Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:34, дипломная работа
Цель исследования: определить условия, методы и приёмы воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– показать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста;
– раскрытие понятия "культура поведения", "нормы поведения";
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………….………………………
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….
1.2. Понятие "культура поведения" у детей старшего дошкольного возраста ………………………………..………………………………
1.3. Психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста ………………….
Вывод по главе…………………………………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………
2.1. Определение сформированности культуры поведения, отношений детей старшей группы…………………..
2.2. Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы……..
2.3. Определение эффективности проведенной работы…………………….
Вывод по главе………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения. Конечно, культура поведения не ограничивается "детским обществом". Она реализуется во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию: порой детей удивляет "слишком воспитанный" ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Значит, воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно, с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми – их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искреннее отношение к другим людям. Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными внутреннему состоянию. Бывает и наоборот - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает противоположные чувства к объекту общения.
Итак, воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях.
Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.
С. В. Петерина выделяет 4 группы правил поведения: [20]
Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми, приобретает опыт общественного поведения.
В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевать на практике моральными нормами поведения.
Формирование культуры поведения является одной из задач нравственного воспитания детей. Проявление невоспитанности -результат неправильного воспитания, начиная с раннего возраста.
Культура поведения дошкольников – это формы устойчивого поведения ребенка в быту, общении, различных видах деятельности.
Значимость воспитания культуры поведения поддерживает народная педагогика в пословицах, поговорках, сказках, загадках и других жанрах фольклора.
К вопросу воспитания культуры поведения педагогика обращалась с древних времен. В памятниках культуры и письменной древнерусской педагогике «Поучения Владимира Мономаха», «Домострой», «Гражданство обычаев детских», «Честное зеркало» отражен свод правил поведения, содержатся полезные советы, касающиеся вопросов воспитания культуры отношений между людьми, отношений с близкими, друзьями.
В трудах выдающихся педагогов К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко проблемы воспитания культуры поведения рассматривались, как одна из центральных задач нравственного воспитания, при этом они отводили роли взрослого, воспитателя и родителей в воспитании детей.
Из современных педагогов данной проблемы занимались И.Н.Курочкина, Т.В.Чернин, и другие. Наши отечественные педагоги В.Г.Нечаева, В.А.Горбачева и психологи В.С.Мухина, С.Г.Якобсон доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Усвоение правил происходит в результате накапливания опыта поведения, регулируемого правилами. У детей формируется четкое отношение к выполнению правил, стремление понять их.
Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм является организация практики поведения. В условиях правильного воспитания у детей развивается умение руководствоваться в своем поведении моральными мотивами.
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания. Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в умственном и эмоционально- волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 5-6 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании детей 5-6 лет играет учебная деятельность. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения.
Планомерное нравственное воспитание позволяет закрепить положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечить необходимую нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления сотрудничеству, достижению общих целей, готовности придти на помощь. В развитии коллективизма большую роль играют начальные формы чувства долга и ответственности, формирующиеся в игре и труде детей. Основой развития этих чувств являются яркие впечатления о явлениях общественной жизни, эмоционально насыщенные знания, которые получают дети на занятиях, при ознакомлении с художественной литературой, изобразительным искусством, участвуя в практической деятельности. Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать действенность моральных чувств, стремления к поступкам в основе которых лежат нравственно ценные побуждения.
Нравственные чувства дошкольников формируются в неразрывном единстве с нравственным поведением.
Развитие чувства уважения к старшим органически связано задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим. Состав привычек культурного поведения значительно обогащается: дети осваивают правила поведения в общественных местах (в транспорте, на улице, в библиотеке и т.п.), в разных ситуациях общения (со знакомыми и незнакомыми людьми). Воспитывается привычки быть всегда вежливым, готовность активно проявлять заботу о старших и младших, бережно относится к результатам труда взрослых, к их деятельности. Продолжается формирование культуры речи, нравственных качеств (правдивости, честности, скромности). Важной задачей воспитания поведения старшего дошкольника является формирование коллективных взаимоотношений со сверстниками. Коллективные взаимоотношения – это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них – общительность и гуманные отношения к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения. В связи с этим решение задачи формирования коллективных взаимоотношений связано с осуществлением задач воспитания устойчивых доброжелательных отношений в детском коллективе, культуры общения, организованного поведения.
Воспитание культуры общения включает дальнейшие освоение детьми правил вежливости по отношению к сверстникам и формирование культуры совместной деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Воспитания организованного поведения предполагает формирование дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели.
Одновременно в старших группах продолжается воспитание самостоятельности, которая должна стать отличительной чертой поведения ребенка 5-6 лет. Внимание педагога направляется на развитии инициативы, самоорганизации и самоконтроля, произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.
Формирование механизмов нравственного поведения происходит при активном участии социальных чувств и сознания. Большое значение в нравственном воспитании старших дошкольников придается формированию нравственных представлений. Освоение нравственных представлений помогает ребенку осмыслить содержание поступков, понять целесообразность и необходимость выполнения требований и норм, формирует нравственные оценки и мотивы поведения. В процессе обучения и воспитания дети 5-6 лет осваивают достаточно широкий круг нравственных представлений. Он включает знание о нормах и правилах поведения в обществе, о ценных моральных качествах человека (честности, скромности, смелости). Расширяются представления о явлениях общественной жизни, о труде людей.
Усвоение правил поведения в коллективе, участие в совместной деятельности со сверстниками формирует взаимоотношения детей. Выполнения правил поведения требует от дошкольников умения понимать ситуацию и настроение окружающих, сдерживать непосредственные побуждения (проявить выдержку, терпение, уступчивость). Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям. Практическое освоение правил поведения происходит в разных видах совместной деятельности детей. По сравнению со средней группой содержание совместной деятельности детей старшего возраста усложняется, осваиваются новые способы сотрудничества: коллективное планирование, распределения обязанностей или ролей и т.д.
Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А.С.Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Это общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Участия в общественно полезной деятельности (вместе со школьниками дети расчищают участок от снега, лепят снежные фигуры на участие к празднику «Русской зимы» и т.п.) обогащает опыт коллективного сотрудничества старших дошкольников. Самостоятельная деятельность воспитанников старших групп также может иметь общественно полезную направленность: дети делают закладки для книг в подарок школьникам, выращивают для них цветы и пр. При организации общественно полезной деятельности детей необходимо соблюдать следующие условия:
Обязательные условия организованности – четкий режим, продуманная организация детской деятельности и взаимоотношений, наличие конкретных требований и правил поведения детей в быту, на занятиях, в труде, в играх, контроль за их постоянным выполнением. Для развития организованности у детей старшего дошкольного возраста перед ними ставятся задачи: выполнить работу к установленному сроку, действовать согласованно, в едином темпе. Организованность поведения сплачивает коллектив, обеспечивает достижение более высоких результатов.
Самостоятельность формируется как нравственно-волевое качество. В старшем дошкольном возрасте, она связана с воспитанием у детей способности управлять своим поведением, проявлять полезную инициативу, настойчивость в достижении цели и результата. Она предполагает умение руководствоваться в действиях нравственными представлениями о правилах поведения (не подавлять инициативу менее самостоятельных сверстников, учитывать их интересы, проявлять взаимопомощь).
Задача воспитателя – придать поведению дошкольников нравственный характер и направленность.
Воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений в различных видах деятельности: в труде, игре, учении. Накопление индивидуального опыта обеспечивает самостоятельность ребенка в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.
Следует развивать стремление детей к дружной самостоятельной деятельности, активно применять элементы взаимообучения и взаимопомощи. Использование заданий типа «Научи своего товарища тому, что умеешь сам», выполнение работы по коллективному замыслу ее участников, самостоятельное организация деятельности по предложенному воспитателем заданию и т.п. – все это способствует постепенному развитию самостоятельности детей в совместной деятельности. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя.