Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 23:30, курсовая работа
Цель исследования: определить формы, методы и средства формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет протекать успешно, если воспитатель будет создавать следующие условия, такие как:
проведение планомерных и целенаправленных занятий, включающий упражнения, задания, игры на развитие воображения детей;
проявление максимальной самостоятельности ребенка в творчестве;
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ…………………………………6
1.1.Сущность понятия воображения, виды воображения …………………………
1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста ……..
1.3. Связь воображения с эмоциями, интересами.
1.4. Аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование условий формирования воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
2.1. Уровни сформированности воображения у детей дошкольного возраста
2.2. Основные направления и способы формирования воображения у детей дошкольного возраста………………………………………………………..
2.3. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование воображения у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………
Особенности формирования воображения у детей дошкольного возраста состоят в том, что в дошкольном возрасте воображение ещё очень ограничено и отличается, с одной стороны, своим пассивным воссоздающим, а с другой стороны — непроизвольным характером.
Глава 2. Исследование условий формирования воображения у детей дошкольного возраста
2.1. Уровни сформированности
воображения у детей
Наше исследование проводилось на базе МБДОУ №71 «Зоренька», г. Волжский, Волгоградская область. В исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста (5-6 лет). Список испытуемых прилагается (приложение 1)
Исследование проводилось в 3 этапа:
1)Констатирующий
Целью констатирующего этапа: определение уровня формирования воображения у детей 5 - 6 летнего возраста.
2)Формирующий
Целью формирующего этапа: разработка и проведение игровых занятий педагога с детьми 5-6 лет с использованием сказки;
3)Контрольный
Целью контрольного этапа: повторное определение уровня формирования воображения у детей 5 - 6 летнего возраста, анализ результатов, подведение итогов.
Все задания для ребят были выстроены в индивидуальной форме. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, восковые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага.
1 этап — констатирующий. Для диагностики уровня формирования воображения у детей 5 - 6 лет мы использовали тест Е. Торренса.
Этот тест состоит из трех субтестов.
На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Субтест 1. «Нарисуйте картинку».
Экспериментатор предлагает нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Оценивается только тот предмет, который был нарисован на основе цветной приклеенной фигуры, а не сюжет в целом - рыба, туча, облако, цветок, яйцо, звери (целиком туловище морда), озеро, лицо или фигура человека.
Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 2) в виде графических данных (рис.1.).
Данные свидетельствую о том, что 26% рисунков-детей имеют низкий уровень; 52% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков 22% . Рисунки в основном были неяркими, невыразительными. Данная экспериментальная группа без интереса отнеслась к предложению экспериментатора. Рисунки были слабыми, нерешительными, зачастую с не прорисованными деталями, небрежным контурным изображением. У ребят не было желания рисовать.
Субтест 2. «Завершение фигуры».
Экспериментатор предлагает дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.
Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 3) в виде графических данных (рис.2.)
Рис.2. Уровень формирования воображения
Исходя из полученных результатов, было определенно, что 91% рисунков-детей имеют низкий уровень; 8% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 1%. Данная работа с экспериментальной группой позволивший выявить, что у ребят отсутствует багаж воображения и изобразительных умений и навыков. Хотя дети пытались изобразить более четко поставленные задачи, но, не имея достаточно знаний, не смогли этого сделать.
Субтест 3. «Повторяющиеся линии».
Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой - либо (неповторяющийся) рисунок.
Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 4) в виде графических данных (рис.3.)
Рис.3. Уровень формирования абстрактного мышления
Исходя из полученных результатов, было определенно, что 86% рисунков-детей имеют низкий уровень; 11% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 3%. Хотя дети пытались ответить более полно на поставленные вопросы, но, не имея достаточно знаний, не смогли этого сделать. Анализ детских работ показал, что ребята данной экспериментальной группы не смогли изобразить неповторяющихся рисунков.
2.2 Содержание работы по формированию воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
После проведения констатирующего эксперимента были намечены задачи второго этапа работы по проблеме, были опробованы игровые занятия по формированию воображения детей 5 - 6 лет с использованием сказки.
В основе игровых занятий были использованы способы работы со сказкой Дж. Родари и Л.Б. Фесюковой.
Цель формирующего этапа: изучить условия формирования воображения детей в дошкольном возрасте.
Подготовительный (ориентировочный) этап - планирование видов занятий по формированию воображения у дошкольников.
Основной этап - систематизация знаний и представлений воображении у детей дошкольного возраста.
Закрепляющий этап - закрепление представлений о формировании воображении.
Для реализации поставленных задач нами была изучена литература. Подобрав и проанализировав планы-конспекты занятий, был разработан перспективный план, который был апробирован на практике.
Игровое занятие №1.
Цель: познакомить детей с новыми играми, способствующими развитию творческого воображения, формировать умение решать противоречия, привить вкус к творческой работе.
1. Игра «Хорошо - Плохо»
Эта игра учит детей разрешать противоречия. Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства способствует умению найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Эта игра имеет множество вариантов. Для развития творческих способностей ребенка целесообразно идти от простого варианта игры к более сложному постепенно.
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребенку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что удобно и не удобно. Например: карандаш - нравится, что красный, не нравится, что тонкий.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идет также как и в варианте 1.
2. Игра «На что это похоже?»
Развивает ассоциативность мышления.
Педагог рисует на доске несколько геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, зигзаг) и обсуждает с детьми, на что это может быть похоже
3. Игра «Теремок»
Развивает системность мышления
Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка , например, тоже имеет дырку посередине.
4. «Сочинить сказку по картинке»
Заключительное упражнение, где дети все вместе сочиняют сказку по предложенной картинке. Педагог предлагает первую картинку из цикла «Сказки про котенка». Первая картинка: «Котенок - трусишка». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.
Игровое занятие №2.
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к фантазии, творческой работе.
1. Игра «Хорошо-плохо»
После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например, громкая музыка, хорошо если утром: быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ( «драка», «дружба», «мама»).
2. Игра «Что на что похоже?»
3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: «То, что я загадал похоже на …» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку : Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8, которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
3. Игра «Дорисуй»
Развитие ассоциативности мышления.
Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой то элемент соей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своей идеи. Второй игрок обязательно отталкиваясь от первого наброска делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
4. «Сочинить сказку по картинке»
Дети все вместе продолжают сочинять сказки про котенка. Вторая картинка: «Котенок - воришка». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.
Игровое занятие №3
Цель: знакомить детей с новыми играми для развития творческого воображения, формировать умение решать противоречия, привить вкус к фантазии, творческой работе
1. Игра «Хорошо - плохо»
Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например, есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот . Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить. Сидеть дома - плохо, скучно. Можно пригласить гостей и т.д.
Одним из возможных вариантов игры «Хорошо - плохо» стала может быть её модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приятно, а если много - заболят зубы, придется их лечить.
2. «Волшебные кляксы»
Развитие ассоциативности мышления
Ребята вместе с педагогом изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного краски и лист складывают пополам. Затем лист заворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или ее отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов.
3. «Перевирание» сказки .
Этот способ демонстрирует развитость умения узнавать, восстанавливать конструкцию сказки при ее неверном изложении. Педагог, рассказывая сказку про «Красную шапочку», сознательно делает ошибки и ждет, когда ребята его поправят.
4. «Сочинить сказку по картинке»
Дети все вместе продолжают сочинять сказки про котенка. Третья картинка: «Котенок - плакса». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.
Игровое занятие №4.
Цель: Формировать умение творчески мыслить, развивать воображение, внимание, желание творчески работать.
1. Игра «Хорошо-плохо»
Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения четко формулировать противоречие. Сначала пусть ребенок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае «острый-тупой»- это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты.
2. Игра «Как это можно использовать еще?»
Детям раздают картинки с изображением различных предметов: мяч, ложка, книга, воздушный шар, ручка, куртка и т.д. Педагог спрашивает, как можно использовать эту вещь и ребята рассказывают, как обычно они используют ту или иную вещь. Затем педагог спрашивает, а как еще можно использовать вещь, показав пример необычного использования предмета. Поощряет выдумку детей.
3. Игра «А что было потом?»
Выявляет возможности ребенка в фантазировании в форме придумывания новых эпизодов сказки. Педагог предлагает детям представить, что сказка « Про Красную шапочку» на известном им финале не кончилась, а имеет продолжение. Ребята фантазируют, что было потом.
Информация о работе Формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ