Формирование и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 05:23, курсовая работа

Краткое описание

Данный вопрос очень актуален и в наше время, так как среди научных работников до сих пор ведутся споры, касающиеся формирования и развития личности. И в наше время обсуждаются вопросы возрастного критерия личности, о том как и за счёт чего формируется личность. Среди обывателей часто используется термин «личность», но многие даже не задумываются, что подразумевается под данным словом. Ответы на эти вопросы я постарался отобразить в данной курсовой работе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие личности………………………………………………….4
Что такое личность……………………………………………………4
Свойства личности и общество………………………………………8
Девиантная личность……………………………….……………..…12
Глава 2.Формирование и развитие личности…………………………..…16
2.1 Развитие личности и самовоспитание………………………………16
2.2 формирование личности на определённых этапах развития
человека……………………………………………………………………..18
2.2.1 Ранний возраст......................................................................................19
2.2.2 Дошкольный возраст…………………………………………………19
2.2.3 Младший школьный возраст………………………………………...20
2.2.4 Отрочество…………………………………………………………….20
2.2.5 Юность………………………………………………………………...21
2.2.6 Зрелый возраст………………………………………………………..21
2.2.7 Пожилой возраст……………………………………………………...22
2.2.8 Старческий возраст…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………….24
Список литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа юридическая психология.docx

— 63.41 Кб (Скачать файл)

  Глава 2. Формирование и  развитие личности.

2.1. Развитие личности и самовоспитание.

  Формирование  и развитие личности — сложный  и длительный процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Так, на первой стадии, охватывающей в основном дошкольный возраст, развитие личности всецело определяется ситуацией, ближайшим окружением. Внешние воздействия и подражание имеют решающее значение в формировании свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта внутреннее все более и более начинает определять характер поведения ребенка. Так, представление о хорошем и плохом в поведении начинает регулировать собственные поступки уже старшего дошкольника. С развитием и накоплением знаний в процессе обучения и воспитания внутреннее начинает доминировать над внешним в регуляции поведения. Подросток руководствуется определенными принципами и исходит   из намеченных  им перспектив жизни. У старшего школьника   завершается процесс превращения знаний в убеждения, отчетливее вырисовывается  идеал,  поведение становится принципиальным10.

  Внутренняя  обусловленность поведения не снимает  значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой зрелости личности, когда она подходит к каждому вопросу с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и соответственно оценивается и принимается или отвергается, когда совесть становится регулятором нравственного поведения.

  И. М. Сеченов, говоря о закономерности развития, писал, что оно заключается в том, «...что человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения,   но мысль  и моральное  чувство...». Таким образом, развитие личности под влиянием обстоятельств и воспитания приводит ко все большей ее автономии и самостоятельности.

  Г. С. Костюк, развивая положение о внутренних закономерностях развития психики ребенка, показывает, как внешнее формирует внутреннее, как происходит переход «от низших уровней регуляции взаимодействия с окружающей средой к более высоким уровням, к высшим формам саморегуляции». Вполне понятно, что, чем самостоятельнее личность, тем более она творчески активна как в воздействиях на внешний мир, так и на самое себя, свой внутренний мир.

  Таким образом, развитие под влиянием внешних  сил, и в первую очередь воспитания, постепенно превращается в саморазвитие, основной силой которого является самовоспитание и самообразование.

   Самовоспитание  — закономерное явление развития личности. Самовоспитание в зависимости  от общественного устройства имеет различную направленность, удельный вес и коэффициент полезного действия. В авторитарном обществе личная самодеятельность подавляется и сводится на нет, и, наоборот, в обществе, основанном на коллективных началах, роль и значение самовоспитания возрастают. При капитализме, где человек человеку волк, каждый стремится развить у себя такие свойства, которые обеспечивают ему возможность выстоять или победить в борьбе с ближним. Отсюда и руководства по самовоспитанию, например американские, содержат та кие советы, следуя которым человек смог бы успешно делать деньги, бизнес.

  В социалистическом обществе самовоспитание направляется общественными мотивами —- стать достойным уважения членом коллектива. Уважаемый же член коллектива — это человек, не слепо исполняющий требования других, а активный и инициативный деятель, коллективист по воспитанию и образу жизни. Самовоспитание людей в капиталистическом и социалистическом обществе по направленности отличается, что отражается и в теориях самовоспитания.

   Согласно  буржуазной теории самовоспитание рассматривается только как личностно значимый процесс. Источники, цели и средства самовоспитания она видит в самой личности. Отсюда и лозунг — «смотрите внутрь себя, развивайте единственное в своем роде я». Иными словами, самовоспитание рассматривается как процесс самоусовершенствования уединенной личности.

В действительности самовоспитание детерминируется обществом и служит определенным общественным интересам. Самовоспитание возникает на определенном этапе развития личности, будучи подготовлено внешними условиями, воспитанием и опытом жизни конкретного индивида. В процессе жизни индивид познает себя и других людей, учится соизмерять требования окружающих с собственными возможностями. В процессе воспитания закладываются нравственные основы личности, формируются моральные представления и понятия, убеждения, нравственные привычки и в конечном итоге нравственный идеал, регулирующий поведение в настоящем и определенный план жизни на будущее.

  Таким образом, по мере развития личности самовоспитание начинает играть все большую роль, выступает отчетливее и эффективнее.

  Итак, самовоспитание имеет место только при определенном уровне морально-психологической  зрелости личности, обусловленной как обстоятельствами жизни, так и воспитанием11. 

2.2. Формирование личности  на определённых  этапах развития  человека. 

   Личность  формируется в конкретно-исторических условиях, в процессе воспитания и  обучения. Основными движущими силами развития личности являются биогенетические  и социогенетические факторы. Сторонники биологического направления утверждают, что формирование личности определяется наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположение к конкретному виду деятельности и к определенному комплексу мотивов, а также запрограммированы этапы психического развития и порядок их возникновения. Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий на нее окружающей социальной среды12.

   2.2.1. Ранний возраст.

   Предпосылки формирования личности заложены уже  в раннем возрасте ребёнка,  в  котором происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения, но и овладение свойственных человеку форм поведения в обществе и, главное, тех внутренних черт,  которые  отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

   Но  внутренний мир ребёнка лишь начинает приобретать определённость и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего  мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут вложить  в ребёнка своё отношение к  людям, к вещам и передать ему  свои способы поведения.

   2.2.2. Дошкольный возраст.

  В процессе своего психического развития ребенок дошкольного возраста овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей. Это движение онтогенеза соединено с развитием внутренней позиции, которая отличает ребенка от других и одновременно несет в себе возрастные и общечеловеческие внутренние черты. Именно целостное психическое развитие ребенка содержит потенциал общечеловеческих и индивидуальных свойств.

  Внутренняя  позиция ребенка проявляет себя в весьма своеобразной форме. Это или эмоционально окрашенные образы, или ситуативная ориентировка на усвоенные нормативы, или воля, выражаемая в упорстве, или другие частные психические достижения, которые вдруг доминируют над общими достижениями в процессе целостного психического развития. Эти ситуативные доминирования, возникнув и заявив о себе, быстро исчезают. Однако именно они окрашивают процесс развития личности ребенка неповторимым обаянием детских проявлений «самости» и «чувства личности».

  2.2.3. Младший школьный  возраст.

  В возрасте семи-одиннадцати лет  (младший школьный возраст) ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентаций. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Самосознание ребенка интенсивно развивается, а его структура укрепляется, наполняясь новыми ценностными ориентациями13.

  2.2.4. Отрочество.

    Важнейшей особенностью личности в отрочестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Подросток может, забыв обо всех забавах, отвлекшись от любимого занятия в сфере познавательной деятельности, уйдя от общения, подолгу заниматься рефлексией на свои собственные характерологические и общечеловеческие особенности. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Подростковая рефлексия хотя и поднимает отрока на исключительную для его возможностей высоту, отличается свободной ассоциативностью - мысли текут по разным направлениям в зависимости от чувств и внешних обстоятельств. Целостность рефлексии придает лишь исключительная направленность подростка на самого себя - куда бы он ни устремился в своих ассоциациях, он неизменно проидентифицирует себя с самим собой, возвратится к самому себе, к своему собственному Я.

  2.2.5.Юность.

  В юности у молодого человека возникает  проблема выбора жизненных ценностей, стремление сформировать внутреннюю позицию  по отношению к себе, другим людям, а также к моральным ценностям.

Важнейшими  процессами этого возраста является расширение жизненного мира личности, круга общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

  Как бы страстно ни была направлена юность на поиск своего места в мире, сколь бы ни была она интеллектуально готова к осмыслению всего сущего, многого она не знает – еще нет опыта реальной практической и духовной жизни среди близких и других людей.

  2.2.6. Зрелый возраст.

  Если  в юношеском возрасте образуется зрелость личности первой степени, которая характеризуется развитием высокого уровня способности к учению (старший школьник и студенческий возраст) и первыми шагами в научном и техническом творчестве, умениями вести общественную работу, то зрелый возраст (22—60 лет) достигает вершин в труде как в области науки и искусства, так и в практике (производство и управление).

  В этом возрасте личность выступает общественным деятелем в полном смысле этих слов. Это государственный или партийный деятель, профсоюзный работник, наконец, деятель в области культуры. Это и организатор научных исследований, и отличный испытатель, это и новатор производства, и рядовые квалифицированные рабочие, и колхозники, создающие материальные ценности. Это художники и актеры, музыканты и литераторы, создающие духовные ценности. Одним словом, зрелое поколение составляет основу общества.

  В этом возрасте окончательно определяются и углубляются нравственно-политические взгляды. Они становятся глубокими  и довольно полными, а главное, проверенными жизнью.

  Зрелый  возраст располагает оптимальными субъективными условиями деятельности: максимальным   развитием  физических  и умственных сил, основательностью знаний   и навыков.

  2.2.7. Пожилой возраст.

  Незаметно для себя, а нередко и для  окружающих, личность переходит в период жизни, называемый пожилым, который имеет границы в пределах 61—74 лет. Существенных изменений в морально-психологических особенностях личности, особенно в первом пятилетии, не наблюдается. На том же уровне в основном сохраняются творческие способности личности. Они умножаются на большее мастерство. Сохраняется чувство нового и способность творить; широкое распространение получает совмещенное творчество — рабочий, он же и актер; врач, инженер и художник (живописец, музыкант, актер). Чувство эрудиции и опытность пожилого человека определяют его тенденцию к менторскому тону по отношению к молодежи. Право быть учителем и наставником отвечает действительным возможностям личности данного возраста.

  Некоторое ослабление сил и возможностей наблюдается к началу второй половины пожилого возраста; имеет место ослабление образной памяти при достаточном объеме внимания, зрения, физической силы (сдает сердце). Иногда наблюдается в этом возрасте малоосознанное чувство зависти к молодости и стремление к соревнованию с ней как в труде, так и в развлечениях в процессе отдыха.  
 

Информация о работе Формирование и развитие личности