Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:34, дипломная работа
Цель исследования: определить условия, методы и приёмы воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– показать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста;
– раскрытие понятия "культура поведения", "нормы поведения";
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………….………………………
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….
1.2. Понятие "культура поведения" у детей старшего дошкольного возраста ………………………………..………………………………
1.3. Психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста ………………….
Вывод по главе…………………………………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………
2.1. Определение сформированности культуры поведения, отношений детей старшей группы…………………..
2.2. Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы……..
2.3. Определение эффективности проведенной работы…………………….
Вывод по главе………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
На основе полученных результатов нами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:
Оптимальный: 25 – 22 балла.
Достаточный: 21 – 18 баллов у 2 детей, что составляет 18,2% от общего количества детей в группе.
Средний - 17-14 баллов у 6 детей, что составляет 54,5% от общего количества детей группы.
Низкий - 13 баллов и ниже у 3 детей ,что составляет 27,3% от общего количества детей в группе.
Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 10 )
Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается.
У 2 детей (Дианы И., Таисии Р.) – достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 18,2%.
У 6 детей (Сони В., Артема Г., Дианы К., Саши А., Андрея К., Вани К.) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 54,5%.
У 3 детей (Дани Б., Саши А., Лолы У.) - низкий уровень сформированности культуры поведения, что составляет 27,3%.
Полученные результаты представлены в диаграмме 2 (Приложение 11 )
Опытно-экспериментальную работу по определению условий воспитания культуры поведения начали с анализа календарного плана работы воспитателя. Анализируя план работы воспитателя на 3 месяца пришли к выводу, что в ходе педагогического процесса мало внимания уделяется художественной литературе, как средству нравственного воспитания, воспитатель планирует только задачу по уточнению содержания, пересказу произведений. В повседневной жизни во время режимных моментов педагог делает акцент на воспитание культурно-гигиенических навыков.
Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется без учета принципа тематичности.
Знакомство с правилами поведения не запланировано.
Беседы по воспитанию культуры поведения запланированы 1 раз в месяц, что явно недостаточно для детей.
В игровой деятельности мало внимания уделяется воспитательной стороне.
Таким образом, на основе анализа календарного плана можно сделать вывод, что целенаправленно работа по воспитанию культуры поведения детей не планируется.
Недостаток условий воспитания в детском образовательном учреждении и семье оказывает негативное влияние на формирование культуры поведения детей. Возможно, при создании дополнительных условий можно повысить уровень воспитания культуры поведения детей.
По определению сформированности знаний правил поведения и умений поступать в соответствии с правилами составлена сводная таблица 3. (Приложение 12 )
Из таблицы видно, что знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правилами совпадают у 6 детей, что составляет 54, 5% от общего количества детей в группе.
Не совпадают знания правил поведения, и умения поступать в соответствии с правила у 5 человек, что составляет 45,5% от общего количества детей в группе.
В целом уровень знаний правил поведения выше, чем умения поступать в соответствии с правилами поведения.
Установлена взаимосвязь зависимости уровня нравственного поведения от знаний правил поведения, чем выше уровень знаний, тем лучше поведение. Мы видим такое совпадение в 3-х случаях, но в целом знания правил поведения не гарантируют достойное поведение.
Установлено, что при низком уровне знаний правил поведения средний и достаточный уровни не обнаружены.
Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что проведение систематической работы по формированию нравственных положений окажут положительное влияние на воспитание культуры поведения.
II этап опытно -практической работы.
Цель: создать необходимые условия для повышения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Нами разработан перспективный план по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на 3 месяца (Приложение 13 ).
В содержании перспективного плана мы включили разные формы работы:
Этическая беседа "Урок вежливости", в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. (Приложение 14 )
Этическая беседа "О дружбе", цель этой беседы помочь детям понять,
нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. (Приложение 15 )
Этическая беседа "С чего начинается дружба", цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. (Приложение 16 )
Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение".
Дадим анализ проведенной работы: работу по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста проводили в повседневной жизни и на занятиях.
Опираясь на исследования Козловой С.А. и Куликовой Т.А. работу проводили поэтапно:
I этап воспитания культуры
На следующем этапе детям начинали объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На этом этапе важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает советом, поддержкой нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.
Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.
На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, больше внимания уделяется осознанию детьми значимости правил этикета.
В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла.
В ходе выполнения режимных процессов использовали предвосхищающую и положительную оценку с установкой на хорошие поступки детей: "Я уверена...", "Мне будет радостно..." и т.д.
Создавали условия для оказания взаимопомощи детей друг другу "Давайте поможем друг другу убрать игрушки".
Во второй половине дня читали книги Агнии Барто "Медвежонок-невежа", Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" и др. с последующим анализом.
Цель: анализ эффективности проделанной работы.
Задачи:
Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотреть иллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение". На первой картинке изображены мальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4 )
На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у него включен магнитофон. (Приложение 5 )
Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение 6 )
В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы:
Ответы детей фиксировались в протоколе. (Приложение17 )
На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:
Использовалась 5-балльная система оценок.
5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.
4 балла - ребенок знает правила
поведения; умеет правильно оценивать
поступки других детей; мотивировать
свои ответы иногда
3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.
2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.
На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:
Использовалась 5-балльная система оценок.
5 баллов - ребенок знает правила поведения; умеет правильно оценивать поступки других детей; мотивирует свой ответ самостоятельно; понимает чувства других; объясняет свой поступок.
4 балла - ребенок знает правила
поведения; умеет правильно оценивать
поступки других детей; мотивировать
свои ответы иногда
3 балла - ребенок знает правила поведения; не всегда дает правильную оценку поступков других; не умеет мотивировать свой ответ без помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.
2 балла - ребенок знает правила поведения, но не всегда правильно оценивает поступки других, мотивирует свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.
С учетом сформированности оценок выделены уровни: