Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей курсовой работы - организация, проведение, описание 1-ого этапа опытно-эксперементальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.
Объект исследования - организация деятельности во внеурочное время.
Предметом исследования является формирование коммуникативных умений у младших школьников.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных
умений во внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего
школьника ………………………………………………………………………5-8стр.
1.2 Развитие коммуникативных умений у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.
Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.
2.1 Педагогические условия формирования
коммуникативных умений у младших школьников во
внеурочное время…………………………………………………………16-18стр.
2.2 Методические рекомендации по формированию
коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное
время…………………………………………………………………………19-25стр.
Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.
Заключение…………………………………………………………………………
Библиография……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Челябинской области.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

   Группа  регулярно-коммуникативных умений  состоит из условий:

- согласовать  свои действия, мнения, установки  с потребностями товарищей по  общению (осуществление самоконтроля  и взаимоконтроля учебной и  трудовой деятельности, обоснование  совместно-выполняемых заданий и  операций в определенной логической  последовательности, определение порядка  и рациональных способов выполнения  совместных учебных заданий);

- доверять, помогать  и поддерживать тех, с кем  общаешься (помогать тем, кто  нуждается в помощи, уступать, быть  честным, не уклоняться от ответов,  сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам  других, доверять как получаемой  информации, так и своему товарищу  по общению, взрослым, учителю);

- применять индивидуальные умения при решение совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений,

-12- 

целенаправленного пользования художественной, научно-популярной,   справочной литературной, словарем в  учебнике); оценивать результаты совместного  общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад  каждого в общение, принимать  правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценить соответствие вербального  поведения невербальному).

   Имеющийся  опыт использования игровых методик  в отечественной и зарубежной  школе доказывает, что формировать  коммуникативные умения целесообразно  в процессе сюжетно-ролевой игры  как наиболее точной и доступной  модели общения младших школьников. В основу такой игры положен  процесс ролевого общения учащихся  в соответствии с распределенными  между ними ролями и наличием  коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

    Группа  аффективно-коммуникативных умений  основывается на умениях делиться  своими чувствами, интересами, настроение  с партнерами по общению; проявлять  чуткость, отзывчивость, сопереживание,  заботу к партнерам по общению;  оценивать эмоциональное поведение  друг друга.

   Развитие  коммуникативных умений в ходе  ролевого общения учащихся осуществляется  учителем поэтапно и заключается  в следующем:

-   раскрытие  учащимся значения коммуникативных  умений;

- ознакомление  учащихся с содержанием и структурой  умений при распределение ролей;

- включение учащихся  в выполнение совместных игровых  заданий по овладению коммуникативными  умениями;

- совершенствование  усвоенных школьниками коммуникативных  умений в их творческой деятельности.

    А.А.Максимова  предлагает следующие этапы сложного  коммуникативного умения, как умение  внимательно слушать собеседника.

В помощь учителю  она предлагает следующую памятку:

1. Объяснить  младшим школьникам необходимость  овладения умением внимательно  слушать собеседника, вежливо  отвечать на вопросы.

2. Четко и  ясно сформировать правила, которым  надо следовать. Например: «Лучший  собеседник не тот, кто умеет  хорошо говорить, а тот, кто  умеет внимательно слушать»; «Люди  будут слушать тебя только  после того, как ты выслушал  их».

3. Показать на  примерах, как выполняются действия  по овладению данным умением.  Например: 1) во время разговора  с собеседником не думай о     чем- то своем, иначе пропустишь  что-то важное из рассказа; 2) старайся  вникнуть в суть разговора,  а не слышать только то, что  тебе хочется; 3) не старайся казаться  умнее своего партнера по общению,  выслушай все, что он хочет  сказать; 4) наибольшее внимание проявляй  при разговоре с близкими тебе  людьми, так как раскрепощенность  в общение с близкими влечет  за  

-13- 

собой невнимательность по отношению к ним; 5) учись не только слушать, но и слышать.

4. Не стараться  развивать сразу несколько умений  или качеств личности. Определить, какие качества органично сочетаются  между собой- например, умение  внимательно слушать собеседника  и вежливо реагировать на вопросы,  привычки с интересами партнеров  по общению; выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение).

5. Проводить  постоянный контроль за развитием  умения, который должен сочетаться  с самоконтролем.

   Рассмотрим, какого же значение сюжетно-ролевой  игры для организации общения  и развития коммуникативных умений  у младших школьников.

Суть ролевой  игры как средства обучения общению, по мнению А.Б.Добровича, состоит в  том, что та или иная коммуникативная  задача (научиться завязывать контакт, правильно вести беседу и тому подобное) решается участниками путем  импровизированного разыгрывания определенной ситуации. Одна и та же ситуация проигрывается  несколько раз. Это позволяет  участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно  обсудить, какие варианты были наиболее удачными.

   А.Б.Добрович, рассматривая формирование и  развитие у школьников умений, необходимых в деловом общение,  утверждает, что большую роль  в этом процессе играет целенаправленное  обучение стандартизированным приемам  и правилам общения, которые  могут использоваться в сходных  по форме ситуациях различного  содержания. Например, обучение умению  работать в группе начинается  с того, что педагог дает учащимся  подобную инструкцию. В нее входит  перечень стандартных действий, необходимых для успешности делового  общения членов каждой группы, на которые разбит класс для  познавательной или другой деятельности. Этот перечень включает в себя сведения о том, что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы; знакомство с заданием; планирование работы; распределение заданий внутри группы; индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий; обсуждение их результатов.

    В  течение определенного времени  эти умения усваивает большая  часть учащихся. Тогда учитель  может предложить им следующий  набор умений, более сложных, но  тоже довольно стандартных: указывать  детям, в каких случаях лучше  высказываться тем или иным  членам группы, а в каких - по  желанию: в какие моменты целесообразно  повторять общий вывод, а в  какие это излишне, и так  далее.

   Постепенно, после того как у ребят автоматизировались  стандартные умения, можно начинать  импровизировать.

   

-14- 

Школьники совместно  осмысливают способы организации  своей деятельности, обсуждают возможные  варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно  совершенствовать.

   А.Б.Добрович  раскрывает функциональные особенности  и назначение сюжетно-ролевых  игр для развития коммуникативных  умений.

1. Функции данной  игры заключаются в том, что  она позволяет детям занимать  новые эмоционально привлекательные  позиции и этим облегчать себе  выполнение реальной деятельности, в которую они вводятся.

2. Общение детей  в сюжетно-ролевой игре органично  и естественно. Командование и  подчинение друг друга протекают  без принуждения. Игровые типы  отношений дети переносят в  жизнь.

3. Постоянно  изменяющаяся обстановка ролевой  игры требуется от ее участников  проявления своих способностей  и использования ранее сложившихся  навыков. Это дает возможность  совершенствовать личные качества  и навыки и приближать их  к реальным, возможным в жизни  действиям.

4. В ролевой  игре необходимо проявлять упорство  в доведение своего задания  или роли до конца согласно  правилам, иначе можно проиграть.  Это способствует развитию самодисциплины, поскольку увлеченный игрой ребенок  проявляет себя в ней часто  несравненно полнее, чем в иной  деятельности.

       Таким образом, сюжетно-ролевая  игра, будучи основой и источником       

     различных  творческих актов, развивает продуктивное  воображение детей, 

помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра – своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного  отношения ребенка к миру, которое, в свою очередь, оказывается залогом  социального и эстетического  освоения этого мира.

      

 

      

      

       

      

     

       

 

  
 
 

-15- 

Выводы по 1 главе:   

        В возрасте от 7 до 11 лет ребенок  начинает понимать, что он представляет  собой некую индивидуальность, которая,  безусловно, подвергается социальным  воздействиям.

   Самосознание  ребенка интенсивно развивается,  а его структура укрепляется,  наполняясь новыми ценностными  ориентациями.

   У ребенка  к младшему школьному возрасту  развиваются такие чувства, как  чувство ответственности и сопереживание  другому, эти новообразования  являются основой для развития  коммуникативных умений.

   В младшем  школьном возрасте ребенку придется  пройти все перипетии отношений,  прежде всего со сверстниками.

   В младшем  школьном возрасте происходит  перестройка отношений ребенка  с людьми.

   С первых  дней пребывания в школе ребёнок  включается в процесс межличностного  взаимодействия с одноклассниками  и учителем.

   Младший  школьник- человек, активно овладевающий  коммуникативными навыками.

   Немаловажное  место в процессе становления  личности занимает работа по  развитию у младшего школьника  коммуникативных умений и навыков.

   Немаловажное  место в процессе становления  личности занимает работа по  развитию у младшего школьника  коммуникативных умений и навыков.

   Коммуникативные  умения по своей структуре  являются сложными явлениями  высокого уровня;  они включают  в себя простейшие (элементарные) умения.

   Группа  аффективно-коммуникативных умений  основывается на умениях делиться  своими чувствами, интересами, настроение  с партнерами по общению; проявлять  чуткость, отзывчивость, сопереживание,  заботу к партнерам по общению;  оценивать эмоциональное поведение  друг друга.

   Постепенно, после того как у ребят автоматизировались  стандартные умения, можно начинать  импровизировать.

-16- 

Глава 2. Опытно-эксперементальная  работа. 

2.1. Педагогические  условия формирования коммуникативных  умений у младших школьников  во внеурочное время. 

Задачами данного  параграфа являются:

1. раскрыть содержание понятия «педагогические условия»;

2. описать педагогические условия формирования коммуникативных умений у младших школьников. 

      В толковом словаре Русского  языка,пол редакцией В.Г. Бирюкова, В.Г. Ветвитского мы нашли определение  понятия «условие». Это – «договор, соглашение между кем-нибудь, правила  использования. Условия встречи.  Условия перемирия. Условия соцсоревнования». 

Условие – «обстоятельства, в которых совершается действие. Условия работы. Географические условия  Природные условия.

      В словаре Русского языка, под  редакцией С.И. Ожигова мы также  нашли определение понятию «условие».  Это – «обстоятельство, от  которого что-нибудь зависит;  правила, установленные в какой-нибудь  области деятельности; данные требования, из которых следует исходить».

Информация о работе Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время