Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Задачи работы: 1) провести теоретическое исследование психологических характеристик зрелого возраста и феномена одиночества; 2) эмпирически изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретическое изучение феномена любви зрелого возраста
1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста…………………... 5
1.2. Понятие феномена одиночества…………………………………………
1.3 Теории одиночества………………………......................................... 9
15
2. Организация исследования
2.1.Описание выборки ……………………………………………………….. 19
2.2. Описание методики исследования……………………………………… 19
2.3. Методы статистической обработки ……………………………………. 20
3. Эмпирическое изучение ощущения одиночества у лиц зрелого возраста
3.1. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней зрелости... 21
3.2. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте средней зрелости ………………………………………………………………………………….
22
3.3. Сравнительный анализ результатов изучения ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней и средней зрелости……………….
25
Выводы ………...…………………………………………………………….. 27
Заключение ………………………………………………………………….... 29
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Приложения ………………………………………………………………….. 31
Все исследователи сходятся на том, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Причем современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного принудительного общения («одинокая толпа», одинокие и далекие, как планеты во Вселенной, члены семьи, одноклассники, ежедневно встречающиеся подруги), когда человек чувствует тягостный разлад с самим собой, страдание и кризис своего «Я», оторванность и лишение смысла мира.
Однозначное понимание одиночества как негативного или позитивного феномена выводится, как правило, из предпочтения той или иной модели. При предпочтении «аристотелевской» модели одиночество понимается как негативный, девиантный феномен, как клиническая или социальная проблема. И наоборот, ориентация на модель «автономного субъекта» ведет к переоценке индивида как творца самого себя, его самодостаточности и независимости. Одиночество в этом случае понимается как необходимое условие личностного развития, как своеобразный катализатор человеческого духа.
Исследование показало, что уровень одиночества в обеих выборка на уровне среднего. Т.е. что они чувствуют себя одинокими, но в зависимости от ситуации. Значимых различий по уровню ощущения одиночества не выявлено.
Исследую виды ощущения одиночества мы пришли к следующим выводам. Для лица ранней зрелости отличает подозрительность в межличностных отношениях и сочетание противоречащих личностных и поведенческих характеристик: сопротивление и приспособление в конфликтах.
Лица средней зрелости отличает отчуждение от других людей, норм и ценностей, принятых в обществе, мира в целом. При этом наблюдается потеря значимых связей и контактов, интимности, приватности в общении, способности к единению. Лица средней зрелости чувствуют себя покинутым, потерянным, заброшенным в чуждый и непонятный ему мир.
Таким образом, в результате исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что существуют различия в особенностях ощущения одиночества лиц в возрасте ранней и средней зрелости подтвердилась.
Одной из серьезнейших проблем человечества является проблема одиночества. Одиночество всегда сопровождало жизнь человека. Его преодоление для многих становится трудной задачей. Не всегда состояние одиночества воспринималось индивидом как личная проблема. Одиночество возникало у человека лишь в моменты его полной физической изоляции от общества, принимающей формы обрядов и испытаний, насильственного изгнания из рода или добровольного уединения с целью самосовершенствования.
Человек становится одиноким
тогда, когда осознает неполноценность
своих отношений с людьми, личностно
значимыми для него, когда он испытывает
острейший дефицит
Одиночество – тяжелое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или вовсе разорваны.
Но одиночество - не всегда зло. Есть ситуации, когда людям (одним реже, другим чаще) просто необходимо побыть наедине с собой. И о проблеме одиночества можно говорить тогда, когда это состояние затягивается вопреки вашему желанию - иными словами, когда от одиночества человек начинает страдать. Если человек лишен необходимого ему по структуре личности количества общения, необходимых жизненных впечатлений, у него могут возникнуть проблемы и психологического, и психиатрического, и соматического характера. Все потому, что он самым натуральным образом голодает по общению, по информации.
Наше исследование показало одинаковый уровень ощущения одиночества у лиц ранней и средней зрелости, но лица ранней зрелости при этом стремятся к общению, а лица средней зрелости стремятся к отчуждению.
Размещено на Allbest.ru
Приложение 1.
Показатели методик в выборке лиц ранней зрелости
Дифузное |
Диссоциированное |
Отчуждающее |
Уровень одиночества | |
3 |
4 |
6 |
30 | |
3 |
6 |
4 |
3 | |
4 |
5 |
6 |
27 | |
3 |
3 |
3 |
15 | |
1 |
6 |
2 |
6 | |
3 |
6 |
6 |
23 | |
3 |
5 |
5 |
35 | |
1 |
4 |
7 |
23 | |
5 |
1 |
5 |
30 | |
3 |
6 |
6 |
28 | |
3 |
5 |
4 |
3 | |
3 |
4 |
5 |
16 | |
2 |
6 |
5 |
4 | |
8 |
6 |
3 |
18 | |
2 |
10 |
3 |
3 | |
3 |
8 |
4 |
17 | |
7 |
5 |
8 |
14 | |
3 |
5 |
2 |
6 | |
4 |
1 |
7 |
42 | |
4 |
7 |
3 |
39 | |
5 |
7 |
7 |
39 | |
5 |
3 |
2 |
31 | |
3 |
6 |
1 |
31 | |
3 |
3 |
4 |
35 | |
3 |
7 |
7 |
35 | |
7 |
4 |
2 |
42 | |
4 |
2 |
1 |
39 | |
2 |
7 |
1 |
39 | |
7 |
7 |
4 |
31 | |
4 |
8 |
6 |
31 |
Приложение 2
Показатели методик в выборке лиц ранней зрелости
Дифузное |
Диссоциированное |
Отчуждающее |
Уровень одиночества | |
9 |
9 |
8 |
2 | |
8 |
8 |
2 |
6 | |
6 |
6 |
2 |
12 | |
5 |
5 |
3 |
0 | |
4 |
7 |
2 |
27 | |
7 |
5 |
5 |
5 | |
2 |
4 |
8 |
2 | |
5 |
6 |
4 |
7 | |
6 |
7 |
2 |
6 | |
8 |
2 |
3 |
15 | |
9 |
3 |
6 |
1 | |
6 |
5 |
5 |
26 | |
5 |
8 |
7 |
15 | |
8 |
5 |
5 |
11 | |
4 |
8 |
2 |
12 | |
5 |
9 |
6 |
6 | |
6 |
8 |
3 |
1 | |
8 |
6 |
2 |
12 | |
5 |
8 |
5 |
14 | |
8 |
9 |
8 |
11 | |
7 |
5 |
4 |
15 | |
4 |
4 |
6 |
11 | |
8 |
7 |
5 |
15 | |
5 |
8 |
3 |
9 | |
6 |
6 |
6 |
9 | |
8 |
9 |
8 |
13 | |
5 |
5 |
4 |
25 | |
8 |
5 |
6 |
23 | |
2 |
6 |
2 |
18 | |
8 |
4 |
6 |
15 |
Приложение 3.
Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона
Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
Состояние |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто | |
1 |
Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я испытываю недостаток в дружеском общении. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Нет никого, к кому бы я мог обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я не чувствую себя одиноким. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я ощущаю себя частью группы друзей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
У меня много общего с окружающими людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я замкнут в себе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я – человек, легко приближающийся к людям. |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я чувствую себя покинутым. |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мои социальные связи неглубоки. |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Никто не знает меня по-настоящему. |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я чувствую себя изолированным от других людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я могу найти друзей, как только я этого захочу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Есть люди, которые по-настоящему понимают меня. |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я несчастен оттого, что так отдалён от людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Люди вокруг меня, но не со мной. |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Есть люди, с которыми я могу поговорить. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Есть люди, к которым я могу обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |