Формирование культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: определить условия, методы и приёмы воспитания культуры поведения и отношений детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
– показать особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста;
– раскрытие понятия "культура поведения", "нормы поведения";

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..........
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ……………….………………………
1.1. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………….
1.2. Понятие "культура поведения" у детей старшего дошкольного возраста ………………………………..………………………………
1.3. Психолого-педагогические условия воспитания культуры поведения, отношений детей старшего дошкольного возраста ………………….
Вывод по главе…………………………………………………….
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………
2.1. Определение сформированности культуры поведения, отношений детей старшей группы…………………..
2.2. Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы……..
2.3. Определение эффективности проведенной работы…………………….
Вывод по главе………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМчик3.docx

— 78.31 Кб (Скачать файл)

На основе полученных результатов нами определены уровни сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:

Оптимальный: 25 – 22 балла.

Достаточный: 21 – 18 баллов у 2 детей, что составляет 18,2% от общего количества детей в группе.

Средний - 17-14 баллов у 6 детей, что составляет 54,5% от общего количества детей группы.

Низкий - 13 баллов и ниже у 3 детей ,что составляет 27,3% от общего количества детей в группе.

Результаты представлены в таблице 2 (Приложение 10 )

Из полученных результатов видно, что оптимальный уровень не прослеживается.

У 2 детей (Дианы И., Таисии Р.) – достаточный уровень сформированности культуры поведения, что составляет 18,2%.

У 6 детей (Сони В., Артема Г., Дианы К., Саши  А., Андрея К., Вани К.) средний уровень сформированности культуры поведения, что составляет 54,5%.

У 3 детей (Дани Б., Саши А., Лолы У.) - низкий уровень сформированности культуры поведения, что составляет 27,3%.

Полученные результаты представлены в диаграмме 2 (Приложение 11 )

Опытно-экспериментальную работу по определению условий воспитания культуры поведения начали с анализа календарного плана работы воспитателя. Анализируя план работы воспитателя на 3 месяца пришли к выводу, что в ходе педагогического процесса мало внимания уделяется художественной литературе, как средству нравственного воспитания, воспитатель планирует только задачу по уточнению содержания, пересказу произведений. В повседневной жизни во время режимных моментов педагог делает акцент на воспитание культурно-гигиенических навыков.

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется без учета принципа тематичности.

Знакомство с правилами поведения не запланировано.

Беседы по воспитанию культуры поведения запланированы 1 раз в месяц, что явно недостаточно для детей.

В игровой деятельности мало внимания уделяется воспитательной стороне.

Таким образом, на основе анализа календарного плана можно сделать вывод, что целенаправленно работа по воспитанию культуры поведения детей не планируется.

Недостаток условий воспитания в детском образовательном учреждении и семье оказывает негативное влияние на формирование культуры поведения детей. Возможно, при создании дополнительных условий можно повысить уровень воспитания культуры поведения детей.

По определению сформированности знаний правил поведения и умений поступать в соответствии с правилами составлена сводная таблица 3. (Приложение 12 )

Из таблицы видно, что знания правил поведения и умения поступать в соответствии с правилами совпадают у 6 детей, что составляет 54, 5% от общего количества детей в группе.

Не совпадают знания правил поведения, и умения поступать в соответствии с правила у 5 человек, что составляет 45,5% от общего количества детей в группе.

В целом уровень знаний правил поведения выше, чем умения поступать в соответствии с правилами поведения.

Установлена взаимосвязь зависимости уровня нравственного поведения от знаний правил поведения, чем выше уровень знаний, тем лучше поведение. Мы видим такое совпадение в 3-х случаях, но в целом знания правил поведения не гарантируют достойное поведение.

Установлено, что при низком уровне знаний правил поведения средний и достаточный уровни не обнаружены.

Таким образом, полученные результаты позволяют предположить, что проведение систематической работы по формированию нравственных положений окажут положительное влияние на воспитание культуры поведения.

 

  1. Разработка и реализация перспективного плана по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей группы

II этап опытно -практической работы.

Цель: создать необходимые условия для повышения уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Выстроить систему работы по воспитанию культуры поведения детей старшего дошкольного возраста;
  2. Провести намеченную работу в дошкольном образовательном учреждении;
  3. Разработать перспективный план по созданию условий для формирования культуры поведения детей;

Нами разработан перспективный план по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста на 3 месяца (Приложение 13 ).

В содержании перспективного плана мы включили разные формы работы:

  1. Знакомство с правилами поведения ("Пользуйся словами вежливого обращения: "Пожалуйста", "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания"; "На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко, веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания"; "Везде и всегда бережно относись к вещам и игрушкам".
  2. Проведение дидактических игр ( "Что такое хорошо, что такое плохо", цель которой объяснить, что дети совершают отрицательные и положительные поступки; соединить два элемента, изображающих поступки детей в разных ситуациях, в карточку.
  3. Знакомство с пословицами и поговорками ("Каков разум, таковы и речи", "Чужим умом умней, не станешь", "Не бросай слова на ветер", "Нет друга, так ищи, а нашел - береги").
  4. Чтение художественных произведений ("Рассказ о неизвестном герое" С. Маршака, "Что такое хорошо, что такое плохо" В. Маяковского, "Огурцы" Н. Носова).
  5. Проведение этических бесед

Этическая беседа "Урок вежливости", в ходе беседы воспитатель дает детям представление о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости. Учит справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников. Воспитывает культуру общения: умение приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо обращаться с товарищами. (Приложение 14 )

Этическая беседа "О дружбе", цель этой беседы помочь детям понять,

нравственные качества настоящего товарища. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам. (Приложение 15 )

Этическая беседа "С чего начинается дружба", цель объяснить детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. (Приложение 16 )

Рассматривание иллюстраций из серии демонстрационных материалов "Я и мое поведение".

  1. Проведение праздников и развлечений ("Здравствуй весна", "Культура поведения в общественных местах").

Дадим анализ проведенной работы: работу по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста проводили в повседневной жизни и на занятиях.

Опираясь на исследования Козловой С.А. и Куликовой Т.А. работу проводили поэтапно:

I этап воспитания культуры поведения  начинается с накопления детьми  множеств единичных фактов - упражнений  в поощряемом обществом (и родителями) поведении.

На следующем этапе детям начинали объяснять, когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. На этом этапе важна "методика предвосхищения". Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает советом, поддержкой нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.

Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения.

На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения, больше внимания уделяется осознанию детьми значимости правил этикета.

В утренние часы основное внимание уделяли знакомству детей с правилами культуры поведения (культурно-гигиенические правила, правила культуры общения, правила культуры деятельности и общие правила нравственности) и раскрытию их нравственного смысла.

В ходе выполнения режимных процессов использовали предвосхищающую и положительную оценку с установкой на хорошие поступки детей: "Я уверена...", "Мне будет радостно..." и т.д.

Создавали условия для оказания взаимопомощи детей друг другу "Давайте поможем друг другу убрать игрушки".

Во второй половине дня читали книги Агнии Барто "Медвежонок-невежа", Людмилы Васильевой-Гангус "Азбука вежливости" и др. с последующим анализом.

 

  1. Определение эффективности проведенной работы

Цель: анализ эффективности проделанной работы.

Задачи:

  1. Определить уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста и сравнить с результатами первого этапа опытно-практической работы.
  2. Для выявления уровня сформированности культуры поведения были использованы те же методики, что и на первом этапе опытно-практической работы:
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Наблюдение за детьми.

Для определения уровня сформированности знаний правил поведения предложили детям рассмотреть иллюстрации из серии демонстрационных материалов " Я и мое поведение". На первой картинке изображены мальчик и девочка, склонившиеся над птенцом, выпавшим из гнезда. (Приложение 4 )

На второй иллюстрации мальчик идет по лесу громко поет и у него включен магнитофон. (Приложение 5 )

Третья иллюстрация, на которой изображены веселые играющие дети и грустный мальчик, сидящий в коляске. (Приложение 6 )

В ходе рассматривания иллюстраций детям были заданы вопросы:

  1. О чём эта картина?
  2. Как поступили дети?
  3. Почему вы так считаете?
  4. Какие чувства испытывают дети?
  5. Как бы ты поступил в этой ситуации?

Ответы детей фиксировались в протоколе. (Приложение17 )

На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:

  • ребенок знает правила поведения, называет их;
  • правильно оценивает поступки детей;
  • мотивирует свою оценку;
  • умеет понимать чувства других детей;
  • объясняет возможный свой поступок.

Использовалась 5-балльная система оценок.

5 баллов - ребенок знает правила  поведения; умеет правильно оценивать  поступки других детей; мотивирует  свой ответ самостоятельно; понимает  чувства других; объясняет свой  поступок.

4 балла - ребенок знает правила  поведения; умеет правильно оценивать  поступки других детей; мотивировать  свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.

3 балла - ребенок знает правила  поведения; не всегда дает правильную  оценку поступков других; не умеет  мотивировать свой ответ без  помощи взрослого; понимает чувства  других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.

2 балла - ребенок знает правила  поведения, но не всегда правильно  оценивает поступки других, мотивирует  свой ответ только с помощью взрослого; определяет чувства других не во всех ситуациях; не может самостоятельно объяснить свой поступок.

На основе анализа ответов детей нами определены показатели сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста:

  • ребенок знает правила поведения, называет их;
  • правильно оценивает поступки детей;
  • мотивирует свою оценку;
  • умеет понимать чувства других детей;
  • объясняет возможный свой поступок.

Использовалась 5-балльная система оценок.

5 баллов - ребенок знает правила  поведения; умеет правильно оценивать  поступки других детей; мотивирует  свой ответ самостоятельно; понимает  чувства других; объясняет свой  поступок.

4 балла - ребенок знает правила  поведения; умеет правильно оценивать  поступки других детей; мотивировать  свои ответы иногда затрудняется; понимает чувства других детей; объясняет свой поступок.

3 балла - ребенок знает правила  поведения; не всегда дает правильную  оценку поступков других; не умеет  мотивировать свой ответ без  помощи взрослого; понимает чувства других с помощью воспитателя; объясняет свой поступок.

2 балла - ребенок знает правила  поведения, но не всегда правильно  оценивает поступки других, мотивирует  свой ответ только с помощью  взрослого; определяет чувства других  не во всех ситуациях; не может  самостоятельно объяснить свой  поступок.

С учетом сформированности оценок выделены уровни:

Информация о работе Формирование культуры поведения и дружеских чувств у детей старшего дошкольного возраста