Формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить формы, методы и средства формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет протекать успешно, если воспитатель будет создавать следующие условия, такие как:
проведение планомерных и целенаправленных занятий, включающий упражнения, задания, игры на развитие воображения детей;
проявление максимальной самостоятельности ребенка в творчестве;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ…………………………………6
1.1.Сущность понятия воображения, виды воображения …………………………
1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста ……..
1.3. Связь воображения с эмоциями, интересами.
1.4. Аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование условий формирования воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
2.1. Уровни сформированности воображения у детей дошкольного возраста
2.2. Основные направления и способы формирования воображения у детей дошкольного возраста………………………………………………………..
2.3. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование воображения у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работКрасюкова исправленная.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

 

Тема: Формирование воображения  у детей дошкольного возраста  в условиях ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Теоретические аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста  в условиях ДОУ…………………………………6

1.1.Сущность  понятия воображения,  виды воображения …………………………

1.2.  Психологическая характеристика детей дошкольного возраста  ……..

1.3.  Связь воображения с эмоциями, интересами.

1.4. Аспекты формирования  воображения  у детей дошкольного возраста.

Выводы по первой главе

 Глава 2. Исследование условий формирования воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………..

2.1. Уровни сформированности воображения  у детей дошкольного возраста

2.2. Основные направления и способы формирования воображения у детей дошкольного возраста………………………………………………………..

2.3. Воспитательные мероприятия, направленные  на формирование воображения  у детей дошкольного возраста

 Выводы по второй главе

Заключение………………………………………………………………………

Список литературы  …………………………………………………………….      

Приложение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что формирование воображения у детей способствует всестороннему развитию личности ребенка, повышает возможности его дальнейшего обучения.

Можно согласиться с мнением Л. С. Выготского, который считал, что в психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение и проявляется настолько ярко и интенсивно, что психологи рассматривали его, как изначально, заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Воображение в психологии рассматривается как одна из форм отражательной деятельности ребенка. В своей работе мы опирались на труды таких выдающихся ученых как Л. С. Выготского, Д. В. Эльконина, В. С Мухиной и др. В работах В. С. Мухиной освещены основные теоретические положения о процессе воображения в дошкольном возрасте и она считает, что воображение больше чем другие познавательные психические процессы связано с чувствами человека; воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Л. С. Выготский утверждает, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на представлениях и впечатлениях, полученных в реальной жизни. И поскольку опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого человека, интересы элементарнее и проще, вряд ли справедливо говорить о том, что воображение ребенка богаче. Просто иногда не имея достаточного опыта, ребенок по - своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни, и эти объяснения кажутся неожиданными и оригинальными. И ученый О. М Дьяченко, в результате своей исследовательской работы считает, что воображение необходимо развивать в наиболее чувствительном возрасте - это дошкольное детство.

       Воображение представляет собой  особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки имеющихся представлений и понятий.  Развитие воображения  идет по линиям совершенствования операций замещения реальных предметов воображаемыми и воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности (гиперболу, метафору), но и самостоятельно их применяет. Воображение становиться опосредованным и преднамеренным. Воображение есть единственный интеллектуально-волевой процесс. Воображение является непременным условием психологической подготовки ребенка к школе. И если развитие воображения не достигает необходимого уровня для перехода ребенка к школьному систематическому обучению, то помещение ребенка в условия школьного обучения является преждевременным

Из сказанного выше можно сделать вывод, что необходимо формировать воображение ребенка еще до школы, т.е. в дошкольном возрасте. Поэтому для воспитателей большое значение имеет знание, приемы и методы работы с дошкольниками по развитию воображения.

Объект исследования: формирования познавательных психических процессов у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование воображения у детей дошкольного возраста.

 Цель исследования: определить формы, методы и средства формирования воображения у детей дошкольного возраста.

Гипотеза: формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет протекать успешно, если воспитатель будет создавать  следующие условия, такие как:

  • проведение планомерных и целенаправленных занятий,  включающий  упражнения, задания, игры на развитие воображения детей;
  • проявление максимальной самостоятельности ребенка в творчестве;
  • обогащение окружающей среды ребенка разнообразными впечатлениями, новыми для него объектами;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы, развивать творческий интерес и способности, то  эффективность развития воображения в этом возрасте значительно повышается.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность  понятия воображения,  виды воображения.
  2. Исследовать психологическую характеристику детей дошкольного возраста
  3. Определить связь воображения с эмоциями, интересами.
  4. Изучить аспекты формирования  воображения у детей дошкольного возраста.
  5. Рассмотреть уровни сформированности воображения у детей дошкольного возраста
  6. Провести воспитательные мероприятия, направленные на формирование воображения у детей дошкольного возраста.

Методы исследования:

-теоретические: анализ литературы  по проблеме формирования воображения  у детей дошкольного возраста  в условиях ДОУ, синтез и обобщение  психолого - педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

-эмпирические: наблюдение, беседы  с детьми, анализ продуктов деятельности  детей.

- практические:

Методологическая основа исследования данной работы основана на научных исследованиях формирования воображения:

  1. Психолого-педагогические труды (В.И Логинова, Л.С. Выготский,       В.Ю. Субботина - об особенностях формирования воображения в дошкольном возрасте);
  2. Педагогические основы методики формирования воображения (Т.С.Комарова, Г.Г. Григорьева - об особенностях воображения в дошкольном возрасте).

Теоретическая значимость исследования составляют положения об особенностях воображения (Э.Г. Пилюгина, О.Г. Тихонова, Т.С. Комарова); положения, обосновывающие изобразительные умения детей старшего дошкольного возраста (К. Лешиков, Е. Разыграев, В. Байер, К. Риччи); теоретические разработки в области педагогических технологий (Г.К. Селевко, М.В. Кларин, И.П. Волков)

Практическая значимость исследования: результаты полученные при изучении воображения могут быть использованы в практике педагогов, психологов, социальных педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

База исследования: МБДОУ №71 «Зоренька», г. Волжский, Волгоградская область.  В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста (5-6 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Теоретические аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста  в условиях ДОУ

1.1.Сущность понятия воображения, виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе  с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью.

Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в мечтах, но и фантазиях человека. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях. По мнению Брунер Д.С., процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи психическими процессами - памятью и мышлением. Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны. От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой - необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, направленных на преобразование действительности.

Существует классификация видов воображения, написанная Субботиной Л.Ю.: Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления о видах и способах воображения можно воспользоваться схемой. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются человеком (а ребенком особенно) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, т. е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица. Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик с  пальчик. Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок. Четвертым способом является типизация. Для него характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.Пятый способ — акцентирование. В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура. Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — отдаленная аналогия с морским кораблем. На использовании синтеза, аналогий и способов построения образов воображения строятся многочисленные приемы диагностики воображения и его развития.

Воображение может быть четырех основных видов:

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

По теории автора Мироненко с процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например, ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика братьев Стругацких  и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я", вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в литературе Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора, что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике. Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Информация о работе Формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ