Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:52, курсовая работа
В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются ввиду менеджеры.
Глава 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
1.2 Хоторнский эксперимент
Глава 2. Группы в организациях
2.1 Природа социальных групп в организациях
2.2 Формальные и неформальные группы
2.3.Формирование и развитие социальных групп в организации
Глава 3. Развитие неформальных организаций и их характеристики
3.1. Образование неформальных организаций
3.2. Характеристики неформальных организаций
???Часть 3. Формальные и неформальные организации на примере предприятия ОАО «Челябвтормет»???
Заключение
Список литературы
ПЛАН
Глава 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
1.2 Хоторнский эксперимент
Глава 2. Группы в организациях
2.1 Природа социальных групп в организациях
2.2 Формальные и неформальные группы
2.3.Формирование и развитие социальных групп в организации
Глава 3. Развитие неформальных организаций и их характеристики
3.1. Образование неформальных организаций
3.2. Характеристики неформальных организаций
???Часть 3. Формальные
и неформальные организации на
примере предприятия ОАО «
Заключение
Список литературы
Введение
В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются ввиду менеджеры.
В своей работе я буду рассматривать две важные составляющие любой организации – формальные и неформальные группы. Существование формальных организаций исчисляется тысячелетиями, начиная с древнейших государств, таких, как Месопотамия, Египет, Китай, но только в последние годы они приобрели такой огромный масштаб.
Современное общество – это сплетение формальных организаций, которые возникают, распадаются, реорганизуются, сливаются и вступают друг с другом в бесчисленные взаимодействия.
Неформальные организации являются неотъемлемой частью формальных организаций. Они есть во всех формальных организациях, за исключением самых маленьких. Они возникают спонтанно, но их члены регулярно взаимодействуют друг с другом, в них нет менеджеров, но они очень важны.
Организация –
это место, где люди строят отношения
и взаимодействуют. Поэтому в
каждой формальной организации существует
сложное переплетение неформальных
групп и организаций, которые
образовались без вмешательства
руководства. Эти неформальные объединения
часто оказывают сильное
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников.
Я собираюсь рассмотреть
влияние формальных и неформальных
организаций на эффективность работы
компании. Плюсы и минусы данных
групп, проблемы, которые возникают
в ходе их работы и пути решения.
А также на примере реально
существующего предприятия
Глава 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
Человек выполняет
работу в окружении людей, во взаимодействии
с ними. Он не только исполнитель, но
и член группы. В этом группа оказывает
на него огромное влияние. Человек испытывает
потребность в общении. Большинство
из нас активно ищет взаимодействия
с другими людьми. Во многих случаях
наши контакты с другими людьми кратковременны
и незначительны. Но люди, проводящие
много времени в
По определению М.Шоу « группа – это два или более лиц, взаимодействующих друг с другом таким образом, что каждое из них влияет на других и при этом испытывает влияние с их стороны. » Из этого определения можно сделать вывод, что организация любого размера состоит из нескольких групп.
Группа – это обособленное объединение людей, которые :
- часто взаимодействуют друг с другом;
- определяют себя как члены одной группы;
- разделяют общие нормы по поводу того, что их интересует;
- участвуют в
единой системе разделения
- идентифицируют себя с одними и теми же объектами и идеалами;
- воспринимают
группу как источник
- находятся в
кооперативной
- ощущают себя как некое единство;
- координируют действия по отношению к среде;
- способны выработать
индивидуализированное
Люди объединяются в группы не только для выполнения определенной работы, получения результата и вознаграждения за него.
Группа – это
среда самоутверждения и
В зависимости от целей объединения выделяют два типа групп:
- формальные;
- неформальные.
1.2 Хоторнский эксперимент
Хоторнский эксперимент — общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда.
В результате эксперимента
было доказано, что социально-психологический
климат оказывает большее влияние
на производительность, чем многие
технические аспекты
Содержание Хоторнских исследований.
Компания «Встерн Электрик» столкнулась с фактом понижения производительности труда сборщиц реле. Длительные исследования не привели к удовлетворительному объяснению причин. Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который и поставил свой эксперимент, первоначально имеющий целью выяснить влияние на производительность труда такого фактора, как освещенность рабочего помещения. Эксперименты в Хоторне в общей сложности длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены различные этапы.
Первоначальной
задачей того, что позднее превратилось
в четыре этапа эксперимента, было
определить влияние интенсивности
освещения на производительность труда.
Рабочие были поделены на группы: контрольную
и экспериментальную. В выделенных
Мэйо экспериментальной и
Исследователи сделали вывод, что само освещение оказывало на производительность труда лишь незначительное влияние. Они поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне их контроля. Выяснилось, что их гипотеза была правильной. Эти неожиданные результаты заставили Мэйо модифицировать эксперимент и провести еще несколько добавочных исследований: теперь изменялась уже не только освещенность, но значительно более широкий круг условий труда (помещение шести работниц в отдельную комнату, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т. д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повышалась, но, когда по условиям эксперимента, нововведения были отменены, она, хотя и несколько снизилась, осталась на уровне более высоком, чем первоначальный, но совершенно по другим причинам.
На втором этапе к группе присоединился Элтон Мэйо. Проводился лабораторный эксперимент со сборщицами реле. На этот раз малая группа, состоящая из шести добровольцев, была изолирована от остального персонала и получала за свой труд льготную оплату. Работницам была также предоставлена большая свобода общения, чем обычно было принято на заводе. В результате этого между ними возникли более тесные взаимоотношения. Сначала результаты подтверждали исходную гипотезу. Когда, например, были введены дополнительные перерывы в работе, производительность труда выросла. Ученые объяснили это меньшей степенью утомления. Поэтому группа продолжала вносить аналогичные изменения в условия работы, сокращая рабочий день и рабочую неделю, а производительность труда продолжала расти. Когда же ученые вернули первоначальные условия работы, производительность труда и тут продолжала оставаться на прежнем высоком уровне.
Согласно теории
управления того периода, такого не должно
было происходить. Но так было. Поэтому
был проведен опрос участниц для
выяснения причин этого явления.
В дальнейшем ученые выяснили, что
некий человеческий элемент имеет
большее влияние на производительность
труда, чем изменения технических
и физических условий. Рост производительности
труда девушек, занятых на сборке
продукции, нельзя было объяснить никакими
изменениями в физических условиях
работы, независимо от того, имела ли
их работа экспериментальный характер
или нет. Однако, его можно было
объяснить тем, что называлось формированием
организованной социальной группы, а
также особыми
Третий этап эксперимента
первоначально задумывался как
простой план совершенствования
непосредственного руководства
людьми и тем самым — улучшения
отношения сотрудников к своей
работе. Однако, впоследствии план перерос
в огромную программу, которая состояла
из бесед с более, чем 20 тыс. сотрудников.
Был собран гигантский объем информации
об отношении сотрудников к
Он получил
название эксперимента на участке по
производству банковской сигнализации.
Предполагалось, что четвертый этап
определит степень воздействия
программы материального
На самом деле
работники имели тенденцию
Мэйо предположил, что в эксперименте проявляет себя еще какая-то переменная, и посчитал такой переменной сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего, своего участия в каком-то мероприятии, внимания к себе привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к нуждам работниц, к их личной «судьбе» в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод не только о наличии наряду с формальной еще и неформальной структуры в бригадах, но и о значении последней, в частности, о возможности использования ее как фактора воздействия на бригаду в интересах компании. Не случайно впоследствии именно на основании рекомендаций, полученных в Хоторнском эксперименте, возникла особая доктрина «человеческих отношений», превратившаяся в официальную программу управления.
Что же касается теоретического значения открытий Мэйо, то оно состоит в получении нового факта — существования в малой группе двух типов структур, открывшего широкую перспективу для исследований. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании малых групп, связанное преимущественно с анализом каждого из двух типов групповых структур, выявления соотносительного значения каждого из них в системе управления группой.
Хоторнский эксперимент
дал такой объем данных, что
это позволило сделать много
важных научных открытий. Основными
открытиями были: важность поведенческих
факторов, взаимоотношений с
Глава 2. ГРУППЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
2.1. Природа социальных групп в организациях
Значение групповых процессов в организациях. Индивиды очень редко работают в изоляции от других. Это может происходить только в тех исключительных случаях, когда работник выполняет строго индивидуальное задание, контролируемое только высшим руководством организации, когда он автономно контактирует с внешней средой и принимает решения в основном самостоятельно.
Однако большинство ситуаций, возникающих в ходе организационной деятельности, характеризуют именно групповые отношения. Группы в организациях являются основой эффекта синэргии, и, как правило, члены организации просто не мыслят свою деятельность вне социальной группы.