывают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникновении конфликтов в обществе. Социально-экономическое положение индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.
Хотя следует иметь в виду, что противоречия, вызывающие конфликт, не обязательно носят объективный характер. Они могут быть и субъективными, обусловленными субъективными личностными факторами, более того они могут быть даже мнимыми. Однако если они имеют для человека существенное значение, то могут порождать конфликтную ситуацию.
Имея в виду важную для понимания конфликта роль противоречий, часто сам конфликт определяют как предельное обострение противоречий между участниками взаимодействия, проявляющееся в их противоборстве. При этом речь идет именно о резком обострении противоречий, поскольку не всякое противоречие вызывает конфликт. Все отношения индивида в обществе обусловлены его психологическими и социальными установками, которые иногда способны вызвать противоречия и конфликты в межличностных взаимодействиях, — социально-психологические факторы.
Субъективные (или личностные) причины зависят от человека, его восприятия и формы поведения, психики. От того, как индивид оценивает поведение другого индивида, насколько сам проецирует бесконфликтное или конфликтное поведение, зависит личностная конфликтоустойчивость.
Разделение причин конфликтов на субъективную и объективную составляющие важно при реальном конфликте.
Список использованной литературы
1.Аллахвердова О. В. и др. Конфликтология — СПб.: Лань, 2009
2.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология.— М.: ЮНИТИ,2008
3.Деловой этикет: учебник для вузов. Под ред. Усова В.В. Издательство: Академия Год, 2008
4.Деловое общение: Учебное пособие для вузов .Под ред.Зельдович Б.З.
. — СПб.: Питер, 2008
5.Немов Р.С. Психология. М.: Просвещение, 2009
6.Основы конфликтологии. / Под ред. Кудрявцева В. Н. — М.: Юристъ, 2009
7.Саати Т. Математические модели конфликтных ситуаций. - М.: Гриф, 2008