Формирование первого впечатления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления.
Основные задачи
изучить процесс межличностного восприятия
систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия)
описать основные механизмы процесса межличностного восприятия
выявить влияние установок в формировании первого впечатления
проанализировать изученные эффекты восприятия

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 7
1.1. Содержание понятия «первое впечатление» 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 7
1.2.1. Особенности личности изучаемого человека 7
1.2.2. Особенности личности воспринимающего человека 8
1.3. Верно ли первое впечатление 8
1.4. Установки в формировании первого впечатления 9
1.5. Типичные схемы формирования первого впечатления 10
2. Эмпирическая часть 26
2.1. Программа иследования 26
2.2. Результаты 26
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 33

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 60.51 Кб (Скачать файл)
  • адекватная.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что  у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим человеком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность  воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат  в основе типичных искажений представления  о другом человеке. Особенно значительна  роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок  о решимости “идти до конца” в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок  о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т.д.

В экспериментальных  исследованиях, посвященных характеристикам  объекта восприятии, выясняется, что  от них также в значительной мере зависит успех или неуспех  межличностной перцепции.

    1. Типичные  схемы формирования первого впечатления

Описаны три  наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается” определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.

Фактор превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отношения к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Наиболее часто  применяется схема восприятия, которая  запускается в случае неравенства  партнеров в той или иной сфере  социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций  в группе (групповой статус) и  т.п. Ошибки неравенства проявляются  в том, что люди склонны систематически переоценивать различные психологические  качества тех людей, которые превосходят  их по какому-то параметру, существенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам - он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное  эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. В дальнейшем я буду называть такого рода ошибки в общении, действием фактора "превосходства".

Фактор превосходства

Исследования  показывают, что для определения  этого параметра в нашем распоряжении два основных источника информации: 1) одежда человека, все внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки  различия, очки, оформление волос, награды, драгоценности; в определенных случаях  рассматривается даже такая "одежда", как машина, кресло, оформление кабинета и т.д.; 2) манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Понятно, что, кроме  этих двух признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать  случай, когда нам предварительно достоверно известно о превосходстве).

Не менее  важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с  тем, нравится нам внешне наш партнер  по общению или нет. Ошибки заключаются  в том, что если человек нам  нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более  хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.

Например, в  одном из экспериментов учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников. Перед ними ставилась  задача определить уровень интеллекта школьника, отношение его родителей  к школе, его планы в смысле дальнейшего образования и отношение к нему сверстников. Секрет эксперимента был в том, что всем давалось одно и то же личное дело, но к нему прилагались разные фотографии  одна заведомо привлекательная, а другая заведомо непривлекательная. Оказалось, что "привлекательным" детям, при прочих равных условиях, учителя приписывали более высокий интеллект, намерение поступить в колледж, лучший статус в группе сверстников, родителей, больше занимающихся их воспитанием.

Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал  фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал  эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен  на фотографиях. Испытуемые оценили  и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как  более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых  духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.

Таким образом, получается, что этот тип ошибки очень напоминает предыдущий: здесь  тоже под влиянием одного фактора  переоцениваются или недооцениваются  свойства человека. Только здесь мы имеем дело с действием фактора "привлекательности"  чем больше внешне привлекателен для нас  человек, тем лучше он во всех отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются. Эти  элементы служат знаками групповой  принадлежности и для самого "носителя" одежды и "автора" поведения, и  для окружающих его людей. Понимание  своего места в той или иной иерархии, группе, во всей системе общественных отношений, а также положения  других людей во многом определяют общение и взаимодействие. Поэтому  выделение превосходства какими-то внешними, видимыми средствами всегда очень существенно.

В прежние времена  это было настолько важно, что  определенная одежда не только могла  носиться людьми определенного статуса  или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким  образом, задача распознавания статуса  в то время была довольно простой.

Можно утверждать достаточно определенно, что и в  наше время, когда нет жестких  предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства  остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной  знаковой системы одежды и внешних  атрибутов человека, элементы или  сочетание элементов которой  являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление  по схеме превосходства.

Анализ гардероба  человека (предпочитаемого стиля, формы, цвета и других особенностей одежды) в такой ситуации может дать немало информации о таких индивидуально-психологических особенностях человека, как его темперамент, характер, социальный статус и т.д. Но поскольку одежда отражает еще и некоторые особенности нашего бессознательного (установок., психологической защиты и т.д.), то и об этой сфере. Что же в одежде свидетельствует о превосходстве? В первую очередь  цена, чем она выше, тем выше статус. Цену мы "вычисляем", видя качество одежды, прямо связанное с ценой. Зная частоту встречаемости данной модели (дефицитность) и ее соотношение с модой (модность), мы тоже можем судить о цене одежды.

С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор  силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального  положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова  относятся к силуэту. "Высоко-статусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низко-статусным" приближающийся к шару.

Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак  высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.

Так, если яркая  разноцветная одежда сочетается с очень  высокой ценой, то испытуемые склонны  делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с  неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высоко-статусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.

В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы, позволяющие судить о статусе  человека. В чем проявляется "превосходство" в манере поведения? Скорее всего, можно  определить как независимость в  различных обстоятельствах и  ситуациях. Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера: человек  не показывает, что ему интересен  тот, с кем он общается, его реакции, настроения, состояние или то, о  чем, он говорит. Такая независимость "снаружи" может выглядеть как  высокомерие, наглость, уверенность  в себе и т.п. Независимость от ситуации общения обнаруживается в  следующем: человек как бы "не замечает" некоторых ее аспектов  наличия свидетелей, неудачно выбранного момента, различных помех и т.д. Такое поведение может восприниматься по-разному, но почти всегда свидетельствует об определенном превосходстве. Об этом же свидетельствует независимость от различных мелких, неписанных норм общения. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) при важном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Или: человек смотрит в сторону, в окно, осматривает свои ногти  это явная демонстрация превосходства, власти (кстати, люди независимые обычно внимательно смотрят на собеседника, "заглядывают в глаза"). Если человек говорит непонятно для собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, т.е. не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируется иногда как интеллектуальное превосходство, хотя в сущности это тоже нарушение нормы общения  говорить доступно.

Манера поведения  может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства  ситуативного. Каждый может оказаться  в ситуации, которую он не понимает, в которой он очень плохо ориентируется, и поэтому попадает в определенную зависимость от окружающих  их советов, ответов на вопросы и т.д. В  этом случае человек легко ориентирующийся  "хозяин" ситуации  по любому основанию  знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения  элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с  субъективным превосходством, "знающий  себе цену", "высоко себя ценящий". Если же такое поведение не подкреплено  нашими собственными представлениями  или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем  оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его  притязаний (например, "он много о  себе мнит").

Таким образом, можно заключить, что восприятие превосходства по манере поведения  зависит от оценки независимости  в поведении и от нашей готовности признать эту независимость обоснованной, т.е. от нашей собственной позиции  в этот момент, которая определяется значимостью для нас ситуации.

Если в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.

Итак, действие фактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует  превосходство другого над собой  по знакам в одежде и манере поведения. Вследствие этого человек, с одной  стороны, строит свое поведение в  данный момент, с другой  при оценке личности партнера может допускать  ошибки, описанные ранее: преувеличивать (или преуменьшать) те или другие качества.

Информация о работе Формирование первого впечатления