Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение факторов и психологических механизмов восприятия на разных этапах перцептивного процесса.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературных данных восприятия.
2. Изучить характер влияния некоторых индивидуально-психологических особенностей личности реципиента на процесс восприятия.
Введение
1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с билатеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы
Особый случай – восприятие движения
в глубину. Здесь перемещение
предметов воспринимаются благодаря
изменению размеров изображения
и смешиванию не вполне соответствующих
точек на сетчатках обоих глаз.
Этот тип движения для восприятия
сложнее, чем перемещение в плоскостях,
перпендикулярных взгляду. Для правильной
оценки этого движения требуется
значительный опыт, тренировка. На практике
с этим видом восприятия движения
часто сталкиваются милицейские
работники при определении
Движение можно воспринять с
помощью не только зрительной системы,
но и используя другие анализаторы.
С помощью слуха мы определяем
движение по изменению слышимой громкости
звука, издаваемого перемещающимся
объектом, или через механизм локализации.
Но точность отражения движения в
этом случае, конечно, значительно ниже,
чем при зрительном восприятии. Аналогично
воспринимается движение с помощью
обоняния, но с еще меньшим эффектом.
Узнать о движении объектов вблизи
себя человек в состоянии, соприкасаясь
с ними, через мышечные восприятия
и тактильные ощущения. В последнем
случае возможны два варианта: улавливается
перемещение объекта
5. НАБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ
Высшая форма восприятия – наблюдение.
Это процесс преднамеренного
и целенаправленного
Хищник, скрадывающий добычу, наблюдает за своей жертвой. Потенциальная жертва, чтобы не стать добычей хищника, наблюдает за ним. Но у животных наблюдение обусловлено сиюминутной потребностью, а несамостоятельно поставленной целью и сформулированной задачей. Подкрепляется, поддерживается процесс наблюдения у животных инстинктами, у человека – волей. Наблюдение у животных носит непроизвольный характер, зависящий в основном от объекта наблюдения, у человека – наблюдение обычно произвольно и определяется больше свойствами наблюдателя. Так, исчезновение из поля восприятия наблюдаемого объекта у животного прекращает процесс наблюдения, человек же в зависимости от задачи оценивает всю ситуацию в целом и может не прекратить процесса наблюдения.
У человека наблюдение постепенно становится
самостоятельным видом
Наблюдая, человек приобретает и развивает наблюдательность. Наблюдательность – это свойство личности, заключающееся в способности замечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Развитая наблюдательность – предпосылка и условие высокой квалификации в любом роде профессиональной деятельности. Наблюдательность – интегральное сенсорно-перцептивное свойство личности, базирующееся на всей системе присущих индивиду сенсорных свойств и особенностей внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Восприятие – чрезвычайно
Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений – это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Мое исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.
Мое исследование, выполненное с
использованием методики исследования
наблюдательности, показывает, что
восприятием можно и нужно
управлять. Все испытуемые обнаружили
средний уровень
Восприятие можно и нужно
развивать. Развитое восприятие позволяет
быстро учиться, реальнее воспринимать
действительность, создавать основы
для личностного и
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вудвордс Р.С. Зрительное восприятие глубины - М.: Просвещение, 2006 – 455 с.
2. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. М.: Проспект, 2006 – 309 с.
3. Запарожнов А.В. Восприятие и действие. М., Просвещение, 2007 –543 с.
4. Климов Е.А. Общая психология. М.: Юрайт 2006. – 852 с.
5. Крушинский Л.В. Экспериментальная психология. М.: Прогресс,
2005 – 487 с.
6. Маклаков А.Г. Общая психология СПб., М.: Юрайф, 2007 – 765 с.
7. Милерян Е.А. Графическая методика исследования личности. М., Прогресс, 2006 – 564 с.
8. Никандров В.В. Психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Прозпект, 2008. – 903 с.
9. Пашукова Т.И., Допира А.И., Дьяконов Г.В. Практикум по общей психологии. – М.: Проспект, 2006 – 634 с.
10. Петровский В.П. Общая психология: учеб. для ВУЗов – 3-е изд., - М.: Просвещение, 2006 – 789 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Идея и методика исследования
В основу исследования положены представления
о многообразии проявления деятельности
восприятия как активного, сознательного,
контролируемого процесса. Осознанное
восприятие развивается на основе бессознательного
и регулируется волей человека. Отсюда
возникает возможность
Методика, использованная в этом эксперименте – это «Методика исследования наблюдательности»[1], предполагающая процедуру работы со стимульным материалом, группировку и математическую обработку данных.
Методика отмечает цели выявления
уровня наблюдательности. В качестве
стимульного материала
Я, естественно, составила список 10 различий в изображениях на картинках:
1) Перья на шапке: на первой картинке – 1 перо, на второй – 2 пера;
2) Стрелы в колчане: на первой картинке – 3 стрелы, на второй – 4 стрелы;
3) Брови на лице: на первой картинке – есть брови, на второй – они отсутствуют;
4) Пуговицы на одежде: на первой картинке – 2 пуговицы, на второй – 1 пуговица;
5) Губы на лице: на первой картинке – нижняя губа не обозначена; на второй – нижняя губа обозначена;
6) Ручка лука: на первой картинке – ручка с узором, на второй – ручка без узора;
7) Кинжал: на первой картинке – с белым узором, на второй – с черным узором;
8) Стрела в руке: на первой картинке – стрела с двумя наконечниками, на второй – стрела с одним наконечником;
9) Носки: на первой картинке – полоски на носках симметричны, на второй – полоски на носках асимметричны;
10) Украшения на носках обуви: на первой картинке – два украшения, по одному на каждой ноге, на второй – одно украшение, на одной ноге.
Процедура исследования включает экспонирование
картинок в течение 60 секунд. Испытуемые
получили следующую инструкцию: «Вам
будут предъявлены две
Обработка и анализ результатов
включает получение коэффициента наблюдательности.
Для этого экспериментатор
Итоговый показатель используется для расчетов коэффициента наблюдательности по формуле:
,
где У – уровень наблюдательности, С - существующие различия, Н – несуществующие различия.
Анализ результатов
В исследовании приняли участие 30 человек, все являющиеся школьниками обоего пола. Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым.
В результате проведения исследования я получила данные, которые посчитала удобным сгруппировать в Таблице 1.
Таблица 1 - Группировка данных исследования наблюдательности
№ п/п |
Названные различия (номера по списку различий) | ||||
Существующие (С) |
Несуществующие (Н) |
Итог (С – Н) | |||
1. |
1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8 |
0 |
8 | ||
2. |
1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10 |
1) Разные уши |
8 | ||
3. |
2,3,4,5,6,7,8,10,9 |
0 |
9 | ||
4. |
1,2,3,5,6,8,9,10,4,7 |
1) Разные пальцы 2) Разное выражение лица |
8 | ||
5. |
1,2,3,4,5,6,7,8,10 |
0 |
9 | ||
6. |
2,3,4,5,7,8,10 |
0 |
7 | ||
7. |
2,5,3,6,7,9, |
0 |
6 | ||
8. |
1,3,2,4,7,8,10 |
0 |
7 | ||
9. |
3,4,6,7,8,10 |
1) По-разному стоят |
5 | ||
10. |
1,2,4,5,3,10 |
0 |
6 | ||
11. |
2,6,7,1,9,5,4,3,8 |
0 |
9 | ||
12. |
5,7,9,6,10,3,8,4,1,2 |
1) Разные рукава |
9 | ||
13. |
3,5,1,2,8,7 |
0 |
6 | ||
14. |
2,7,9,1,3,5,4 |
0 |
7 | ||
15. |
4,6,1,2,8,10 |
0 |
6 | ||
16. |
3,4,5,1,2 |
0 |
5 | ||
17. |
1,2,7,3,4,5,9,10 |
0 |
8 | ||
18. |
2,1,6,4,8,9,10 |
0 |
7 | ||
19. |
1,4,2,3,8,10,7 |
0 |
7 | ||
20. |
1,4,2,5,3,9,10 |
0 |
7 | ||
21. |
1,2,7,3,4,5,9,10 |
0 |
8 | ||
22. |
3,4,5,1,2 |
0 |
5 | ||
23. |
1, 3, 6, 5, 7, 9, 10, 8 |
0 |
8 | ||
24. |
2,1,6,4,8,9,10 |
0 |
7 | ||
25. |
4,6,1,2,8,10 |
0 |
6 | ||
26. |
2,6,7,1,9,5,4,3,8 |
0 |
9 | ||
27. |
2,3,4,5,6,7,8,10,9 |
0 |
9 | ||
28. |
2,3,4,5,7,8,10 |
0 |
7 | ||
29. |
1,2,3,4,5,6,7,8,10 |
0 |
9 | ||
30. |
3,4,5,1,2 |
0 |
5 | ||
В данной таблице представлены данные
30 мини-экспериментов, объединенных мною
в одну группу исключительно для
удобства восприятия. В колонке «Существующие»
приведена та последовательность различий,
в которой их находил испытуемый.
Если испытуемый находил несуществующие,
кажущиеся различия, то я заносила
их в колонку «Несуществующие». Колонка
«Итог» (С – Н) отражает количество
правильно названных
Результаты и выводы
По полученным данным мы рассчитали
коэффициенты наблюдательности для
каждого испытуемого. В отдельной
колонке мы указали уровень
Таблица 2 - Коэффициенты наблюдательности
№ п/п |
Коэффициент наблюдательности |
Уровень наблюдательности |
1. |
|
средний |
2. |
|
средний |
3. |
|
средний |
4. |
|
средний |
5. |
|
средний |
6. |
|
средний |
7. |
|
средний |
8. |
|
средний |
9. |
|
средний |
10. |
|
средний |
11. |
|
средний |
12. |
|
средний |
13. |
|
средний |
14. |
|
средний |
15. |
|
средний |
16. |
|
средний |
17. |
|
средний |
18. |
|
средний |
19. |
|
средний |
20. |
|
средний |
21. |
|
средний |
22. |
|
средний |
23. |
|
средний |
24. |
|
средний |
25. |
|
средний |
26. |
|
средний |
27. |
|
средний |
28. |
|
средний |
29. |
|
средний |
30. |
|
средний |
Интерпретируя полученные результаты, можно отметить, что все испытуемые показали средний уровень развития наблюдательности. Все они отметили, что за осознанное восприятие и сравнение картинок энергозатратно. Все они за одну минуту успели устать.
Информация о работе Факторы и психологические механизмы восприятия