Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления.
Основные задачи
изучить процесс межличностного восприятия
систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия)
описать основные механизмы процесса межличностного восприятия
выявить влияние установок в формировании первого впечатления
проанализировать изученные эффекты восприятия
Введение 3
1. Теоретическая часть 7
1.1. Содержание понятия «первое впечатление» 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 7
1.2.1. Особенности личности изучаемого человека 7
1.2.2. Особенности личности воспринимающего человека 8
1.3. Верно ли первое впечатление 8
1.4. Установки в формировании первого впечатления 9
1.5. Типичные схемы формирования первого впечатления 10
2. Эмпирическая часть 26
2.1. Программа иследования 26
2.2. Результаты 26
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 33
Лучше всего, конечно,
адекватная установка на то, что
у каждого человека есть как положительные,
так и отрицательные качества.
Главное, как они сбалансированы
и оцениваются самим человеком.
Наличие установок
В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции.
Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема “запускается” определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношения к наблюдателю.
Фактор превосходства связан с тем, что человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораздо выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в данной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.
Фактор привлекательности обесп
Фактор отношения к
Наиболее часто
применяется схема восприятия, которая
запускается в случае неравенства
партнеров в той или иной сфере
социальной (различный социальный статус),
интеллектуальной, неравенство позиций
в группе (групповой статус) и
т.п. Ошибки неравенства проявляются
в том, что люди склонны систематически
переоценивать различные
Фактор превосходства
Исследования
показывают, что для определения
этого параметра в нашем
Понятно, что, кроме этих двух признаков, у нас ничего и нет (если, конечно, не рассматривать случай, когда нам предварительно достоверно известно о превосходстве).
Не менее важным и узнаваемыми являются ошибки, связанные с "общей эстетической выразительностью человека", т.е. с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.
Например, в
одном из экспериментов учителям
были предложены для оценки "личные
дела" учеников. Перед ними ставилась
задача определить уровень интеллекта
школьника, отношение его родителей
к школе, его планы в смысле
дальнейшего образования и
Другой пример. Американский психолог А.Миллер, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии мужчинам и женщинам в возрасте от 18 до 24 лет и просил их высказаться о внутреннем мире каждого из тех, кто был изображен на фотографиях. Испытуемые оценили и мужчин и женщин, которых эксперты отнесли к наиболее красивым, как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, любезных, утонченных и более богатых духовно, чем тех, кто был оценен экспертами как некрасивые, и даже чем тех, кто попал в категорию "обыкновенных". Кроме того, испытуемые мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.
Таким образом,
получается, что этот тип ошибки
очень напоминает предыдущий: здесь
тоже под влиянием одного фактора
переоцениваются или
В прежние времена это было настолько важно, что определенная одежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественного положения, но и должна была носиться ими. Существовали определенные правила, что и кому можно или нельзя надевать. Таким образом, задача распознавания статуса в то время была довольно простой.
Можно утверждать достаточно определенно, что и в наше время, когда нет жестких предписаний и ограничений, роль одежды в кодировании превосходства остается значимой. Можно, вероятно, говорить о существовании неофициальной знаковой системы одежды и внешних атрибутов человека, элементы или сочетание элементов которой являются теми крючками, которые направляют формирование первого впечатление по схеме превосходства.
Анализ гардероба
человека (предпочитаемого стиля, формы,
цвета и других особенностей одежды)
в такой ситуации может дать немало
информации о таких индивидуально-
С социальным статусом, кроме цены, тесно связан выбор силуэта одежды. Многие люди называют одежду людей высокого социального положения "строгой", "официальной" и т.п. Причем чаще всего эти слова относятся к силуэту. "Высоко-статусным" считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а "низко-статусным" приближающийся к шару.
Третьим фактором в одежде, который всегда отмечается как признак статуса, является ее цвет. В разных странах конкретные цвета могут иметь разное значение. В нашей стране как признак высокого статуса отмечается одежда черно-белой гаммы, а чем ярче, насыщеннее чище цвет одежды (не черный и белый), тем ниже предполагаемый статус. Надо заметить, что эти признаки важны не только сами по себе, по отдельности, но и во взаимодействии.
Так, если яркая разноцветная одежда сочетается с очень высокой ценой, то испытуемые склонны делать вывод о финансовом превосходстве, а если высокая цена сочетается с неподходящим силуэтом, то "носителя" скорее признают высоко-статусным "деятелем искусства", чем человеком низкого статуса. Точно так же по одежде может быть воспринято и превосходство, например, интеллектуальное. Известно, что если человек в очках, то его умственный и образовательный уровень переоценивается.
В манере поведения,
как и в одежде, всегда присутствуют
элементы, позволяющие судить о статусе
человека. В чем проявляется "превосходство"
в манере поведения? Скорее всего, можно
определить как независимость в
различных обстоятельствах и
ситуациях. Сюда относится, прежде всего,
независимость от партнера: человек
не показывает, что ему интересен
тот, с кем он общается, его реакции,
настроения, состояние или то, о
чем, он говорит. Такая независимость
"снаружи" может выглядеть как
высокомерие, наглость, уверенность
в себе и т.п. Независимость от
ситуации общения обнаруживается в
следующем: человек как бы "не
замечает" некоторых ее аспектов
наличия свидетелей, неудачно выбранного
момента, различных помех и т.д.
Такое поведение может
Манера поведения может содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствие действительного превосходства, объективного или только субъективного; а также вследствие превосходства ситуативного. Каждый может оказаться в ситуации, которую он не понимает, в которой он очень плохо ориентируется, и поэтому попадает в определенную зависимость от окружающих их советов, ответов на вопросы и т.д. В этом случае человек легко ориентирующийся "хозяин" ситуации по любому основанию знает, как себя вести, кто есть кто, обязательно будет вести себя более уверенно, независимо и, следовательно, демонстрировать в манере поведения элементы превосходства. Те же элементы может показывать и человек с субъективным превосходством, "знающий себе цену", "высоко себя ценящий". Если же такое поведение не подкреплено нашими собственными представлениями или сведениями об истинном или ситуационном превосходстве, то тогда мы можем оценить в первую очередь не статус, а, например, некоторые личные качества данного человека, уровень его притязаний (например, "он много о себе мнит").
Таким образом,
можно заключить, что восприятие
превосходства по манере поведения
зависит от оценки независимости
в поведении и от нашей готовности
признать эту независимость
Если в какой-то значимой для себя ситуации человек чувствует себя почему-то неуверенно, неустойчиво, зависимо от каких-то, может быть, еще не состоявшихся событий (т.е. у него самого в данный момент "отрицательное" превосходство), то в этой ситуации фактор превосходства может начать действовать даже от незначительного толчка, от восприятия микроскопических (и в другое время не подействовавших бы) отклонений в манере поведения, во внешнем виде другого человека. Тогда по любому намеку, иногда воображаемому, "запускается" действие превосходства, и ошибки не замедлят сказаться. Много примеров тому: люди в острых, экстремальных ситуациях доверяются тем, кому никогда не поверили бы в обычной обстановке, слушают советы тех (и следуют этим советам), кого в незначимой, спокойной ситуации слушать бы не стали.
Итак, действие
фактора превосходства