Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:52, курсовая работа
В наше время все больше людей работают в организациях. Российские компании выходят на мировой уровень, а иностранные компании на российский рынок. Сейчас очень актуальна тема рационального управления организациями, эффективность работы, получение все большей прибыли, выживание в среде жесткой конкуренции. Для этого компаниям нужны образованные кадры, эффективные работники, управляющие, которые будут знать что и как делать в определенной ситуации. В данном случае имеются ввиду менеджеры.
Глава 1. Понятие группы и содержание Хоторнского эксперимента
1.1 Группы и их значение
1.2 Хоторнский эксперимент
Глава 2. Группы в организациях
2.1 Природа социальных групп в организациях
2.2 Формальные и неформальные группы
2.3.Формирование и развитие социальных групп в организации
Глава 3. Развитие неформальных организаций и их характеристики
3.1. Образование неформальных организаций
3.2. Характеристики неформальных организаций
???Часть 3. Формальные и неформальные организации на примере предприятия ОАО «Челябвтормет»???
Заключение
Список литературы
Отличительная особенность организации состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой данной организацией.
Определение социальной группы. Существует достаточно большое количество определений социальных групп. В частности, группы определяются по ощущению принадлежности к ним индивидов, по единству выполняемых групповых функций и т.д. Но эти определения вряд ли могут раскрыть сущность социальных групп. В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. В этом определении отражены два существенных условия, при реализации которых совокупность индивидов может считаться социальной труппой в организации: 1) наличие устойчивых взаимодействий между членами группы; 2) наличие разделяемых ожиданий каждого члена труппы относительно других членов группы, что позволяет осуществлять социальный контроль за их поведением.
Вместе с тем социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
Поведение членов
социальных групп. На поведение отдельных
членов группы в организации, как
показали многочисленные исследования,
большое влияние оказывает
В своем ставшем классическим эксперименте американский психолог М. Шериф (1936) продемонстрировал неосознанное влияние, которое группа может оказывать на индивидуальное восприятие. Суть этого эксперимента в следующем. Испытуемые, находясь в темной комнате, в течение некоторого времени сосредоточивали взгляд на неподвижном световом пятне. Затем каждый испытуемый (член группы) отвечал на вопрос, в каком направлении и на какое расстояние перемещалось световое пятно. Отвечая индивидуально, испытуемые дали разные ответы. Однако на втором этапе эксперимента, когда группа испытуемых получила задание дать единый ответ, члены группы пришли к согласию относительно и направления, и величины перемещения светового пятна (напомним, на самом деле — неподвижного); при этом групповое решение отличалось от многих конкретных мнений, которые испытуемые высказывали в индивидуальном порядке.
Известно много вариантов эксперимента Шерифа, когда испытуемые сначала дают свой собственный ответ, а потом рассматривают ту же проблему в группе и достигают согласия по “правильному” ответу. Практически каждый человек сталкивался с подобными ситуациями, например на собраниях, где люди, придерживаясь вначале самых различных точек зрения, в конечном итоге (но не всегда) приходили к согласию.
Итак, совместная
деятельность в группе может оказать
формирующее влияние на манеру поведения
отдельных работников. Необходимость
быть частью группы ведет к соотнесению
собственных целей и надежд с
групповыми, что может изменить поведение
отдельных членов группы. Например,
работник, который постоянно опаздывает,
может выработать способность к
рациональному использованию
В большинстве рецептов и советов относительно повышения эффективности групп внимание сосредоточивается на тех факторах, которые можно изменить за короткий промежуток времени: стиль лидерства, методы, используемые для решения проблем и выработки решений; процессы, которые могут помочь группе сконцентрировать усилия на данной задаче и сгладить противодействие между членами группы. Все это очень важные факторы (они будут рассмотрены далее). Однако, как указывает английский ученый П. Xэнди, “если группы или комитеты созываются или создаются ради незначительной задачи или oгpaничены какими-то очень жесткими рамками, если у них плохой лидер или неэффективная технология, если в их состав входят не те люди, какие нужны, или слишком много людей, если у руководителей группы слишком мало власти, если они встречаются слишком редко, то возникает недовольство и создается диссонанс в отношениях между членами группы. В результате этого может сформироваться группа, которой далеко до успеха” [цит. по: 164. Р. 134].
Многие из факторов, перечисленных в этой цитате, очень непросто отрегулировать за короткое время, но они в конечном итоге определяют, сможет ли группа в принципе когда-нибудь достичь успеха. Как бы ни оттачивались краткосрочные факторы, такие, как стиль руководства или технология, группа никогда не сможет повысить свои показатели, если параметры группы не подходят для ее целей.
Цели групп. Группы в организации характеризуются содержанием и направлением их деятельности. Определить содержание деятельности членов группы можно по-разному. Например, можно сказать, что члены группы взаимодействуют; имеют общую цель; знают друг о друге.
Это определение
с первого взгляда может
Представим цели, которым группа может служить в организации: иногда группы возникают и для решения других, менее формальных задач (некоторые из них могут не содействовать достижению целей организации). При этом руководство группы должно:
Особенности групповой
деятельности. Групповую деятельность
людей в рамках организации (а
не деятельности отдельных работников)
можно считать необходимым
1. По всей видимости, группы обеспечивают человеку психологический “дом”.
2. Группа в
целом дает лучшие идеи, хотя
порождает меньше идей, чем отдельные
члены группы. Однако идеи группы
отличаются лучшей проработкой,
Можно предположить,
что группа в целом будет работать
лучше, чем самые лучшие ее члены.
Но на деле так происходит далеко не
всегда, поскольку успех работы группы
во многом зависит от типа согласия
между ее членами. На практике перед
группами ставится задача быстро найти
общую точку зрения, используя
простые методы принятия решения, такие,
как голосование, осреднение, компромисс
или даже жеребьевка типа орел —
решка. Безусловно, эти методы могут
исключить конфликтную
3. Группа принимает
более рискованные решения,
Тенденция к принятию рискованных решений в группах отмечается, как правило, в ситуациях, когда в выработке решения задействованы работники, не являющиеся руководителями. Одно из предложенных объяснений этого использует понятие разделенной ответственности за принятие решений в группе, которое означает, что члены группы чувствуют меньшую ответственность, если решение оказывается неправильным.
Ингруппы и аутгруппы. Процессы образования групп в организации, эффективность их деятельности, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, возможности достижения целей организации и ее подразделений во многом зависят от идентификации индивидов по отношению к группам. При этом каждый работник организации выделяет некоторые группы, к которым он, по его убеждению, принадлежит, и определяет их как “мои”: “мои товарищи”, “моя компания”, “мой отдел”, “моя профессиональная группа” и, наконец, “моя организация”. Такие группы называют ингруппами, т.е. группами, к которым работник чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как “мы”. Группы, к которым не принадлежит работник (другие отделы, лаборатории, компании, организации, профессиональные группы), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения — “не мы”, “другие”.
Виды поведения
членов организации в группах. Чтобы
успешно выполнить необходимые
для организации рабочие
Группы в организации
создают и используют собственные
образцы неформальных связей и социальных
норм, что обусловливает
Примерами таких неформальных норм поведения могут быть, в частности, следующие:
Каждая социальная группа в организации разрабатывает собственную систему санкций за нарушение групповых норм, в частности остракизм, всеобщее презрение, бойкот, требование выполнять нежелательную или неперспективную работу, выставление в плохом свете перед руководством и т.д. Благодаря этим санкциям социальные групповые нормы достаточно успешно действуют в группах. Через социальные группы осуществляется связь образцов поведения, принятых в организации, которые включают в себя установки и образцы поведения, касающиеся отношения индивидов к своей работе.
Формирование
и функционирование групп в организациях,
а также поведение их членов имеет
большое значение для управления
организацией, так как они создают
(или не создают) внутреннюю поддержку
рабочих организационных норм. Американский
социолог Р. Лайкерт, например, развивает
концепцию организации, основанную
на влиянии рабочих групп на ее
деятельность. В его теоретических
построениях прослеживается связь
между процессами в группах и
действием власти, технологией, культурой,
официальной структурой и другими
компонентами организации. По мнению Лайкерта,
“групповые действия важны не только
для изучения влияния поведения
индивидов в повседневной деятельности,
производительности труда в организации,
трудовой дисциплины, но и для изучения
поведения организации в целом”
[145. Р. 18]. Согласно его концепции, члены
организации и ее подразделений
(отделов, цехов, лабораторий и др.)
выполняют свои функции значительно
более эффективно, если они участвуют
в деятельности сразу нескольких
групп, соединяя свои усилия. Одновременное
членство работников в различных
группах организации