Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - организация, проведение, описание 1-ого этапа опытно-эксперементальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.
Объект исследования - организация деятельности во внеурочное время.
Предметом исследования является формирование коммуникативных умений у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных
умений во внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего
школьника ………………………………………………………………………5-8стр.
1.2 Развитие коммуникативных умений у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.
Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.
2.1 Педагогические условия формирования
коммуникативных умений у младших школьников во
внеурочное время…………………………………………………………16-18стр.
2.2 Методические рекомендации по формированию
коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное
время…………………………………………………………………………19-25стр.
Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.
Заключение…………………………………………………………………………
Библиография……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Челябинской области.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

   Ребенок  способен понимать нравственный  смысл ответственности. 

   У ребенка  к младшему школьному возрасту  развиваются такие чувства, как  чувство ответственности и сопереживание  другому.

   Новый  значительный шаг в развитии  общения и в усложнении системы  взаимоотношений происходит в  связи с поступлением ребенка  в школу. 

   С первых  дней пребывания в школе ребёнок  включается в процесс межличностного  взаимодействия с одноклассниками  и учителем. На протяжении младшего  школьного возраста это взаимодействие  имеет определенную динамику  и закономерности развития.

   Младший  школьник- человек, активно овладевающий  коммуникативными навыками. В этот  период происходит интенсивное  установление других контактов.  Приобретение навыков социального  взаимодействия с группой сверстников  и умение заводить друзей является  одной из важных задач развития  на этом возрастном этапе.

   В начальный  период обучения в школе, в  возрасте от 6 до 8 лет, впервые  образовываются неформальные группы  детей с определенными правилами  поведения в них. Однако эти  группы существуют не долго  и обычно не достаточно стабильные  по своему составу.

   Дети  младшего школьного возраста  по-прежнему много времени проводят  в различных играх, но их  партнерами по игре все чаще  становятся не взрослые люди, а сверстники. В детских группах  во время игры устанавливаются  свои специфические взаимоотношения  с более или менее выраженными  мотивами межличностных предпочтений.

   Первоклассники  оценивают своих сверстников  прежде всего по тем качествам,  которые легко проявляются внешне, а так же по тем, на которые  чаще всего обращает внимание  учитель. 

   К концу  младшего школьного возраста  критерии приемлемости  несколько  меняются.

   В младшем  школьном возрасте совершенствуется  нервная система, интенсивно развиваются  функции больших полушарий головного  мозга, усиливаются аналитическая  и синтетическая функция коры. Вес мозга в  

-8- 

младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга  взрослого человека и 

увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается  психика ребёнка. Изменяется взаимоотношение  процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становиться  более сильным, но по-прежнему преобладает  процесс возбуждения и младшие  школьники в высокой степени  возбудимы.

   Познавательная  деятельность младшего школьника  преимущественно проходит в процессе  обучения. Быстротекущее развитее, множество новых качеств, которые  необходимо сформировать или  развить у школьников, диктуют  педагогам строгую целенаправленность  всей учебно-воспитательной деятельности.

  Внимание  младших школьников непроизвольно,  недостаточно устойчиво, ограничено  по объему. Произвольное внимание  развивается вместе с другими  функциями и прежде всего –  мотивацией учения, чувством ответственности  за успех учебной деятельности.

   Мышление  у детей начальной школы развивается  от эмоционально-образного к абстрактно-логическому.  «Дитя мыслит формами, красками, ощущениями вообще» - напоминал  учителям К.Д.Ушинский.

   Мышление  детей развивается во взаимосвязи  с их речью. Словарный запас  нынешних четвероклассников насчитывает  примерно 3500 – 4000 слов.

   Большое  значение в познавательной деятельности  школьника имеет память. Естественные  возможности школьника первой  ступени очень велики: его мозг  обладает такой пластичностью,  которая позволяет ему легко  справляться с задачами дословного  запоминания.

   В шестилетнем  возрасте ребенка ждет первая  крупная перемена в жизни. Переход  в школьный возраст связан  с решительными изменениями в  его деятельности, общения, отношениях  с другими людьми. Ведущей деятельностью  становятся учение, изменяется уклад  жизни, появляются новые обязанности,  новыми становятся и отношения  ребёнка с окружающими.                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-9- 

1.2. Особенности  коммуникативных умений у младших  школьников.

 

Задачами данного  параграфа являются:

1. раскрыть содержание основных понятий: «развитие», «навык», «коммуникативные умения»;

2. рассмотреть процесс формирования коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочное время. 

   Прежде  чем раскрыть особенности развития  коммуникативных умений у младших  школьников, мы определяемся с  содержанием основных понятий.  Таких, как «развитие», «навык»,  «коммуникативные умения».

   В различных  источниках разные авторы дают  разные определения одним и  тем же понятиям. Это связано  с тем, что они рассматривают  одно и тоже понятие с разных  сторон.

   Рассмотрим  содержание понятия «развитие».

В «современном словаре по педагогике» Е.С.Рапацевич  мы нашли определение понятия  «развитие». Это - «философская категория, выражающая процесс движения, изменения  целостных систем. К наиболее характерным  чертам данного процесса относятся: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность  формы (цикличность), развертывание  во времени. (№5 стр.660)

   В «Кратком  педагогическом словаре пропагандиста»  под редакцией М.И.Кондакова говориться, что «развитие»- это «специфический  тип движения, необходимое, направленное и законченное изменение предметов, явлений, приводящие их в качественное иное состояние, в том числе в свою противоположность. (№11 стр.254)

   В «Советском  энциклопедическом словаре» под  редакцией                    А.М. Прохорова говориться, что  «развитие»- «это необратимое, направленное  закономерное изменение материи  и сознания, их универсальное  свойство.

   Анализируя  содержания выше представленного  понятия, можно сделать вывод,  что автор Е.С.Рапацевич определил  развитие, как действие; автор А.М.Прохоров  определяет развитие, как изменение.

   В рамках  нашего исследования, мы будем  опираться на определение понятия  «развития» из «Советского энциклопедического  словаря» под редакцией А.М.Прохорова  и из «Краткого педагогического  словаря пропагандиста» М.И.Кондакова  и А.С.Вишнякова, так как их  авторы наиболее полно раскрыли  понятия «развитие».

   В педагогической  науки существуют  такие определения  понятия «навык».

 

-10- 

В «Кратком педагогическом словаре пропагандиста» под редакцией  М.И.Кондашова и А.С.Вишнякова  мы нашли определе6ние понятия  «навык». Это - «приобретенное в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую  задачу, оперируя орудиями труда и  другими средствами деятельности с  заданной точностью и скоростью.     (№12 стр.156)

   В «Педагогическом  словаре» под редакцией Г.М.Коджаспирова  и А.Ю.Коджаспировой говориться, что «навык»- это «действие,  доведенное до автоматизма: формулируется  путем многократного повторения. (№6 стр.90)

   В «Словаре-справочнике  по педагогике» В.А.Мижерикова, понятие  «навык» трактуется как, «действие,  доведенное до автоматизма: формируется  путем многократного повторения. (№7 стр.217)

   В «Советском  энциклопедическом словаре» А.М.Прохорова  говориться, что «навык»- это «умение  выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в  результате сознательного многократного  повторения одних и тех же  движений или решения типовых  задач в производственной или  учебной деятельности.

   Анализируя  содержание вышепредставленного  понятия, можно сделать вывод,  что авторы словарей Г.М.Кожаспиров, А.Ю.Кожаспирова и М.И.Кандаков  определяют «навык», как действие; автор А.М.Прохоров определяет  «навык», как умение выполнять  целенаправленные действия.

   В рамках  нашего исследования, мы будем  опираться на определение понятия  «навык» из словарей Г.М.Кожаспирова,  А.Ю.Кожаспировой и М.И.Кондакова,  А.С.Вишнякова, так как их авторы  наиболее полно раскрыли понятия  «навык».

   В педагогической  науке существует такое определение  понятия: «коммуникативное умение».

   В.В.Брофман  понятие «коммуникативное умение»  трактует так: «Коммуникативное  умение»- это «осознанные коммуникативные  действия учащихся (на основе  знания структурных компонентов  умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно  строить свое поведение, управлять  им в соответствии с задачами  общения».

   В рамках  нашего исследования, мы будем  опираться именно на это определение,  так как оно раскрыто полно  и доступно. 

   Немаловажное  место в процессе становления  личности занимает работа по  развитию у младшего школьника  коммуникативных умений и навыков.

   Раскрывая  содержание и структуру коммуникативных  умений, следует обратить внимание  на существенные и отличительные  признаки, характеризующие понятия  «умения» и «навыки».

   Элементарное  умение- это действие, которое образуется  сознательно на основе знаний. Структура действия не варьируется  субъектом. Действие не  

-11- 

достаточно обработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быть доведено до навыка.

    Навык-  это действие, доведенное до автоматизма:  формируется путем многократного  повторения.

 Сложное умение- это действие, которое включает  в себя элементарные умения, навыки; общая структура действия варьируется.  Это действие не связано с  приобретением свойств навыка, оно  совершенствуется в сторону мастерства, творчества.

    Коммуникативное  умение- это осознанные коммуникативные  действия учащихся (на основе  знания структурных компонентов  умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно  строить свое поведение, управлять  им в соответствии с задачами  общения.

   Коммуникативные  умения по своей структуре  являются сложными явлениями  высокого уровня;  они включают  в себя простейшие (элементарные) умения. По своему содержанию  коммуникативные умения объединяют  в себе информационно-коммуникативные  группы умений.

   Группа  информационно-коммуникативных умений  состоит из умений:

- вступать в  процесс общения (выражать просьбу,  приветствие, поздравление, приглашение,  вежливое обращение);

- ориентироваться  в партнерах и ситуациях общения  (начать говорить со знакомым  и не знакомым человеком; соблюдать  правила культуры общения в  отношениях с товарищем, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую  ставятся партнеры, намерения, мотивы  общения);

- соотносить  средства вербального и не  вербального общения (употреблять  слова и знаки вежливости; эмоционально  и содержательно выражать свои  мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками,  таблицами, схемами, группировать  содержащийся в них материал).

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время