Формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить формы, методы и средства формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза: формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет протекать успешно, если воспитатель будет создавать следующие условия, такие как:
проведение планомерных и целенаправленных занятий, включающий упражнения, задания, игры на развитие воображения детей;
проявление максимальной самостоятельности ребенка в творчестве;

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ…………………………………6
1.1.Сущность понятия воображения, виды воображения …………………………
1.2. Психологическая характеристика детей дошкольного возраста ……..
1.3. Связь воображения с эмоциями, интересами.
1.4. Аспекты формирования воображения у детей дошкольного возраста.
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование условий формирования воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………..
2.1. Уровни сформированности воображения у детей дошкольного возраста
2.2. Основные направления и способы формирования воображения у детей дошкольного возраста………………………………………………………..
2.3. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование воображения у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работКрасюкова исправленная.doc

— 1.72 Мб (Скачать файл)

4. «Сочинить сказку по картинке»

Дети все вместе продолжают сочинять сказки про котенка. Четвертая картинка: «Котенок-злюка». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.

Игровое занятие №5

Цель: Формировать системное и творческое мышление. Развивать воображение, желание творчески работать.

1. Игра « На что похоже?»

Дети учатся узнавать предметы по их схематичному изображению. Каждому ребенку раздается по 5-6 карточек со схематичным изображением предметов. Он угадывает, что изображено на рисунках.

2. Игра «Дорисуй»

Развитие ассоциативности мышления.

Далее педагог дает задание дорисовать, на что еще необычное походи изображенные на карточках предметы. Поощряет фантазию.

3. «Сказка по-новому»

Педагог предлагает рассказать сказку про «Красную шапочку», только герои ее будут наделены новыми, не свойственными им характеристиками: Волк не злой, а добрый, Красная шапочка не маленькая девочка, а взрослая, охотники не храбрые, а трусливые и т.д.

4. «Сочинить сказку по картинке»

Дети все вместе продолжают сочинять сказки про котенка. Пятая картинка: «Котенок - жадина». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.

Игровое занятие №6

Цель: формировать системное и творческое мышление. Развивать воображение, желание творчески работать.

1. Игра «Кто мы?»

Игра на сообразительность. Педагог задает вопрос ребятам: «Кто вы дома?» (дочка, сын, внук). « А кем вы являетесь в детском саду?» (дети). «А когда переходите дорогу?» (пешеходы). « А когда зашли в магазин?» (покупатели). « Сели в автобус?»(пассажиры) и т.д.

2. Игра «Нелепицы»

Педагог раздает ребятам картинки по любому сюжету - лес, двор, квартира. На картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны , а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано не верно.

3. Игра «сказка с новым концом»

Педагог предлагает придумать новый конец известной всем сказки. Например, «Волк и семеро козлят» или «Кошкин дом»

5 . «Сочинить сказку по картинке»

Дети все вместе продолжают сочинять сказки про котенка. Шестая картинка: «Котенок - замарашка». Задача педагога - поощрять коллективную детскую фантазию.

Игровое занятие №7.

Цель: формировать системное и творческое мышление. Развивать воображение, желание творчески работать.

1. Игра «Перевертыши»

Педагог раздает детям по 4 карточки со схематичным изображением предметов и предлагает угадать, на что это похоже. Потом карточки переворачиваются вверх ногами и опять надо угадать, на что это похож. Потом карточки переворачиваются вверх ногами и опять надо угадать, на что теперь стали похожи картинки.

2. Игра «Соедини картинки в  рассказ»

Педагог предлагает ребятам дорисовать изображения н карточках, а затем придумать рассказ, где были бы все изображенные предметы.

3. Игра «Салат из сказок»

Педагог предлагает ребятам поменять в известной им сказке сюжет, добавив туда известных детям персонажей из других сказок. Получается новая сказка.

Игровое занятие №8.

Цель: формировать системное и творческое мышление. Развивать воображение, желание творчески работать.

1. «Собери фигурки»

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Детям предлагается из фигурок сделать один цельный образ и сказать, на что это похоже.

2. Игра «Рифма»

Педагог предлагает подобрать рифмы к словам, а потом придумать связь между двумя зарифмованными словами. Интереснее брать те рифмы, которые трудно на первый взгляд сочетаются

3. Игра «Коллаж из сказок»

Педагог предлагает несколько ситуаций из разных знакомых сказок, и соединить их в одну. Можно использовать картинки, и тогда выполняется творческая работа в виде коллажа.

По окончании 8 игровых занятий была проведена повторная диагностика компонентов формирования воображения. Далее проводился количественный и качественный анализ полученных в ходе диагностики данных.

 

 

 

 

 

 

 

 2.3. Воспитательные мероприятия, направленные на формирование воображения у детей дошкольного возраста

Все задания на этом этапе были проведены аналогично констатирующему этапу.

Целью контрольного этапа: повторное определение уровня формирования воображения у детей 5 - 6 летнего возраста, анализ результатов, подведение итогов.

Задачи были аналогичны первоначальному этапу.

Субтест 1. «Нарисуйте картинку».

Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 5) в виде графических данных (рис.4.).

Рис 4. Уровень формирования творческого мышления

Данные свидетельствую о том, что 17% рисунков-детей имеют низкий уровень; 55% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков 28% .

Экспериментальная группа с большим интересом отнеслась к предложению экспериментатора. Рисунки были сильными, аккуратными, эмоционально окрашенными. У ребят было желания рисовать, поэтому получились творческие, хорошие работы.

Субтест 2. «Завершение фигуры».

Экспериментатор предлагает дорисовать десять незаконченных стимульных фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.

Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 6) в виде графических данных (рис.5.).

Рис.5. Уровень формирования воображения

Данная работа с экспериментальной группой дошкольников показала хорошие результаты, а именно в детских работах прослеживается удачное композиционное расположение предметов. Низкого уровня у ребят не выявлено, среднего лишь 5%, а высокого 95%.

Субтест 3. «Повторяющиеся линии».

Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой - либо (неповторяющийся) рисунок.

Рассмотрим результаты исследования по методике (Приложение 7) в виде графических данных (рис.6.).

Рис.6. Уровень абстрактного мышления

Исходя из полученных результатов, было определенно, что рисунков-детей не имеют низкий уровень; 9% рисунков-детей имеют средний уровень. Высокого уровня среди детских рисунков всего 91%.

Таким образом, отмечается тенденция к положительной динамике, однако это может быть вызвано тем, что данный тест уже знаком детям, а так же общеразвивающими занятиями в ДОУ.

Результаты тестирования подтверждаются наблюдениями педагога, который проводил развивающие занятия в экспериментальной группе.

По мнению педагога, за месяц занятий у ребят из экспериментальной группы уровень креативности изменился в большую сторону.

Педагог отмечал, что дети стали чаще давать несколько ответов, когда им задают вопрос; работает быстрее и продуктивнее; предлагают несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа; выражают много мыслей, идей о каком-либо одном предмете, ситуации, рассказе и т.д. ; думают необычно и оригинально; получают удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и им не нравятся обычные способы; изменяют правила игры и т.д.

В контрольной группе результаты повторного замера при сравнении с результатами первичного имеют небольшую разницу.

Тенденция в сторону незначительного повышения общего уровня развития творческого мышления группы, по мнению педагога, связана с тем, что дети из контрольной группы посещали общеразвивающие занятия, предусмотренные обязательной программой ДОУ, а так же тем, что дети из экспериментальной группы переносили элементы развивающих занятий, которые наиболее понравились им, в свои игры, тем самым, привлекая и детей из контрольной группы к процессу развития творческого мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

Из полученных данных эксперимента, можно утверждать, что красивое для всех детей - это приятные зрительные впечатления: цвет, форма предметов, положительно эмоционально переживаемые явления природы, и т. п. Некрасивое - всё неприятное, страшное и пугающее, то, что осуждается другими людьми, и то, что не приятно самим детям. Проведенный в данном исследовании формирующий эксперимент по формированию способностей с использованием метода сказки у детей 5 - 6 летнего возраста в условиях ДОУ позволяет сделать следующий вывод.

В экспериментальной группе в процессе проведения развивающих занятий наблюдается положительная динамика по развитию уровня творческого мышления в целом, а также его характеристик: гибкости, беглости, оригинальности, абстрактности и сопротивления замыканию.

Дети, участвующие в игровых занятиях по развитию творческого мышления, в ходе которых педагог ДОУ использовал специальные приемы, основанные на работе со сказкой, показали высокие результаты по всем показателям, которые выделяет Торренс: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, абстрактность, сопротивление замыканию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  
Проблема развития воображения дошкольников актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще становится вопрос о роли воображения в дошкольном возрасте. Как показали исследования Л. С. Выготского, В.  
В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, В. А. Крутецкого, Д. Б. Эльконина, О. Е. Смирновой и др. воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения воспитанниками дошкольной программы, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности.  
Следовательно, обогащение чувственного опыта, расширение объема памяти ребенка необходимо для создания достаточно прочных основ его творческой деятельности. Чем больше ребенок слышал, видел, пережил, тем больше он знает и усвоил, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных возможностях будет деятельность его воображения. Вместе с тем, для развития воображения важна не сама по себе среда, а то, как она воспринимается ребенком, как она ему преподносится. При формировании воображения предметная среда должна рассматриваться не только со стороны многообразия, но и с особого обеспечения пространства, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить. Предметную среду так следует организовать, чтобы она, по выражению Е. Е. Кравцовой, «служила пусковым механизмом и побудительной силой для развития воображения». Многие авторы  
(Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, Ю. А. Полуянов и др.) справедливо указывают на воображение как на основу человеческого творчества, связывая развитие воображсния с общим психическим развитием ребенка, считают, что воображение является непременньим условием психологической подготовки детей к школе. Так, Е. Е. Сапогова получила убедительные данные, согласно которым уровень развития символической функции и воображение обуславливает степень внутренней готовности к школе. И если развитие этого новообразования не достигает необходимого уровня для перехода ребенка к школьному обучению, то помещение ребенка в условия школьного обучения является  
преждевременным!  
Таким образом, анализируя психологическую и педагогическую литературу можно выявить следующие особенности процесса воображения: в дошкольном возрасте воображение является одной из форм отражательной деятельности сознания. Специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде; воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику; деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека; прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;  
деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации; процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлены прошлым опытом личности, опираются на него; воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами ( восприятием, памятью, речью и мышлением).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы 

1.АбрамоваГ.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. — 4-е изд., Стереотип — М.: Издательский центр «Академия», 1999.   
2.АсеевВ.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. — Иркутск, 1989.  
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М., 1968.  
4.Венгер Л.А., Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ — М.:Просвещение, 1988.

5 Вьюжек Логические игры, тесты, упражнения - М.: ЭКСМО — Пресс, 2001.  
6. ВыготскийЛ.С.Психология — М.: Издательство ЭКСМО — Пресс, 2000. 7. ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Под. Ред. В.В. Давыдова — М.:Педагогика,1991.  
8.ДавыдовВ.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования — М.: Педагогика, 1986.  
9.ДьяченкоО.М. Развитие воображения у дошкольников. - М., 1996.  
10.ДьяченкоО.М. Психическое развитие дошкольников. — М., 1984.  
11.Журнал «дошкольное воспитание», 1993 З 8 (с. 46) (Дьяченко О.М.).  
12.Журнал «Образование в современной школе», 2002 Х 11-12.  
13.Журнал «Семья и школа», 1999 К 11-12.

14.Журнал «Школьный психолог», 2001 .Т 42, 43.  
15.Журнал «Начальная школа», 2000 ]. (Константинова Л.Б.).  
16.Журнал «дошкольное воспитание», 1994  Сидорова  
17.Журнал «Начальная школа», 2000. (Яковлева Е.Л.).  
18.Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1986 г.

19ЛюблинскаяА.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов  пединститутов,М,1984

20.МаклаковА.Г.Общаяпсихология,С/П,2001 
21.Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина И.Ф. и др.  
Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов! Под ред. М.В. Гамезо — М.: Просвещение, 1984.  
22.МироненкоВ.В.Популярная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед.институтов — М.: Просвещение, 1990.  
23.МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов — 5-е изд., стереотип — М.: Издательский центр «Академия», 2000.  
24.НемовР.С. Общая психология: 3-е изд. — М.: Издательство ВЛАдОС, 2000.

25.Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений—М,1995

26.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная  психология). Учебник. — М.: Российское  педагогическое агентство, 1996.  
27НепомнящаяН.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. - М., 1992.  
28.НовоселоваС.Л. Развитие мышления в раннем детстве — М, 1978.  
29.ПанькоЕ.А.и др. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. —Минск, 1984.  
3О.Петровский А.В., Брушменский А.В., Зинченко В.П.  
Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов- 3-е изд., перераб. и дополн. — М.: Просвещение, 1986.  
31 .Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов! Сост. и отв. ред. Радугин. Научи. ред. Кроткова — М.: Издательство «Центр», 1999.  
32.СергеевК.К. Школьная психодиагностика (методические рекомендации)Херсон,1988.  
33.СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Серия «Учебники, учебные пособия» — 3-е изд., перераб. и дополн. — Ростов - на — дону: «Феникс», 2000.  
34.СубботинаЛ.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», 1997  
35.УрунтаеваГ.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений — 2-е изд. — М.: Издательский центр «Академия»,1997.  
3б.УрунтаеваГ.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для средних и высших пед. учебных заведений и работников дошкольных учреждений — 2-е изд., стереотип — М.: Издательский центр «Академия», 1997.  
37.ФельдштейнД.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.,1995.  
38.Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). — М.,1960.  

Информация о работе Формирование воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ