Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение факторов и психологических механизмов восприятия на разных этапах перцептивного процесса.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературных данных восприятия.
2. Изучить характер влияния некоторых индивидуально-психологических особенностей личности реципиента на процесс восприятия.
Введение
1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с билатеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы
Последняя классификация предопределена тем фактом, что любой объект реальности (как объективной, так и субъективной) существует в пространстве, времени и движении. Поэтому каждый объект обладает соответствующими показателями, отражаемыми нашим восприятием. Специфика этих условий существования всех объектов восприятия определяет и специфику самого процесса их перцептивного отражения.
1.3 Характеристики восприятия
Процесс восприятия есть процесс активного взаимодействия субъекта и объекта. Поэтому в свойствах восприятия проявляются характеристики и того, и другого.
В образах восприятия отражаются такие параметры воспринимаемых объектов, как местоположение (локализация), удаленность от субъекта, направление движения относительно наблюдателя или друг друга, форма, величина, временная последовательность и длительность воздействия. Эти характеристики определяют пространственно-временную структуру восприятия. Восприятие характеризуется также модальностью и интенсивностью. В модальности отражаются качественные различия раздражителей. Интенсивностные параметры восприятия отражают количественно-энергетические особенности воздействующих объектов. Перечисленные характеристики восприятия обусловлены свойствами объекта и образуют группу исходных, первичных свойств восприятия, вытекающих из аналогичных свойств ощущений.
К свойствам более высокого порядка, обусловленным объектами как целостными системами и их отношениями с субъектами восприятия, следует отнести предметность, структурность, целостность и контрастность (постоянство) восприятия.
И наконец, к свойствам, детерминируемым субъектом восприятия, относятся осмысленность, обобщенность и избирательность (целенаправленность) восприятия. Эти характеристики восприятие приобретает благодаря работе сознания как целого, включающего в себя и другие процессы психического отражения (память, мышление, воображение, внимание, эмоции, волю). Тогда восприятие испытывает регулирующее и организующее воздействие со стороны этих процессов. Высшим проявлением зависимости восприятия от самого воспринимающего человека, от особенностей его личности выступает так называемая апперцепция, суть которой будет рассматриваться позже.
Для наглядности перечисленные характеристики восприятия сгруппируем следующим образом.
1. Характеристики, определяемые объектом восприятия (первичные свойства):
- пространственные (способствующие отражению расстояний, направления, ориентации, формы, величины, объемности);
- временные (способствующие
- качественные (модальность);
- количественные (интенсивность);
- интеграционные (адекватность).
2. Характеристики, определяемые объектно-
- предметность;
- структурность;
- целостность;
- константность.
3. Характеристики, определяемые субъектом восприятия:
- осмысленность;
- обобщенность;
- избирательность (
- историчность;
- апперцепция.1
Рассмотрим характеристики восприятия подробнее. Начнем со свойств второй и третьей групп. Первичные свойства восприятия целесообразно изложить в контексте восприятия пространства и времени.
Предметность – это свойство
восприятия, позволяющее выделить объект
как обособленное в пространстве
и времени специфичное
Для этого надо выделить данный объект из среды, а потом соотнести его с нею и с миром в целом. Это производится определением контура и границ предмета и его противопоставлением окружающему фону. Вся наблюдаемая человеком действительность разделяется как бы на две неравные части: четко очерченный, замкнутый в целом, расположенный как будто на переднем плане предмет и более амфорное, неопределенное, расположенное позади предмета неограниченное поле. Воспринимаемая реальность разделяется как бы на два слоя: фигуру и фон (по терминологии гештальтизма).
Фигура и фон динамичны. То, что было предметом восприятия, может за ненадобностью или по завершении наблюдения слиться с фоном. Либо из фона может быть выделена иная фигура. Иногда фигура и фон могут меняться местами. Все это зависит от переключения внимания с одного объекта на другой. Динамичность фигуры и фона хорошо демонстрируется на так называемых двойственных изображениях, часто приводимых в психологической литературе.
Надо сразу обратить внимание на
то, что хотя нагляднее всего это
свойство проявляется в зрительном
восприятии, но одинаково справедливо
для всех модальностей. Так, мы хорошо
выделяем речь собеседника из шума
улицы, запах букета цветов на фоне
кухонных испарений и так далее.
Присущая человеку визуализация разных
по модальности образов позволяет
говорить о доминировании
Выделяемый из среды предмет
воспринимается как что-то самостоятельное,
что-то одно. Таковым этот предмет
предстает в нашем сознании благодаря
целостности и структурности
восприятия. Конечно, исходная причина
лежит в целостности самого предмета,
но, не обладай наше восприятие способностью
отражать это, то есть объединить отдельные
признаки предметов, данные нам в
ощущениях, в цельную композицию,
мы бы имели хаотическую картину
мира, состоящую из бессмысленного
набора, нерасчлененной мозаики элементов-
Структурность – свойство восприятия, позволяющее объединять разрозненные элементы и части в единое целое, в единую систему. Структуризируя образ из отдельных элементов, субъект познает внутренние связи в объекте, а, следовательно, приближается к постижению его сущности, его качественного своеобразия.
Целостность – это свойство восприятия, позволяющее принимать предметы или явления как единое целое независимо от количества и свойств входящих в него частей и элементов. В основе лежит интеграционная работа перцептивных систем по объединению и обобщению знаний об отдельных свойствах объекта, данных в ощущениях.
Умение воспринимать предметы в целом, создавая их единый образ, формируется у человека в процессе его деятельности, приходит с опытом.
Вместе структурность и
Не менее важным фактором выступает эффект влияния целого на восприятие входящих в его состав элементов, что ярко проявляется в зрительных иллюзиях.
Константность – это относительная независимость образа от условий восприятия. В основе эффекта лежит способность перцептивных систем компенсировать изменения условий восприятия, в результате чего объекты в нашем субъективном поле остаются тождественными самим себе в любых обстоятельствах. Это свойство обычно относят к зрительному восприятию, оно касается постоянства величины, формы и цвета. Хотя можно отнести его и к другим модальностям.
Пример константности можно привести такой, если мы удалим спичечный коробок от глаза, то на сетчатке будет его уменьшенное изображение (проекция), но мы, тем не менее, воспринимаем его в таких же размерах, что и прежде.
Не будь у нас такой способности – при всяком движении, перемене освещения, изменении расстояния изменялись бы все признаки, по которым человек узнает предметы. Мы бы перестали воспринимать мир устойчивых вещей, восприятие бы не могло служить надежным средством познания действительности. Однако благодаря константности восприятия нам удается преодолеть все искажения ближнего стимула, и мы адекватно реагируем на внешний мир.1 Это свойство восприятия демонстрирует наличие в природе тенденции устойчивости (диалектически уравновешивающей тенденцию изменчивости) и иллюстрирует действие научных принципов познания (в первую очередь принципов инвариантности, относительности, соотношения неопределенностей).
Считается, что это свойство не врожденное: оно развивается в практической деятельности. В основном у человека это свойство формируется к двум годам, хотя и до 14 лет еще прогрессирует.
Экспериментально установлено, что постоянство величины, формы и цвета имеется у животных. Оно является необходимым условием адекватной ориентировки в окружающем мире. В пользу приобретаемости, а не врожденности этого свойства говорят и многочисленные свидетельства из клинической практики. Например, ослепшие в детстве люди, которым в зрелые годы удалось вернуть зрение, долгое время воспринимают удаленные предметы как маленькие.
Осмысленность – это свойство восприятия, позволяющее осознать и понять выделенный перцепцией объект.
Хотя процесс восприятия возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на органы чувств, получаемые в итоге образы, всегда имеют для человека смысловое значение. Благодаря пониманию сущности и назначения предмета становится возможным целенаправленное его использование, практическая деятельность с ним. Достигается осмысленность потому, что у человека восприятие тесно связано с мышлением.
В восприятии объединяются чувственное
и логическое познание, ощущение и
мышление. Смысловое содержание образа
опирается на чувственное знание,
исходит из него. В свою очередь
чувственно-наглядное
Осмысление человеком
Значение обобщенности восприятия хорошо иллюстрируется способностью человека свободно читать текст независимо текст независимо от шрифта или почерка. Свойство обобщенности даже включать в перцептивный образ характеристики предметов, непосредственно не воспринимаемые в данный момент. Так, если нам в сумерках показать василек, то мы воспринимаем его как синий цветок, хотя ощущений синего цвета у нас могло и не возникнуть. Обобщенность – это свойство, позволяющее отнести воспринимаемый объект к определенной группе уже известных предметов или явлений.
Осмысленность и обобщенность восприятия превращают этот процесс в динамический поиск наилучшего толкования, наилучшего объяснения поступающих чувственных данных.
Необозримое число одновременно действующих
раздражителей человек
С этим свойством связан так называемый ориентировочный рефлекс, свойственный и человеку и животным. Он заключается в преимущественном и непроизвольном реагировании на необычное, резкое, отличное от окружения. Например, неожиданный звук, вспышка, какое-то мелькание. Все это связано со значительным изменением обстановки, чреватым для жизни или здоровья негативными последствиями.
У животных избирательность хорошо прослеживается в таких фактах. Восприятие хищником запаха жертвы и игнорирование одновременно действующих ароматов леса, цветов. Или реагирование птенцов на звуковой сигнал родителей и полное безразличие к другим звукам, даже весьма похожим или очень громким, которые должны были бы, казалось, вызвать хотя бы реакцию страха.
Все эти свойства восприятия связаны с активностью психики. Но избирательность, пожалуй, более других демонстрирует эту связь. Избирательность зависит от потребностей человека и его психологической установки и интересов. Так, один человек идет в театр на какого-либо актера. Тогда спектакль в целом будет служить ему как бы только фоном. Другой театрал не имеет такой установки на актерское творчество, и ему главным объектом восприятия может служить фабула спектакля, а игра исполнителей – только средством изложения сюжета.1
Историчность восприятия – это
свойство, отражающее специфику человеческого
восприятия, обусловленную процессом
общественно-исторического
Так, наш слух сформировался в значительной мере благодаря развитию речи и музыки, обеспечившим особую акустическую среду, не свойственную дикой природе. Ухо животного не обладает фонематическим слухом. Оно практически глухо к мелодии.
Осязательные образы – также специфически человеческое приобретение. По-видимому, их содержательная сложность, информированность не идет ни в какое сравнение с аналогичными образами животных, обладающих специальным осязательным органом – вибриссами. Этим мы обязаны развитию руки как основного орудия труда. Тонкость, изощренность осязательного восприятия особенно поразительны у скульпторов, чья профессиональная деятельность базируется на взаимодействии осязания и зрения. Еще рельефнее эти эффекты проявляются у слепых людей, а тем более у слепоглухонемых, у которых осязание является ведущим способом взаимодействия с миром.
Человеческое зрение в большой мере определилось геометрической обстановкой, каковую представляют города и поселения, дома, внутренние помещения жилищ, мебель, орудия труда, оружие. Немалую роль в «очеловечевании» зрительного восприятия сыграло изобразительное искусство, сопровождающее человека в течение многих веков. Здесь и восприятие перспективы, и понимание красоты формы и цвета, и восприятие ритма орнаментов, и вообще восприятие гармонии.
Информация о работе Факторы и психологические механизмы восприятия